Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС № 14. Народ как субъект конституционных правоотношений.




 

Субъектами конституционно-правовых отношений являются их участники, осуществляющие в конкретном правоотношении субъективные права и юридические обязанности или порождающие своей правоспособностью правовые состояния.

Особое место в системе субъектов конституционно-правовых отношений занимает народ. В науке конституционного права преобладает мнение, что народ представляет собой лишь часть населения страны, состоящую из граждан, обладающих активным избирательным правом, то есть избирательный корпус, в лице которого население выступает как участник конституционно-правовых отношений.

Главной особенностью данного субъекта правоотношений является его уникальность, а именно то, что он не встречается ни в одной другой отрасли права. Стоит также отметить, что количество правоотношений, в которых непосредственно участвует данный субъект, сравнительно мало – референдум и свободные выборы. Все остальное участие многонационального народа как субъекта конституционных правоотношений опосредованно и осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Аналогичная общность, но только в пределах конкретной территории России, формируется на уровне субъекта Федерации (республики, края, области, автономного округа и т. д.).

Народ субъекта Российской Федерации обладает правами по реализации публичной власти в пределах прав конкретного государственно-территориального или национально-территориального образования Российской Федерации. Данный субъект конституционно-правовых отношений реализует свой правовой статус на участие в референдуме, в выборах в законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также в избрани высшего должностного лица конкретного субъекта Российской Федерации.

Еще одна категория народ, рассматриваемая в конституционном праве как сторона конституционно-правовых отношений, - коренные малочисленные народы. Согласно ст. 69 Конституции РФ государство гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. С этой целью в России принимаются законы и иные нормативные акты, определяющие и обеспечивающие права данной общности.

ВОПРОС № 15 Государство как субъект конституционно-правовых отношений.

Субъекты конституционно-правовых отношений – это участники этих отношений, обладающие конкретными правами и обязанностями, которыми они наделяются нормами конституционного права.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти.

Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.

ВОПРОС № 16. Методы конституционно-правового регулирования.

 

Метод правового регулирования общественных отношений представляет собой сочетание приемов, средств, способов юридического воздействия, определяющих поведение участников правоотношений и их статус.

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер. А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

Метод координации в конституционном праве предполагает следующее:

субъекты федерации осуществляют свои права за исключением предметов ведения федеральных органов;

субъекты разрешают территориальные проблемы;

субъекты участвуют в формировании федеральных органов.

Директивный (императивный) метод — метод властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться от предписаний правовой нормы.

Дозволение (метод, отражающий равенство сторон)

Запрещение (запрещение недозволенных действий)

Обязывание (метод властного связывания)

Диспозитивный метод — предоставление субъектам возможности выбора в рамках закона.

Учредительный метод использует специфические способы и средства правового воздействия — общее установление и конституционное закрепление.

Отличительной чертой императивного метода является то, что он специально предназначен для правового воздействия на совокупность общих отношений, входящих в качестве составной части в предмет правового регулирования конституционного права.

Средством юридического закрепления формируются конституционно-правовые нормы, в содержании которых не определяются субъекты отношений, не устанавливаются их конкретные права и обязанности, не называются юридические факты, не предусматриваются меры государственного принуждения.

В результате правового регулирования методом конституционного закрепления складываются общие конституционно-правовые отношения стабильного и бессрочного характера. Они порождаются действием главным образом норм-деклараций и норм-принципов, широко представленных в конституционном праве каждой страны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 549.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...