Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международная миграция рабочей силы: основные понятия, потоки миграции (региональные и странам-экспортерам и странам импортерам)




Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано прежде всего причинами экономического характера. Кроме экономических мотивов, процесс международной трудовой миграции определен также причинами политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

 

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из эмиграционных и иммиграционных потоков миграции рабочей силы. Устанавливающим мотивом являются жажда заработать больше, чем на родине, и желание найти лучшее применение своей квалификации. В связи с этим международную миграцию рабочей силы принято устанавливать как оплачиваемую профессиональную деятельность за границей.

 

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы.

 

По-другому, международная миграция рабочей силы представляет собой экспорт и импорт лиц наемного труда. Разностью иммиграции (из страны) и эмиграции (в другую страну) является миграционное сальдо.

 

Вместе с тем существует и более специфическая разновидность международной миграции – реэмиграция, т. е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.

 

Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов».

 

Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.

 

37Влияние миграции на рынок труда

Считается, что рынок труда и миграция находятся в определенном взаимодействии. С одной стороны, насыщенность рынка труда, его география, соотношение спроса и предложения на отдельные виды труда – одни из важнейших факторов миграции населения. C другой – мигранты трудоспособного возраста принимают участие в формировании производственного потенциала территорий

 

Влияние миграции на рынок труда проявляется в том, что миграционные потоки вносят заметные изменения в трудовой потенциал населения региона. В половозрастной структуре мигрантов около 2/3 трудоспособного возраста. Рынок труда характеризуется в настоящее время своеобразной отраслевой структурой занятости (повышена доля занятых в сельском хозяйстве – 37 %), различием в состоянии и механизмах функционирования районных рынков труда, существенной разницей между спросом и предложением рабочей силы, массовой неполной занятостью и скрытой безработицей. В этих условиях мигранты обостряют конкуренцию за рабочие места на рынке труда края и часто имеют более лучшие шансы на получение работы, чем местные жители, так как их уровень образования и квалификация иногда бывает значительно выше.

 

38Миграция рабочей силы и государственные финансы (экономические последствия для стран-импортеров и стран-экспортеров рабочей силы)

 

Анализ экономических последствий международной миграции рабочей силы будет неполным, если мы не примем во внимание ее влияние на доходы и расходы государства как в стране эмиграции, так и в принимающей стране, С этой точки зрения нуждаются в корректировке полученные нами выводы об изменении благосостояния и стран в целом, и отдельных групп населения.

Начнем с самих мигрантов Переезд из одной страны в другую означает для них существенные изменения в налогообложении Физические лица платят разнообразные налоги — подоходный налог, налог на собственность, акцизы и т.д. Мигранты перестают платить налоги в своей родной стране, но должны теперь платить их в новой стране пребывания (конечно, речь идет о легальных иммигрантах) Поэтому изменение благосостояния иностранных рабочих во многом зависит от того, повысилось или понизилось для них налоговое бремя Кроме того, в каждой стране человек пользуется такими общественными благами, как охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, охрана окружающей среды и т д , что существенно влияет на общий уровень его благосостояния Однако в разных странах набор и качество этих общественных благ могут оказаться разными Наконец, в результате переезда в другую страну для рабочего-мигранта могут существенно измениться размеры таких важных трансфертных платежей, как государственные пенсии, пособия по безработице, Выплаты по социальному страхованию и др

Однозначно оценить последствия для мигрантов перехода из одной системы государственных финансов в другую практически невозможно. Иностранные рабочие — это, как правило, выходцы из бедных развивающихся стран. Приезжая в богатые промышленно развитые страны, они обычно сталкиваются с весьма высоким уровнем налогообложения, но одновременно получают доступ к широкому набору общественный благ и к развитой системе социальных гарантий.

Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу скорее всего не приведет заметной экономии бюджетных средств.

Следует подчеркнуть, что человек в разные этапы своей жизни играет разную роль с точки зрения государственных финансов. Дети, Молодые люди, получающие образование, пенсионеры — это преимущественно потребители государственных средств. Люди в активном трудоспособном возрасте, наоборот, уплачивая налоги, выступают в большей степени как источник дохода для государственного бюджета. Эмигранты — это, как правило люди, которые уже получили образование и приобрели необходимую квалификацию в своей стране (часто за счет государственных средств) Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране В этой связи, государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери

Важным финансовым результатом оттока рабочей силы для страны эмиграции является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами оставшимся дома родственникам и друзьям Этот денежный поток не входит непосредственно в государственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платежный баланс страны.

Что касается принимающей страны, то иностранные рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для государственных финансов за счет роста трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и некоторых социальных расходов (особенно, если иммигранты приезжают вместе со своей семьей). Однако, с другой стороны, принимающая страна получает уже готовую рабочую силу, не неся затрат на образование и профессиональное обучение, и при этом в государственную казну поступают дополнительные налоги. Важно подчеркнуть, что принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые все равно уплачивают такие косвенные налоги, как акцизы, налог с продаж и др. Поэтому финансовый результат от иммиграции для принимающей страны, скорее всего, окажется положительным

 

39Регулирование миграции рабочей силы на национальном и межгосударственном уровне

Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года, провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.

Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

  • обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  • гарантии возвращения мигрантов на родину;
  • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  • содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  • совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  • предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.

 

40Международный научно-технологический обмен. Объекты и субъекты международного рынка технологий. Международный обмен технологиями и его виды.

Международный научно-технический обмен является одним из ключевых процессов развития мировой экономики. Глобальные процессы интеграции, характерные для современной экономической модели, предполагают примерно одинаковый уровень технологического развития во всем мире. Однако из-за исторического формирования центров притяжения научных знаний, уровень технического развития мировой экономики неравномерен. Более того, даже уровень самих научных центров может кардинально различаться, что замедляет интеграционные процессы.

 

Для преодоления этих проблем необходимо осуществлять научно-технический обмен на мировом уровне. Помимо поддержки экономически-отсталых стран, обмен научными и техническими знаниями раскручивает спираль научно-технического прогресса. Мировые научно-технические центры, существующие сегодня, разительно отличаются друг от друга, как по области научных исследований, так и по уровню развития. Научно-технический обмен позволяет им объединить разные научные знания, что открывает новые горизонты для исследований, сферы применения научных разработок. Обмен позволяет применять разные подходы к решению одной проблемы и фактически является двигателем научной мысли и научно-технического прогресса в целом.

Научно-технический обмен принято дифференцировать по способам передачи информации и технологий. Выделяются два способа – коммерческий и некоммерческий.

 

Некоммерческий научно-технический обмен предполагает отсутствие денежных обязательств между сторонами-участниками. Некоммерческий обмен это:

 

Издательская деятельность - выпуск специализированной литературы и справочников, публикации в открытом доступе научных статей, создание открытых баз данных и т.д.

Выставочная деятельность - проведение научных конференций, организация симпозиумов и семинаров, подготовка выставок научных достижений.

Обучающие процессы, которые основаны на обмене студентами, аспирантами или уже опытными кадрами.

Миграция специалистов – один из самых неоднозначных факторов международного научно-технического обмена. Иногда кадровая миграция процесс вынужденный – зачастую специалист просто не может найти применение своим знаниям в родной стране. Но чаще всего крупные мировые научные центры просто переманивают высококвалифицированных специалистов из других стран, увеличивая тем самым свой научно-технический потенциал и, соответственно, уменьшая потенциал других государств. Это приводит к таким явлениям как «утечка мозгов».

Коммерческий научно-технический обмен предполагает оплату знаний, передаваемых в процессе обмена от одной стороны другой. Коммерческий научно-технический обмен это:

 

продажа технологий;

продажа патентов и лицензий на использование уже воплощенных разработок;

организация иностранных инвестиций в какие-либо научные или промышленные проекты;

создание совместных предприятий, работающих над определенными разработками, с привлечением иностранных специалистов;

организация лизинговых мероприятий;

инжиниринг;

международный консалтинг.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...