Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 16. Политический режим: понятие и виды




Под государственным режимом понимается совокупность методов осуществления государственной власти, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями.

Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.

Политическая практика полностью подтвердила справедливость тезиса о том, что стоящие у власти слои или классы, в частности, буржуазия, «во всех странах неизбежно вырабатывает две системы управления, два метода борьбы за свои интересы и отстаивание своего господства, причем эти два метода то сменяют друг друга, то переплетаются вместе в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ… Второй метод — метод «либерализма», шагов в сторону развития политических стран, в сторону реформ, уступок и т. д.».1

     В зависимости от того, какой из этих методов осуществления государственной власти в той или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида государственных режимов:

· демократический («либеральный»),

· недемократический

Авторитарный режим характеризуется:

ü ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан,

ü запрещением оппозиционных партий и других организаций,

ü ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов,

ü сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства,

ü сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.

Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. Фашистский режим как крайняя форма авторитарного режима полностью ликвидировал в 30—40-е годы в ряде западных стран буржуазно-демократические права и свободы, уничтожил почти все оппозиционные организации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления. Широкая социальная база фашизма создается в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти —средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.

Появление фашистских режимов является показателем резкого обострения социально-классовых противоречий внутри западного общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечить свое господство, опираясь лишь на либерально-демократические методы. Она вынуждена под страхом утраты государственной власти прибегать к широкому использованию террористических методов. Ярким примером тому могут служить фашистские режимы, существовавшие в довоенный период в Германии и Италии.

Характерными чертами фашистских режимов в этих странах были следующие:

· сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев;

· официально насаждаемые через средства массовой информации антикоммунизм и антисемитизм;

· постоянно проводимая на государственном уровне «охота на ведьм» — коммунистов и «всех иных», не согласных с проводимой фашистскими лидерами политикой;

· повседневная опора правящих кругов на армию, полицию и другие репрессивные органы;

· непререкаемая власть вождя — фюрера, дуче, ставших «богами» фашистской Германии и Италии.

Кроме названных существует ряд и других особенностей фашистских режимов. Одной из важнейших среди них является абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной. Диктатура исполнительной власти устанавливается повсеместно под предлогом проведения «кардинальных реформ», борьбы за «единство нации», за установление подлинной демократии, торжество законности и справедливости.

Деятельность парламентских структур при этом полностью парализуется и политически нейтрализуется. Представительная власть народа заменяется властью политиканствующей клики. Парламент практически лишается своей традиционной компетенции — творить законодательство.

Согласно, например, Закону о ликвидации бедственного положения народа и государства, принятому 23 марта 1933 г. в Германии, вся законодательная деятельность была фактически закреплена за правительством. Оно наделялось полномочиями принимать любые законы без какой-либо санкции парламента (рейхстага). При этом допускалось, что такие законы могли и не соответствовать конституции. Международные договоры не нуждались более в ратификации парламента. Канцлер наделялся исключительными прерогативами на разработку и внесение на рассмотрение правительства проектов законов. Последние вступали в силу на следующий день после их утверждения.

Характерными признаками буржуазно-демократического режима являются следующие:

· конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций;

· существование ряда политических (в том числе, оппозиционных) партий;

· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;

· официальное признание принципа буржуазно-демократической законности и конституционности,

принципа разделения властей и др

Воппрос 17. Понятие и свойства государственной власти. Легитимность и легальность государственной власти.

Власть – это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле.

Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств авторитета, воли, права, насилия.

Государственная властьвозникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом.

Государственная властьэто политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.

Государственная власть представляет собой совокупность институтов государственной власти – государственные органы, учреждения, организации, служащие, должностные лица, которые действуют в рамках определенных правовых принципов и норм. Для государственной власти характерно выделение особого слоя людей, призванных управлять обществом при помощи специальных институтов. Существование государственной власти находится в чиновниках, армии, администрации, судьях.

Институты президентства, парламентаризма, суда, государственной службы и многие другие составляют основу государственной власти. Все эти институты организованы как определенная система, все части которой связаны между собой и представляют единое целое.

Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, в законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.

Органы государственной власти в случае необходимости применяют к тем, кто нарушает интересы охраны законности и правопорядка принудительны меры, допускаемые законом. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества от преступных посягательств.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

1) Во-первых, государственная власть, как и любая власть, – это способность или возможность при помощи каких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться или управлять кем-то, подчинять своей воле других.

2) Во-вторых, государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, власти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми. Как разновидность социальной власти государственная власть – «это способность или возможность воздействовать не вообще на чье-то поведение, а на поведение людей, распоряжаться или управлять не вообще кем-то, а людьми и их объединениями, подчинять своей воле не вообще кого-то, а опять же людей».

3) В-третьих, государственная власть – это публичная власть, т.е. власть, которая носит не частный, а всеобщий, всенародный характер.

4) В-четвертых, государственная власть – это власть политическая.

5) В-пятых, государственная власть – это легитимная власть.

Легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Вопрос о легитимности обычно встает при изменении формы правления, политического режим в результате революции или государственного переворота.

Государственная власть должна иметь кредит доверия у населения. Получение кредита доверия у населения, по-другому легитимация государственной власти, имеет несколько форм:

· Традиционную (основана на действующих в обществе обычаях и традициях, нередко связана с ролью религии, с личной, племенной или сословной зависимостью),

· Харизматическую (обусловлена особыми (нередко приписываемыми) качествами тех или иных государственных деятелей),

· Рациональную (опирается на разум - население поддерживает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой деятельности этой власти.Основу такой легитимации составляют не лозунги и обещания действующей власти, а ее практические дела, направленные на благо общества).

6) В-шестых,государственная власть – легальная власть.

Легальность – это признание какой-либо организации, процедуры, общественного отношения, тех или иных институтов государственной власти, существующими на законных основаниях.

7) В-седьмых, государственная власть - это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом.

8) В-восьмых, государственная власть – это власть территориальная.

При этом центральная власть действует в пределах всей территории страны, региональная – в пределах территории соответствующего региона (например, в пределах территории субъекта федерации), местная – в пределах территории соответствующих административно-территориальных образований (города, района, села и т.д.).

9) В-восьмых, государственная власть – это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов.

Средства и методы государственной власти:

· сила авторитета,

· традиции,

· идеология,

· религия,

· пропаганда,

· поощрительные меры

К специальным средствам осуществления государственной власти относятся:

· органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат,

· нормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные или санкционированные государством.

Специальные методы осуществления государственной власти:

· Убеждение,

· Принуждение.

В практике государственной власти стимулирование методами убеждения и принуждения необходимо в любое время и в любой сфере общественной жизни. Без них не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность общества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...