Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Открытие Волжского филиала Московского энергетического института. Его роль в развитии науки и культуры в Среднем Поволжье.




 

ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВ­СКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ВФ МЭИ) создан в 1961 на базе Чебоксар.филиала Горьков. политехнич. института, функционировавшего в Чебоксарах с 1958. Вначале филиал имел только вечер.отделение с 600 студентами и 26 преподавателями. С сентября 1962 подготовка кадров шла по днев., вечер.и заоч. формам обучения. Проректором филиала был доктор технич. наук, профессор А.А. Фёдоров.

В 1965 на 24 кафедрах трудились 204 преподавателя, обучались 4299 студентов. К сентябрю 1967, к моменту вхождения филиала в состав вновь организован.университета, обучались 4237 студентов. За 6 лет (1961–67) ВФ МЭИ подготовил 412 инженеров-энергетиков.

В филиале плодотворно работали студенческие научно-технич. общество и конструктор.бюро. В составе общесоюз. отряда «Энергия» за 1961–67 студенты электрифицировали в сёлах и деревнях Чувашии 2300 дворов, протянули более 70 км линий электропередач. На базе ВФ МЭИ и историко-филологич. факультета Чуваш.государствен. педагогич. института в 1967 образован Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова.

 

Культ киреметя. Обряд «языческого» жертвоприношения.

Киремет. В древности человек понимал, что общение с божествами - это особенный момент. И проходить он должен был в особых, священных местах. Если эти места были на природе, то их старались как-то выделить, например, огородить, украсить какими - то изображениями и т.п., позднее в таких местах стали строить специальные здания - храмы.

Образ киремет. Киремет - один из самых сложных и противоречивых образов чувашской религии, что говорит о его чрезвычайной древности. Среди ученых существуют разные мнения о происхождении этого культа. В народной религии известно множество преданий о происхождении киремет. Его считали то братом верховного бога, то его сыном, то представляли в виде женского образа. В некоторых источниках говорится о том, что киремет - злой дух, но во многих молитвах его называют ырг - добрый дух. В большинстве тюркских языков слово киремет означает "чудо, благородство, целительное средство". У марийцев, мордвы, удмуртов образ киремет заимствован из чувашской религии, и это слово означает "злой дух, божество, священное место".

В глубокой древности киремет карти являлся местом поклонения божествам светлого мира, а в дальнейшем, с ухудшением жизни, киремет все больше становился злым духом.

Киремет карти. Около каждой деревни был один или несколько киремет карти, среди которых один мог быть главным. Киремет карти устраивали в лесу на возвышенном месте, около родника или ручья.

По описанию ученых XVIII века, киремет карти представлял собой четырехугольный участок, обнесенный оградой в рост человека и имел три входа - в середине восточной, северной и западной частей ограды. Северная калитка была обращена к речке или ручью, в нее носили воду. В восточную загоняли животных, а в западную заходили люди. В центре киремет карти росло одно или несколько священных деревьев. Около северного входа располагались столы для разделки животных, у западного входа имелось строение или навес, открытый с восточной стороны. Под ним устанавливались столы, накрытые скатертями, рядом раскладывали костры для варки жертвенной пищи.

По некоторым сведениям, у чувашей существовали идолы, которые устанавливали вместо или одновременно со священными деревьями в киремет карти.

Древние чуваши очень почитали места обитания духов киремет. Мимо них старались лишний раз не проходить, там нельзя было ругаться, кричать, совершать что-то непристойное. Считалось, что за это киремет может наказать человека болезнью. (Здесь проявлялся не только страх наказания, но и уважение к месту обитания другого существа.)

Чяк духу киремет совершали по мере необходимости: сразу после рождения ребенка, перед свадьбой или, например, во время болезни кого-нибудь из членов семьи. Ежегодно осенью каждая семья делала такой чяк, а весной перед пахотой проводили киремет чякe всей деревней.

Таким образом, киремет карти мог служить в качестве храма и напоминал собой устройство мира в представлениях древних чувашей.

Особенность чувашского язычества состояла в традиции умилостивления как добрых, так и злых духов. Жертвы приносились домашними животными, кашей, хлебом и т.п. Жертвоприношения совершали в специальных капищах - культовых сооружениях, которые обычно устраивались в лесах и также назывались киреметями. За ними ухаживали мачауры (мачавар). Они вместе с главарями молений (келепусе) совершали обряды жертвоприношений и молений.

 

21

Возникновение и развитие чувашской советской литературы. Организация Союза писателей ЧАССР (1934 г.).

Союз чувашских писателей создан 30 июня 1923 года на собрании работников Чувашского книжного издательства и сотрудников газеты «Канаш». Называлось тогда это сообщество Союзом чувашских писателей и журналистов. Устав Союза был утвержден 1 июля 1923 года. Инициатором создания сообщества были Н.Золотов, Н.Патман, Н.Шубосьсинни, С.Хумма, С.Лашман и другие.

После того, как в 1934 году был создан единый Союз писателей СССР, сообщество чувашских писателей и журналистов преобразовывается в Союз писателей Чувашской АССР и просуществовал, как единая творческая организация, до 1991 года.

В 1991 году писатели разделились на две организации: Союз писателей Чувашской Республики (регистрирован Министерством юстиции ЧР 4 января 1992 г.) и Союз чувашских писателей (20 февраля 1992 г.). Обе организации на равных началах являются правоприемниками Союза писателей Чувашской АССР.

В настоящее время Союз чувашских писателей обьединяет в своих рядах 110 членов Союза писателей. С Союзом чувашских писателей активно сотрудничают 92 молодых литераторов, которые входят в литературное обьединение имени Алексея Талвира.

При Союзе чувашских писателей работает Школа юных дарований, которой руководит известный писатель и педагог Роза Шевлеби. В школе юных дарований обучается 70 школьников, произведения которых уже известны нашим читателям.

Во главе Союза чувашских писателей со дня создания стоит крупнейший писатель и деятель культуры, известный общественник Михаил Юхма.

Юхма Михаил Николаевич — народный писатель Чувашии, академик Международной академии информатизации, лауреат Международной премии и Золотой медали ООН, лауреат награды «За заслуги перед тюркским миром» и других самых престижных наград и премий России и всего мира. Он — автор многих исторических романов, повестей, сборников стихов, очерков, раздумий, исследований по древней и средневековой истории нашего народа, в том числе таких книг, как «Древние чувашские боги и герои», «Древние чуваши», он же подготовил и издал древние чувашских эпосы «Аттил и Кримкильте», «Ылттанпик» и «Семь девушек-кудесниц».

В ноябре 2000 года мы составили договор о совместной творческой деятельности Союза чувашских писателей и Союза писателей ЧР. Но осенью 2001 года Союз писателей ЧР распался на 2 части: Союз писателей Чувашии «Хурăнташ» и Профессиональный Союз писателей ЧР.

И теперь в нашей республике 3 писательских организации. Наш Союз писателей — самый старый, самый многочисленный.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...