Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС № 17 Источники конституционного права: понятие и виды.




Источник (форма) права - исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

К источникам конституционного права можно отнести:

конституции; договоры, соглашения, декларации;законы;подзаконные акты;судебные решения.

 

Некоторые конституционалисты (М.В. Баглай, А.Е. Козлов и др.) в качестве самостоятельного источника конституционного права рассматривают естественное право как совокупность естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека (все рассмотренные выше источники при таком подходе объединяются в позитивное право).

Такой подход, безусловно, имеет право на существование. Однако всякое право должно быть реализуемо и защищаемо, а реализация и, особенно, защита прав и свобод возможны при позитивном закреплении этих прав и свобод (в нормативном акте, судебном решении, договоре и пр.). Практически все общепризнанные (естественные) права и свободы человека в Российской Федерации закреплены позитивно, на уровне Основного Закона, в том числе благодаря формулировкам ч. 4 ст. 15 и ст. 55 Конституции РФ.

ВОПРОС № 18. Конституционно-правовые нарушения (деликты): понятие, особенности, виды.

Конституционным деликтом является противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие) органа публичной власти или должностного лица такого органа, которое причинило либо создало опасность причинения вреда общественным отношениям в сфере осуществления публичной власти и за которое законодательством предусмотрена конституционно-правовая ответственность.

Объектом конституционного правонарушения будет комплекс охраняемых законом общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права, складывающихся по поводу осуществления публичной власти. Конституционный деликт должен быть совершен в форме деяния (действия или бездействия);

Противоправность. Деяние должно противоречить предписаниям правовых норм.

Виновность – психическое отношение субъекта конституционно-правовой ответственности к совершенному деянию, выражающееся в форме умысла или неосторожности.

Общественная опасность выражается в посягательстве деяния) на защищаемые правом общественные отношения в особой сфере – сфере осуществления публичной власти.

Наказуемость

Специальный субъект ответственности – органы публичной власти и должностные лица данных органов

Субъектами конституционного правонарушения (деликта) будут: Президент, Правительство, член Совета Федерации РФ, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), орган исполнительной власти субъекта, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, орган местного самоуправления или должностное лицо органа муниципального образования, политическая партия, Генеральная прокуратура РФ в лице Генерального прокурора.

В настоящее время санкциями конституционно-правовой ответственности являются: – предупреждение, выносимое главе органа исполнительной власти (высшему должностному лицу), законодательному (представительному) органу власти субъекта РФ либо главе муниципального образования, представительному органу местного самоуправления;– отзыв депутата законодательного (представительного) органа; – досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации; – отставка Правительства РФ, отставка органа исполнительного власти субъекта РФ;– отставка главы органа исполнительной власти (высшего должностного лица) субъекта РФ или главы муниципального образования;– роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ либо представительного органа муниципального образования;– отрешение от должности Президента РФ – отставка Генерального прокурора РФ.

ВОПРОС № 19.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности

это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.Конституционно-правовая ответственность в нашей стране наступает на основе норм Конституции РФ и федеральных конституционных законов, также в качестве комплексного института конституционного права она устанавливается и другими его источниками, в том числе федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и подзаконными актами. Заметим, что сейчас уголовная ответственность устанавливается только федеральным законом.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

1) государство в целом как субъект (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);

3) общественные и религиозные объединения;

4) граждане.

Т.Д. Зражевская приводит различные виды конституционных санкций:

1) применяемые к коллегиальным органам власти (роспуск законодательного органа, отставка Правительства, отмена нормативных актов, признание актов или отдельных их положений неконституционными);

2) применяемые к высшим должностным лицам государства (отрешение от должности Президента РФ и отрешение от должности других высших должностных лиц, освобождение от должности отдельных членов Правительства, выражение недоверия, запрет занимать определенные должности);

3) применяемые к депутатам (лишение полномочий депутата (отзыв), выборного должностного лица);

4) применяемые к физическим лицам (отмена решения о приеме в гражданство, лишение государственных наград и почетных званий, лишение активного и пассивного избирательного права по факту вступления в силу судебного приговора);

5) применяемые к общественным объединениям (отказ в регистрации избирательных объединений, общественных объединений).

Зражевская Т.Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2000. С. 4.

ВОПРОС № 20.Понятие и общая характеристика основ конституционного строя Российской Федерации.

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, а также социальным и светским государством. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права. Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ.

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

человек, его права и свободы как высшая ценность;

народовластие;

полнота суверенитета Российской Федерации;

равноправие субъектов РФ;

единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

экономическая свобода как условие развития экономической системы;

разделение властей;

гарантии местного самоуправления;

идеологическое многообразие;

политический плюрализм (принцип многопартийности);

приоритет закона;

приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...