Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гипертекстовый уровень. Текст существует не сам по себе, а как определенный этап воссоздания картины мира.




Явление медиаконвергенции имеет технологическое измерение, так как характеризуется слиянием разнотипных технологий производства и распространения информации, что позволяет разным СМИ доставлять аудитории медиатексты, сочетающие текстовые и аудиовизуальные элементы содержания. Под влиянием конвергенции медиатексты, продуцированные разными СМИ, приобретают свойства мультимедийности и интерактивности. Мультимедийный характер текста предполагает активное использование средств невербальной информации, что несомненно помогает раскрыть их потенциал. Так, в печатной прессе нет возможности использовать невербальные средства в адекватном объеме, автор газетного текста прибегает к варьированию шрифта, использованию стилистических возможностей системы пунктуации и структурной организации текста (введение подзаголовков, надзаголовков, внутритекстовых заголовков), цветового оформления, использования фотографий, рисунков и карикатур. Текст в СМИ перестает быть просто текстом. Он становится медиатекстом. Конвергенция СМИ подразумевает сочетание различных видов информации (текст + картинка + инфографика + движущаяся картинка). Читатель больше не воспринимает текст как один сплошной порядок слов. Для него это взаимодействие элементов. Все это привносит новые качества и изменяет информационный продукт как на уровне содержания, так и на уровне его выражения.

Понятие жанра. Характеристика жанрообразующих факторов. Различные классификации жанров. Современная жанровая система.

Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками, которые называются жанрообразующими факторами. (А.А.Тертычный)

В теории журналистики (Тертыч) выделяются следующие основные факторы: предмет отображения, целевая установкаотображения и метод отображения.

Предмет отображения включает в себя феномены из разных сфер деятельности, например из экономики, политики, права, религии, морали и т.д. Это может быть событие, процесс, ситуация, личность.

 Целевая установка:

а) Создание наглядной модели исследуемого явления —описание предмета отображения.

б) Установление причинно-следственных связей тех или иных событий, процессов, действий

в) Оценка предмета отображения

г) Прогноз развития предмета отображения

д) Формулирование программы действий

Методы исследования предмета

На основе этих способов Тертычный, следуя традиционной жанровой классификации, выделяются три группы жанров:

1. Информационные (заметка, инф. корреспонденция, инф. отчет и др.)

2. Аналитические (статья, рецензия, обозрение и т. п.)

3. Художественно-публицистические (очерк, зарисовка, фельетон и т. п.)

 

Л. Кройчек считает, что журн. тексты можно не называть жанрами, а называть текстами. Он выделяет :

1) оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях;

2) оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты;

3) исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

4) исследовательские – статья, письмо, обозрение;

5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Жанры тележурналистики

Информационные:

- видеосюжет (информационное сообщение),

- отчет (журналистский или без комментариев, в записи и в прямой трансляции),

- выступление (монолог) – высокие ньюсмейкеры, президент, священнослужители, комментарий журналиста, часть обозрения, прямые включения,

- интервью: интервью-портрет, интервью-анкета, протокольное интервью, информационное интервью, проблемное интервью.

- репортаж: событийный, тематический, постановочный.

Аналитические:комментарий,обозрение,беседа,дискуссия,ток-шоу,пресс-конференция,передача (корреспонденция). Художественные:очерк,эссе, зарисовка. Сатирические: фельетон, памфлет

Жанра радиожурналистики (по Смирнову)

Три группы жанров — информационные, аналитические, документально-художественные.

Информационные жанры: радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью; информационный радиорепортаж.

Аналитические жанры: аналитическое радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция; аналитический радиорепортаж; радиорецензия; письмо; радиобеседа; радиокомментарий; радиообозрение; дискуссия на радио; радиоречь; журналистское расследование на радио.

Документально-художественные жанры: радиоочерк;радиозарисовка; радиорассказ; радиофельетон; радиокомпозиция.

 

 

31. Характеристика информационных жанров. Понятие «новость». Работа с источниками информации.Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. Они выступают носителями оперативной информации, позволяющей аудитории быть в курсе наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Заметка - В ее основе лежит факт. сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Для заметки характерны сжатость, оперативность. Задача – оперативно сообщить о новости. Заметка отвечает на вопросы что, где, когда? Информационная корреспонденция более детальное и более широкое освещение предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Корреспонденция чаще описывает обычные события, но и не только их, а также какие-то локальные ситуации, процессы.Информационный отчет. В качестве предмета отображения в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией. Это – всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.. Если в публикации излагаются формулировки принятых решений или задач, то они должны быть точными и, по возможности, данными не в пересказе автора публикации, а в дословном изложении. Информационное интервью. Сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать. В  полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Блиц-опрос. В ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос от множества людей. Цель  – краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений.Вопрос-ответ. Публикация данного типа возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица. Репортаж. «развернутое» применение метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Некролог. Предметом отображения является факт смерти какого-то человека. Некрологи, как правило, содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах. Иногда в некрологе говорится о причине смерти, месте похорон. Завершается некролог обычно прощальными словами, выражением скорби по умершему.

Новость –та инфа, к-ая до этого не была известна, либо это изменение хода событий. «Не собака укусила человека, а человек укусил собаку». А. А. Тертычный определяет «новость» как «потенциальную информацию, превышающую то, что уже известно читателям. Чем больше будет это «превышение», тем значимее бу­дет новость». Сообщение стано­вится новостью, когда: появляется своевре­менно; указывает на значимые последствия для аудитории; содержит конфликт, необычность, перемену.

Работа с источниками информации – одна из главных составляющих работы журналиста. От качественного подбора источников напрямую зависит и качество конечной публикации. Любые факты, положенные в основу материала, особенно расследовательского, должны быть подтверждены как минимум двумя источниками информации (Принцип ВВС). К открытым источникам относятся радио, телевидение, газеты и интернет. Однако используя только СМИ, репортер обречен плестись в хвосте событий. Также открытыми источниками информации являются пресс-релизы. К сожалению, этот род источников информации обладает существенными недостатками. По большей части пресс-службы занимаются формированием положительного образа своих ведомств. Еще одним открытым источником информации могут стать коллеги-журналисты. Всегда найдется кто-то, кто в данный момент более осведомлен, чем вы. Однако при этом Ж. и сам не должен забывать делиться с коллегами информацией. Существуют частично открытые источники. Это различные сообщения и документы, не являющиеся общедоступными, но и не несущие на себе грифа «для служебного пользования»: например, факсимильные или иные сообщения, случайно попавшие к вам, или услышанный разговор кого-либо из сотрудников. Открытые источники включают в себя несколько групп: одушевленные и неодушевленные (бумажные или электронные носители), персонифицированные и не персонифицированные («как сообщила пресс-служба...»), разовые и постоянные. Конфиденциальные источники делятся на одушевленные и неодушевленные. Во втором случае речь идет, как правило, о служебных документах различной степени зашифрованности.

32. Особенности репортерской работы.

Репортер или корреспондент – самая массовая и многогранная профессия из «экранных» ТВ. По сути, репортерская работа – основа современного телевидения. Репортерская работа осуществляется в разных плоскостях. Существуют репортеры-универсалы, которые не специализируются на чем-либо, а основой их работы является принцип в необходимой степени полного исследования любой темы, любого предмета. В более крупных телекомпаниях и авторитетных информационных программах очень часто существует специализация. Репортеры специализируются «по горизонтали»: в определенной сфере общественной жизни и деятельности (политика, экономика, криминальная тематика, наука, экология и т.д.).. Специализация «по вертикали» означает работу корреспондента со всеми новостями, но только по одному региону, по одной стране. Другое разделение корреспондентов основано на специализации по жанрам. Подавляющее большинство работают с оперативной информацией новостных и информационных программ. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ. Понятно, что вся эта дифференциация довольно условна. Свои положительные и отрицательные стороны имеет любая специализация репортерской работы. Так, специализации по какой-то конкретной теме или территории может привести к тому, что материал будет не понятен аудитории. При специализации возникает и другая беда – так называемое «замыливание глаза». Постоянно занимаясь предметом, корреспондент может не заметить каких-то явлений, не придать большого значения чему-либо, что на самом деле может быть интересно большой аудитории. Хорошо, когда репортер знает ненамного больше о предмете, чем это нужно аудитории. И еще одно подводное течение специализации: она грозит репортеру потерей беспристрастности, объективности. Вольно-невольно, он, глубоко вникая в суть событий и процессов, становится сторонником какой-то точки зрения. Особенно, если речь идет о событии или процессе, содержащих в себе внутренние противоречия. И уж совсем недопустимо подобное в случаях отражения в репортажах социальных или военных конфликтов. Профессиональное мастерство репортера можно свести к четырем элементарным, но принципиально важным, требованиям. Первое: суметь оказаться в нужное время в нужном месте. Успеть вместе со съемочной группой туда, где происходит общественно-значимое событие. Проще работать, опираясь на планирование работы редакции. .Второе: с участием оператора быстро продумать возможную структуру и композицию сюжета, исходя из чего, выбрать и зафиксировать необходимый видеоматериал, записать нужные интервью, при необходимости – stand-up. Третье: собрать необходимую информацию о событии, оценить степень необходимых подробностей и подготовить текст. Четвертое: организовать быстрое возвращение съемочной группы (в отдельных случаях – доставку подготовленных видеокассет и текста сюжета) в редакцию к такому времени, чтобы материал был подготовлен к эфиру в нужное время.

Репортерство – это предельно универсальная из экранных профессий. Это и умение произнести монолог, это и мастерство интервьюера, это работа сценариста и режиссера постановщика, это способность беспристрастно изложить самостоятельно собранную информацию и умение, если необходимо, быть аналитиком, прогнозировать развитие событий. Репортер – посредник между событием и аудиторией. Поэтому репортер - это еще и ответственность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...