Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аудитория СМИ: методы исследования социальных потребностей и интересов.




Аудитория СМИ - это общее количество зрителей, имеющих возможность потреблять продукты деятельности СМИ. Различают реальную и потенциальную аудиторию. Аудитория СМИ неоднородна. Она структурируется, сегментируется в соответствии со множеством критериев: возраст, образование, экономическим критерием, этническим, региональным и др. Различные сегменты аудитории предпочитают разные виды продукции и в разной степени вовлечены в процесс потребления информации, имеют неравный доступ к ресурсам.

Кроме того, социальные группы, образующие аудиторию СМИ могут воспринимать информацию.

Деятельность СМИ ориентирована на аудиторию, без которой невозможно существование этого социального института. Именно наличие аудитории делает коммуникацию массовой, также это экономическая составляющая – привлекать и удерживать максимум внимания читателей, зрителей, слушателей.

Изучение аудитории СМИ — сложное и трудоемкое дело, но оно по­могает определить, насколько успешно СМИ представляет новости своей аудитории и насколько удачно оно привлекает читателей, в ко­торых рекламодатели видят своих потенциальных клиентов.

Исследования аудитории СМИ многообразны по своим целям, но их можно условно разделить на три основных направления.

Направления исследования аудитории СМИ:

1.Изучение воздействия СМИ на аудиторию – изучение эффектов или последствий СМИ. При этом основное внимание уделяется визуальным СМИ, телевидению. Последнее время все больший интерес вызывает и воздействие интернета. Социализация – один из эффектов воздействия СМИ на аудиторию.

2.Изучение отношения аудитории СМИ к производимой ими продукции. В данном случае изучение аудитории позволяет понять тенденции развития массового сознания, ценностной динамики. Этот тип исследования – изучение ОМ.

3. «Измерение аудитории» - сбор количественной информации о тех, кто потребляет продукцию СМИ, о востребованности того или иного типа продукции. Это, в первую очередь, определение рейтингов тех или иных программ. Данный тип исследований носит в чистом виде коммерческий характер.

Методы изучения общественного мнения и способы представления его в СМИ.

Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и направленности постоянно находится в поле зрения работников сферы паблик рилейшнз (связей с общественностью). В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования. В России, например, этим профессионально занимаются Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), российский интернет-ресурс "Публичная библиотека", ведущий мониторинг более 600 источников периодической печати, исследовательский холдинг РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка), Фонд "Общественное мнение".4 метода: опрос, наблюдение, МАД (метод анализа документов), эксперимент. Все они подразделяются на качественные и количественные.1. Опрос: Специфика опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных явлений. С его помощью собирается 90% социологической информации. Бывает нескольких видов:

1.1.Анкетирование. При этом методе анкеты выдаются респондентам, которые сами их заполняют. Плюс: оперативность и экономическая эффективность метода.

Минус: низкое качество заполнения анкет. Высокая вероятность неличного мнения.

1.2.Интервью – целенаправленная беседа. Плюсы: высокое качество заполнения анкет, т.к. интервьюер общается один на один с респондентом. Минус: неоперативность и высокая стоимость, невозможность использования в краткосрочных массовых опросах.

1.3. Фокус – группа – это беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в специально отведенном помещении.

Ведущий (модератор) беседует одновременно с группой респондентов (8-12 человек). Беседа длится 1,5-2 часа, записывается одновременно на аудио и видеопленку.

1.4.Телефонный опрос. Плюсы: оперативность и экономическая эффективность метода. Минусы: тел.опрос не предполагает большого кол-ва вопросов в анкете, т.к. возрастает число прерванных интервью. Неискренность ответов

1.5.Почтовый опрос. Анкеты рассылаются по домашним адресам с помощью выборки. Плюс: экономическая эффективность, позволяет реализовать сколь угодно большой объем анкеты. Минус: крайне низкий процент возврата анкет.

2. Наблюдение - метод, основанный на непосредственном восприятии событий.

Виды наблюдений:-включенное - с участием наблюдателя. Например, стал работать на предприятии, или присоединился к рядам забастовщиков, чтобы наблюдать ситуацию «изнутри».-невключенное – исследователь просто наблюдает за событиями и не вмешивается в ход процесса..

3. По форме взаимоотношений ученого с наблюдаемыми бывает:

крытое – участники не догадываются о присутствии наблюдателя. -открытое – исследователь сообщает участникам свое намерение.

Плюсы метода: -высокая объективность исследования; возможность учета окружающей ситуации; Минусы: - при открытом наблюдении поведение наблюдаемого может отличаться от естественного («эффект наблюдения»).

3. Эксперимент – получение информации о предмете в результате воздействия на него определенных и контролируемых действий. - Лабораторные – моделирование деятельности индивида в специально созданных условиях. - Полевые (натурные) – проходит в естественных условиях.

4.Анализ документов. Документ в СЖ – это не только бумаги с подписью и печатью, но и любая информация, фиксированная в рукописном или печатном тексте, на цифровых носителях, фото или видео. Этот метод дает информацию о событиях, которые проходили ранее.

Различают качественный и количественный методы анализа документов. - Качественный (традиционный) анализ документов – включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Изучение смысла, содержания текста. - Контент-анализ – количественный метод анализа текстов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Как и любой другой социологический метод, КА используется не сам по себе, а в составе крупного исследовательского проекта, под который составлена научная программа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...