Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По времени существования: постоянные и временные.




4. По характеру интересов, ряд современных авторов предлагает делить функции государства наклассовые, осуществляемые в интересах политически господствующего класса, и обще-социальные. С помощью такой классификации предпринимается попытка завуалировать классовую природу государства, сделать акцент на его деятельности, осуществляемой в интересах всего общества. Однако вопрос о том, какие конкретно функции следует отнести к обще-социальным, а какие к классовым, остается дискуссионным.

По мнению одних авторов, к обще-социальным следует отнести прежде всего функции экономическую, социальную, поддержания демократического правопорядка, охраны природы и окружающей природной среды.

Более осторожен в определении обще-социальных функций М.Н. Марченко. По его мнению, к таковым относится лишь функция, направленная на рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, внедрение в производство новых, безотходных технологий. Действительно, деятельность государства по охране окружающей природной среды проводится в интересах всего общества и будущих поколений. Классовый характер носит большинство функций государства, поскольку оно проводит в жизнь в первую очередь интересы экономически господствующего класса. В-общем, следует заметить, что деление функций государства на классовые и обще-социальные отражает, скорее, будущее состояние общества и государства, нежели сегодняшние реалии, когда несколько десятков наиболее богатых граждан страны получают доходы, намного превышающие совокупные выплаты государства миллионам неимущих и обездоленных. Лишь в отдаленной перспективе, когда экономика страны будет способна обеспечить равные права каждого члена общества на произведенные обществом материальные блага, а государство закрепит справедливый принцип распределения материальных благ, функции государства будут носить действительно обще-социальный характер. Вместе с тем выравнивание в правах всех членов общества делает их социально однородными и тем самым уничтожает какие бы то ни было классы. В этих условиях становится ненужным и основное орудие экономического и политического господства— само государство. Наступит новая эпоха цивилизации.

По сфере деятельности: экономическая, политическая, социальная, культурная и др.

Вопрос 13. Формы государства: общая характеристика.

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает.

Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует.

Изучить же государство с точки зрения его формы — это значит, в первую очередь, изучить его строение, его основные составные части, его внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти.

В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Высказываются самые разные точки зрения. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

Традиционным, например, для отечественного государство-ведения и правоведения 60—70-х годов было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства.

В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из:

· формы правления,

· формы государственного устройства

· государственного режима.

Данное мнение имеет место не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.

Что собой представляет каждая из составных частей формы государства?

1)Форма правления есть организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними и населением.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором — республиканская.

І. При монархической форме правленияисточником государственной власти является монарх (наследственный и бессрочный характер власти):

1. Абсолютная монархия;

2. Дуалистическая монархия;

3. Конституционная монархия.

На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов — дуалистические и парламентарные (конституционная).

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента. Последний, однако, в ряде случаев фактически подчиняется монарху.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарную монархию нередко называют конституционной монархией.

 

ІІ.При республиканской(выборный и срочный характер власти)народ.

Современные республики делятся на два вида:

президентские, - характерной особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства,

парламентарные, - особенностью которых является довольно слабая власть президента. Характерным для парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.

 

ІІІ. Смешанные формы правления:

· Республика: полу-президентская иполу-парламентская;

· Монархическая республика: вводится пожизненный пост главы государства;

· Республиканская монархия: пост главы государства из числа монархов замещается на определённый срок.

    

 

Страница 224 учебника Лейста О. Э.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...