Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 20. Понятие и признаки органа государственной власти. Классификация органов государственной власти.




Орган государства – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Признаки государственного органа:

1)формируется по воле государства и осуществляет свои полномочия от его имени;

2) выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности;

3) орган государства состоит из государственных служащих (чиновников), находящихся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой. Права, обязанности, объём властных полномочий (их правовой статус) определяются законами, другими НА, конкретизируются должностными инструкциями, штатными расписаниями. Чиновники работают на возмездной основе, получают за свой труд заработную плату согласно занимаемой должности;

4) наличие у каждого органа государства юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями.

Реализация органом государственной власти своей компетенции не только его право, но и обязанность. А вот выход за пределы своих полномочий не допускается;

5) в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей;

6) государственно-властные полномочия проявляются в возможности издавать правовые акты – нормативные или правоприменительные, в реализации этих правовых актов путём использования различных методов, в том числе метода правового принуждения;

Виды государственных органов:

Помимо принципа разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная), органы государственной власти классифицируются и по другим основаниям (критериям):

1)по юридической силе (объёму властных полномочий):

высшие - федеральные органы - (распространяют свои полномочия на всю территорию государства; находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение);

местные - государственные органы субъектов – (функционируют в административно-территориальных единицах, их полномочия распространяются только на эти регионы и территории;

Однако, следует помнить, что не все местные органы являются государственными, например, органы местного самоуправления.

2)по порядку образования:

первичные (производные, представительные):

либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия),

либо (выборные) – (представительные органы) - Президент, Законодательное Собрание;

производные (назначаемые) – создаются первичными органами и от них получают властные полномочия (исполнительно-распорядительные органы, военные и военизированные ведомства; органы прокуратуры и т.д.).

В демократическом государстве доминируют выборные органы. У назначаемых органов нередко возникает тенденция к отчуждению от общества, народа.

3)по широте компетенции:

-общей компетенции – (Правительство) – правомочны решать широкий круг вопросов (например, правительство, исполняя законы и указы президента, активно участвует в осуществлении всех функций государства),

-специальной (отраслевой) компетенции – (Министерство финансов, Министерство здравоохранения и т.д.) – специализируются на выполнении какой-либо одной функции;

4)по характеру осуществляемых полномочий:

–институт главы государства (Президент);

–органы законодательной власти (Федеральное Собрание РФ);

–органы исполнительной власти (Правительство);

–судебные органы;

–надзорно-контрольные (прокуратура);

5) по времени действия:

постоянные;

временные;

6)по порядку принятия решений:

коллегиальные (Правительство);

единоначальные (Президент).

Вопрос 21. Понятие и признаки права.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, являющихся регулятором общественных отношений.

Признаки права:

1)нормативность – означает, что право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений;

2)системность - так как все нормативные предписания применяются в совокупности, в которой предписания взаимодействуют и дополняют друг друга;

3)формальная определенность - выражение общественной воли в форме официальных юридических актов, которые устанавливаются государственной властью и содержат предписания, определяющие границы свободы субъектов права;

4)регулятивность - осуществляется с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей;

5)общеобязательность – нормы права адресованы не конкретному лицу, а большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию и обязательны для исполнения ими.

Вопрос 22. Основные пути происхождения права.

Восточный путь происхождения права

Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью.

Первоначально возникли должности управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев.

Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства - положения личности в системе власти.

Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность.

Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Западный путь происхождения права

Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости.

Очень хорошо развито гражданское право.

Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы.

Земля, главным образом, находится в частной собственности.

Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...