Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Российское и международное законодательство о СМИ: история, современное состояние.




Развитие закон-ва в СМИ происходило в рамках след. закономерностей

  1. Цензурный характер, регулирование деят-ти СМИ.
  2. Достаточно большое количество законодательных установлений (норм права), к-ые регулируют функционирование СМИ.
  3. Наличие жестких административных и уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность для СМИ и журн-тов.

Первый документ, который законодательно регулировал деятельность СМИ появился в 1804 году- Устав о Цензуре. С 1917 года действовал Постановление Временного правительства О печати. Первый закон о средствах массовой информации появился в 1990 – Закон СССР о печати и др. СМИ.

В основе современного массово-информационного права нашей страны лежит Закон «О средствах массовой информации». Он был принят Верховным Советом России 27 декабря 1991 года, в тот же день подписан Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, а в силу вступил с момента опубликования, т.е. с 14 февраля 1992.

 

Основа всех законов – Конституция РФ. Также д-ть СМИ регулируется гражданским, уголовным, трудовым кодексами РФ, к. об административных правонарушениях, з-ми о коммерческой, о гос. Тайне. Субъекты РФ могут принимать законы, направленные на поддержу регион. и муниципальных СМИ. Субъекты вправе принимать акты, связанные с проведением конкурсов среди СМИ, а также законы и акты, посвященные порядку распространения офиц. инфо субъектов в СМИ, созданных органами власти.

 

Правовое регулирование отношений основывается на след. принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения инфо любым законным способом; запрет цензуры, свобода слова.

 

Международно-правовые нормы:

  1. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966
  4. Страсбургская конвенция о защите прав физических лиц в связи с автоматизированной обработкой их персональных данных, 1980

РФ готовится к присоединению Европ. конвенции о трансграничном ТВ (?)

Законодательство о СМИ в зарубежных странах

Далеко не во всех зарубежных странах есть специальные законы, регулирующие деятельность печати и других СМИ. Ряд национальных правовых систем, например в США, Канаде, Великобритании, Голландии, Испании, Австралии, не признает особого массово-информационного права в собственном смысле этого слова, в них СМИ регулируются нормами гражданского и иного законодательства, статьи, касающиеся журналистской деятельности, разбросаны по различным кодексам и законам (как во Франции). Не случайно, что те страны, конституции которых уделяют особое внимание свободе массовой информации, имеют специальные законы о печати. В германских землях (субъектах федерации) существуют собственные (хоть и весьма схожие) законы о прессе. В Австрии и Швеции есть национальные законы о прессе, причём в Швеции такой закон является конституционным.

Следует отметить, что даже в странах, не имеющих базовых национальных законов о печатных СМИ и правах журналистов, есть законы о телерадиовещании, регулирующие вопросы функционирования общественного и частного телевидения и радио, выдачи лицензий и т.п. В некоторых западных государствах приняты законы, серьёзно ограничивающие сбор и распространение информации (например, английский закон о государственной тайне 1989 года).

В странах с системой англо-саксонского права большое значение имеет то, как суды интерпретируют законы, по сути, своими прецедентами творя право. Решение суда по какому-либо делу становится официальным основанием для аналогичного решения другого суда по схожему делу. Прецедент либо может быть пересмотрен вышестоящим судом, либо может потерять значение в случае изменения законодательства. Некоторые суды (например, Верховный суд США), впрочем, и сами могут принимать различные решения, невзирая на сходство обстоятельств дел. Как сочетается право писаных законов с судебными решениями, хорошо видно на следующем примере. В XIX веке в США был принят закон, направленный на защиту общества от непристойностей: почта не должна была принимать к рассылке «непристойные материалы». Но какие материалы считать непристойными, закон не указал. И не случайно. То, что считалось неприличным в XIX веке, стало приличным в начале ХХ-го, да и впоследствии рамки приличий менялись практически каждое десятилетие. Отсутствие формулировки компенсировали решения судов, запрещавших или разрешавших в каждом спорном случае, с учетом представлений современных им обществ, рассылку тех или иных журналов (например, «Плейбоя»), календарей и т.п. Это позволило сохранить в неизменном виде закон и в то же время заставило его работать.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...