Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС № 25Российская Федерация – социальное государство: конституционно-правовые характеристики.




Социальным называется государство, которое основывается на принципах социальной справедливости, берет на себя обязательства обеспечить возможность достойного для каждого человека существования. Концепция социального государства исходит из того, что каждый взрослый гражданин имеет возможность и обязан зарабатывать на содержание не только самого себя, но и своей семьи. Вмешательство государства имеет место лишь в том случае, если потребности гражданина не могут быть удовлетворены ввиду объективных обстоятельств, не зависящих от воли конкретного человека, например в связи с отсутствием работы, болезнью, инвалидностью.

Российская Федерация в ст. 7 Конституции РФ провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основными конституционно-правовыми характеристиками России как социального государства являются:

– закрепление в Конституции РФ системы социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами, установленными во Всеобщей декларации прав и свобод человека 1948 г., Международном пакте о социально-экономических и культурных правах 1966 г.;

– установление прожиточного минимума, под которым в Российской Федерации понимается стоимость потребительской корзины минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг и обязательных платежей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. В России прожиточный минимум определен в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Конституционные положения о социальной природе и социальной политике Российской Федерации конкретизируются и развиваются в разветвленной системе федеральных законов, указов Президента РФ и подзаконных нормативных правовых актов. К числу таких Федеральных законов, в частности, относятся: от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации"; от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Эти и другие социальные законы периодически обновляются и совершенствуются.

Российское государство осуществляет социальные функции на федеральном, региональном (в субъектах РФ) и муниципальном уровнях.

ВОПРОС № 26.Конституционные основы организации государственной власти в Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К государственным органам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти (например, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ).

Частью 1 ст. 11 Конституции РФ предусмотрены следующие органы государственной власти:

двухпалатный парламент – Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной думы, – являющийся представительным и законодательным органом РФ;

Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть в РФ;

суды РФ, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Также к государственным органам России относится Прокуратура РФ, представляющая собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории России.

Для осуществления государственной власти на территории конкретного субъекта Федерации субъектами образуются собственные органы государственной власти. Конституция РФ гарантирует самостоятельность субъектов РФ в определении ими своей системы органов государственной власти, которая не должна противоречить основам конституционного строя РФ, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.

Каждый субъект РФ образует законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, а также формирует свои судебные органы власти, к которым относятся конституционный (уставный) суд и мировые судьи.

Субъекты РФ вправе в соответствии со своей конституцией (уставом) образовывать и иные органы государственной власти.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

ВОПРОС № 27. Государственный суверенитет Российской Федерации. Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

Государственный суверенитет - это исходящая от народа верховная власть, состоящая в самостоятельном осуществлении государственных функций в рамках национального и международного права.

Составными элементами суверенитета являются верховенство, самостоятельность и независимость

Государственный суверенитет имеет две стороны:внутреннюю - исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах своей государственной территории;внешнюю - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимости вмешательств во внутригосударственные дела.

Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.

Восстановление суверенитета РСФСР (это государство было суверенным с 1917 по 1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г., когда I Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

Помимо провозглашения суверенитета РСФСР и намерения создать новое демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР, в декларации также утверждались:

приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР; равные правовые возможности для новообразованных политических партий, общественных организаций и объединений, в том числе и неформальных;принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краёв в составе РСФСР.Декларация подписана Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным.

Конституция 1993 г. содержит новые подходы к суверенитету государства.Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях:

- суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;

- Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

- Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. указано: «Конституция Российской Федерации не допускает какого- либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации исключает существова-ние двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

ВОПРОС № 28. Принцип разделения властей и его реализация в конституционно-правовой практике Российской Федерации.

Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отдельно отмечается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает:

- законы обладают высшей юридической силой, принимается только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ);

- между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ;

- судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции;

Часть 1 статьи 80 КРФопределяет Президента РФ как главу государства и устанавливает в общем виде его функции. Он является гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (иначе говоря - координирует деятельность "ветвей власти"), определяет в соответствии с федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию как глава государства внутри страны и в международных отношениях.

Согласно статье 94 КРФФедеральное Собрание - парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ.Государственная Дума, которая избирается по пропорциональной системе, представляет население России в целом, а также основные политические силы. Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от законодательной и исполнительной власти), представляет субъекты РФ.

Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, ФС и судами. В ст. 110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.Правительство РФ в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых ФС законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров, осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти.

Суды - независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, "право там, где средства его защиты" (ubijusubiremedium)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 457.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...