Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС № 29. Россия - светское государство. Равенство перед законом религиозных объединений




СВЕ́ТСКИЙ - не церковный, гражданский;

Конституционные принципы светскости государства и отделения религиозных объединений от государства реализуются посредством четкого разделения сфер компетенции и функций государства и религиозных объединений, которое является предпосылкой их сотрудничества на взаимно приемлемых условиях.

Принцип светского характера государства закреплен в статье 14 Конституции Российской Федерации:

«1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Конституционная норма о светском государстве практически дословно воспроизведена в части 1 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»(далее – Закон) с конкретизаций запретов для органов государственной власти, которые должны:

– не вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

– не возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

– не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному закону;

– обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с Законом о свободе совести, под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: 1) вероисповедание; 2) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; 3) обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения, в свою очередь, подразделяются на религиозные организации и религиозные группы. Среди религиозных организаций выделяются местные и централизованные.

В реальной правоприменительной практике можно наблюдать случаи, когда должностные лица оказывают покровительство одним конфессиям и притесняют другие, будучи при этом убеждены, что действуют не в соответствии с личными пристрастиями, а действуют в русле государственной политики, якобы избирательно поддерживающей лишь определенные конфессии.

    ВОПРОС № 30. Конституционно-правовые основы многообразия форм собственности, их равенства и защиты.

Статья 8 Конституции РФ 1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Конституция РФ в содержание основ конституционного строя государства включает нормы, регулирующие отношения, связанные с экономической системой России и являющиеся существенной предпосылкой полновластия народа и реальной свободы личности.

Для экономической системы России характерно многообразие форм собственности. Это объясняется особенностями современного этапа развития российской экономики. Содержащиеся в данной статье конституционные принципы формируют основы конституционного экономического строя. Эти принципы лежат в основе большой совокупности конституционных норм, объединенных логико-правовыми связями и в силу этого представляющих собой определенное единство, подсистему норм, построенную с использованием концепции "экономической конституции".

Формы собственности делятся на: общенародную – в виде природных богатств общенародного пользования, обладающей общей и равной доступностью для всех членов общества (к сожалению, эта форма собственности не выделена в принятых российских законодательных актах о собственности);государственную–природные богатства, основные производственные средства, оборотные средства, информация, представляющие часть общенародной собственности – переданную по воле народа и решению органов народовластия в ведение и распоряжение государственных органов на определённых условиях использования с одновременным делегированием ответственности; региональную государственную, муниципальную, переданную в распоряжение местных органов; коллективную, представляющую неделимую часть общенародной, государственной, региональной собственности, преданную на определенный или неограниченный срок коллективу лиц, общую – в виде имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг, созданных, приобретенных, первоначально принадлежащим двум или нескольким лицам,. Общая собственность делится насовместную, в рамках которой объект собственности принадлежит всем участникам, лицам на равных началах, без выделения долей, и долевую собственность, при которой определена долякаждого из отдельных собственников, участников, лиц в общем праве собственности;индивидуальную, представляющего имущество, предметы, информацию, принадлежащие лично индивидууму и используемые им по собственному усмотрению при соблюдении правовых норм, распространяющихся на граждан-собственников.

ВОПРОС № 31.Идеологическое многообразие

означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, партий и организаций, мнений в философии, литературе, науке.Конституция России закрепляет идеологическое многообразие как одну из основ конституционного строя (часть 1 статьи 13). Идеологическое многообразие основывается на конституционной свободе мысли и слова. Никто в Российской Федерации не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (часть 3 статьи 29 Конституции).         

Идеологическое многообразие обеспечивается свободой массовой информации. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять любым законным способом. В Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается (части 4 и 5 статьи 29 Конституции).

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь я различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Многопартийная система в России начала складываться гораздо позже, чем в большинстве развитых стран Западной Европы и Америки. Главной причиной этого был господствующий несколько столетий крепостной строй с ярко выраженной самодержавной властью. Многопартийная система в России берет свое начало в конце XIX – начале ХХ вв., когда за неполное десятилетие оформилось более пятидесяти партий. С приходом в октябре 1917 года к власти революционно настроенной партии большевиков деятельность всех других политических объединений стала постепенно сворачиваться. Уже к лету 1918 года РСДРП(б) осталась единственной легально действующей политической партией, все остальные были или закрыты, или самораспустились.

В России в настоящее время не существует какой-либо официальной идеологии, поэтому политические партии могут иметь и правый, и левый уклон. Основное условие – отсутствие в их программных требованиях призывов к расовой или национальной дискриминации, а также к революционным действиям с целью радикально изменить существующий строй.

Особенность многопартийности в России заключается еще и в том, что практически все партии (за исключением, наверное, КПРФ) создаются вокруг конкретного лидера, а не как выразители интересов определенных социальных слоев или классов.

ВОПРОС № 32. Конституционно-правовые основы организации и деятельности политических партий в Российской Федерации.

 

В Российской Федерации конституционно-правовой статус политических партий закреплен в Конституции 1993 г., Федеральном законе от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», Федеральном законе от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральном законе от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В основе правового статуса политических партий и общественных объединений Российской Федерации лежит принцип идеологического многообразия и многопартийности, который находит свое отражение в следующих положениях ст. 13 Конституции:

- никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 2)1;

- в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность (ч. 3);

- общественные объединения равны перед законом (ч. 4).

В основе отношений государства и общественных объединений лежат положения ст. 17 указанного Федерального закона о том, что:

• им запрещается вмешиваться в деятельность друг друга, за исключением случаев, предусмотренных данным законом;

• государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Под политической партией в нашей стране понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным.

 

ВОПРОС № 33.Конституционно-правовые основы организации гражданского общества.

 

Гражда́нскоео́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса, а также других внешних факторов. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе, совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур, но не вне рамок государства как такового.Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства.Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность.

Нормы Российской Конституции создают основу для формирования политических отношений в обществе. Этому способствует провозглашение в ст. 1 Конституции России как демократического, федеративного государства с республиканской формой правления.

Закрепляя демократический характер государства, ст.3 Конституции признает единственным источником власти и носителем суверенитета ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации.

Впервые в России на конституционном уровне закрепляется принцип разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), органы которых являются самостоятельными.

Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции РФ демократические принципы функционирования политической системы. Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно выбирать и следовать выбранной им системе взглядов и представлений. Запрещается существование в обществе государственной или иной обязательной идеологии.

В этой же ст. 13 содержится и другой важный для политической жизни страны принцип — принцип политического многообразия. На его основе возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы. Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч.5 ст. 13 Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 601.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...