Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Масштабы, направления, географическая структура, динамика и тенденции развития мирового рынка услуг




В последнее время в значительной мере на международную торговлю, и в частности торговлю услугами, влияют не только процессы глобализации экономики с политикой либерализации, изменениями в области информационно-коммуникационных технологий, но и расширение деятельности и влияния транснациональных компаний и банков. Они являются движущей силой интенсивного развития всей мировой экономики, активно изменению конкурентной среды и характера конкурентной борьбы.

Характерной особенностью дальнейшего развития мировой торговли услугами является то, что в последнее время наблюдается увеличение объемов потоков прямых иностранных инвестиций, которые осуществляются с помощью ТНК в эту сферу экономики.

Общие объемы экспорта транспортных услуг в последние годы ежегодно возрастают в абсолютном выражении, но их частица в общем объеме коммерческих услуг в последние 15 лет уменьшилась приблизительно на 15 %.

Вообще же, за последние несколько десятков лет наблюдается благоприятная динамика роста основных показателей мировой транспортной системы. Так, удельный вес мирового грузового оборота на тонну произведенной продукции увеличилась почти на 1/3, а душевой грузовой оборот и километрическая подвижность населения в 3,5-4 раза.17

На протяжении последних десятилетий для мировой индустрии туризма были характерные темпы роста, которые превышали вдвое темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП). Доля туристической индустрии в 2009 году равняется 25,9% от общего объема мировой торговли услугами. Показатель ежегодного прироста был ниже, чем в другие годы, но в целом динамическое развитие индустрии туризма оценивается специалистами довольно оптимистично.

Можно ожидать, что сектор туризма будет возрастать и в будущем благодаря увеличению численности населения, повышению уровня жизни людей, усовершенствованию и расширению транспортных систем, увеличению свободного времени людей, развития электронной торговли и телекоммуникационных технологий, а также благодаря другим факторам.

В настоящее время на мировом рынке услуг существует большое количество направлений по оказанию услуг. Сюда относятся транспортные услуги, информационные услуги, электронная торговля, туристические услуги, международный рынок информационных технологий, лизинг, посреднические, страховые, консалтинговые, банковские услуги.

Географическая структура

Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

Что касается региональной структуры мировой торговли услугами, то Северная Америка и Азия более динамично увеличивали свое участие в обмене услугами, чем Западная Европа. Хотя Североамериканский и Западноевропейский регионы сохранили экспортную специализацию в этой сфере.

Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг).

Среди развивающихся стран в международной торговле услугами выделяются три группы стран. К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий ее объемы более чем в 6 раз.

Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг является главным направлением развития экономики. Как правило, это островные или малые государства. Для них характерна ярко выраженная специализация на туристических, финансовых либо транспортных услугах. В целом последние два десятилетия эти страны развивались по пути углубления своей специализации.

Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющимися экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т.д.). Для них торговля услугами во внешней торговле составляет менее 10%.

Для государств Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание торговли услугами характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...