Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос №14-15. Модель оптимальных затрат факторов производства для фирмы, работающей на конкурентном рынке при отсутствии (наличии) ограничений по её деятельности.




В литературных источниках при рассмотрении вопросов регулирования и оптимизации затрат на качество используются различные абстрактно-исследовательские модели. Среди них можно выделить:

- модель, отражающую зависимости затрат на качество и полезного эффекта от уровня качества продукции (И.Г. Леонов и О.В. Аристов) (рис. 1);

- модель оптимизации затрат на качество (И.Г. Леонов и О.В. Аристов) (рис. 2);

- модель оптимальных затрат на качество на основе их классификации: «Оценка, предупреждение, отказы» (модель PAF) (зарубежные источники) (рис.3)

Модель, отражающую зависимости затрат на качество и полезного эффекта от уровня качества продукции.

Оптимальный уровень качества – это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию экономически нецелесообразно. Поэтому в одних случаях качество нужно повышать, в других - оставлять неизменным, в - третьих – возможно даже понижать в целом или по отдельным показателям, чтобы сократить затраты на изготовление.

А – затраты на обеспечение качества продукции;

Б – эффект в эксплуатации.

Рисунок 1- Зависимость затрат на обеспечение качества и полезного эффекта от уровня качества продукции.

Модель зависимости затрат на обеспечение качества и полезного эффекта от уровня качества продукции показывает изменение себестоимости и полезного эффекта от изменения уровня качества продукции. Полезным эффектом в эксплуатации может быть, например, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта или эксплуатационные характеристики компьютера.

При очень низком уровне качества все равно приходится нести определенные расходы в производстве на материалы, заработную плату и др. При повышении уровня качества затраты вначале медленно растут, поскольку производство легко справляется с заданными требованиями, по мере повышения качества затраты резко возрастают.

Модель оптимизации затрат на качество

В графической модели оптимальных затрат затраты на качество складываются из затрат на изготовление и на эксплуатацию продукции (рис. 2).

· затраты на изготовление продукции;

· затраты в процессе эксплуатации;

· суммарные затраты.

Рисунок 2- Модель оптимальных затрат на качество.

Чем выше качество изготовления изделия, тем ниже расходы в эксплуатации. Оптимальный уровень качества тот, при котором суммарные затраты наименьшие.

Качество продукции проявляется при эксплуатации или потреблении. При этом может быть, что уровень качества изготов­ленной продукции ниже реально необходимого. Возможно и обратное, когда уровень качества изготовления продукции превышает реально необходимый. Такой вариант будет оптимальным, поскольку суммарные затраты на изготов­ление и эксплуатацию продукции будут минимальными.

Модель оптимальных затрат на качество на основе их классификации: «Оценка, предупреждение, отказы» (модель PAF)

В зарубежных источниках представлена модель оптимальных затрат с учетом общепризнанной их классификации: «Оценка, предупреждение, отказы» (модель PAF), которая отражает опыт исследования зависимости затрат на обеспечение качества от уровня дефектности продукции (рис. 3).

В данной модели принято считать, что абсолютное, 100 %-ное соответствие продукта техническим условиям практически недостижимо из-за бесконечно боль­ших затрат. Денежные средства, затрачиваемые производителем и потребителем на единицу продук­ции, соответствующей определенному качеству, отложены на оси ординат. По оси абсцисс отложена вероятность бездефектности продукции Р = (N - D) / N, где N- объем продукции (количество единиц готовой продукции), D - число дефектных единиц продукции. При отсутствии дефектных изделий в готовой продукции D = 0, а, следовательно, Р = 1, что соответствует 100 %-ному качеству готовой продукции (100 % качества). Если же вся готовая про­дукция является дефектной, т.е. D = N, то Р = 0 (100 % дефектов).

На рисунке 3 показаны три кривые:

1) кривая затрат на дефекты. Эти затраты равны нулю, когда вся продукция (100%) качественная, и растут до бесконечности, когда вся продукция (100 %) дефектная. Эти затраты уже не вернутся производителю и будут составлять его издержки на производство

Рисунок 3. Модель оптимальных затрат на обеспечение качества продукции некачественной продукции.

2) кривая затрат на оценку и предупреждение. Эти затраты равны нулю, когда вся продукция дефектная, и растут по мере достижения совершенства. В них значительную часть составляет оценка и немного – предупреждение.

3) кривая суммарных затрат. Данные затраты получаются путем суммирования предыдущих затрат.

Точка оптимума – это уровень дефектности, при котором минимальны суммарные затраты на обеспечение качества. Оптимальная точка по мере улучшения работы компании продолжает постоянно сдвигать­ся вправо, одновременно опускаясь вниз. Повышение уровня соответствия ведет к снижению общих затрат на обеспечение качества. Минимум общих затрат на качество достигается в точке, в которой затраты на предупреждение и оценку равны затратам на дефекты: Зпред.+Зоцен. = Здеф

Развитие технологии в последние 20 лет привело к созда­нию производств, обеспечивающих минимальный разброс параметров про­дуктов за счет внедрения новых методов комплексного проектирования про­дукта, подготовки производства и управления качеством. В результате оказалось возможным изготовить продукты без дефектов. В этом случае затраты произво­дителя на инспекцию и превентивные действия становятся конечной величи­ной при абсолютном, 100 %-ном соответствии продукта техническим услови­ям (рис.4).

(100 % дефектов) (100 % качества) Р

Рисунок 4. Оптимальная стоимость качества при 100% уровне качества продукции

Помимо этого, улучшение качества (рост Р) в результате роста технического прогресса обычно означает увеличение продаж, а, следовательно, более высокие доходы для производителя, что фактически сдви­гает кривую общих затрат на качество вправо и стоимость качества в пределе становится минимальной при 100 %-ном уровне

Данные модели пригодны для широкого диапазона отраслей. Однако существуют исключения: отрасли, которые выпускают товары, оказывающие критическое воз­действие на безопасность человека. высокоавтоматизированные отрасли, компании, продающие товар богатым клиентам, компании, борющиеся за оптимизацию затрат потребителя (издер­жки пользователя).

Анализ модели оптимальных затрат на обеспечение качества позволил выявить ряд ее недостатков и разработать рекомендации для практического ее использования.

Во-первых, модель не учитывает, что все затраты на «плохое качество», в том числе неявные издержки, трудно определить, но их можно обнаружить практически в любой организации. Поэтому 100% качество работы организации практически недостижимо, и модель оптимальных затрат на качество при изготовлении 100 % качественных изделий является абстрактной.

Во-вторых, модель оптимизации затрат на обеспечение качества не дает разъяснения путей и способов организации работ по достижению оптимального уровня затрат. Для этого можно использовать положения, представленные на рис. 5. Кривая суммарных затрат поделена на три зоны. Такие зоны присутствуют в любой организации и их можно выявить, опира­ясь на превалирующие соотношения затрат на качество по основным ка­тегориям.

100% дефектной Уровень соответствия 100% доброкачественной продукции.

Зона улучшения качества Зона равновесия Зона высоких оценочных затрат

Рисунок 5- Участок оптимума в модели затрат на качество.

Зона улучшения качества. Лежит слева на рис.5. Для нее характерно, что затраты из-за отказов составляют свыше 50% суммарных затрат при низких затратах на предупреждение — не более 10%. В таких случаях воз­можности снижения суммарных затрат на качество надо искать в повыше­нии уровня соответствия продукции. Необходимо выявить источники потерь качества и разработать мероприятия по их ликвидации.

Зона высоких затрат на оценку. Она лежит на правой стороне рис. 5. Для этой зоны обычно характерно, что затраты на оценку превышают зат­раты из-за отказов.

Зона равновесия. Это центральная зона на рисунке 5. В ней затраты из-за отказов обычно составляют половину суммарных зат­рат. В зоне равновесия оптимум достигается в том случае, если вне­дряются эффективные проекты повышения качества. Дальнейшие улучшения возможны, но на предприятиях, как правило, ведутся работы и по другим заслуживающим внимания проектам, в которых оптимальный уровень может быть еще не достигнут.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 435.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...