Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль журналистики в становлении гражданского общества России




Журналистика как социальный институт.

Социальный институт - это исторически сложившиеся устойчивые формы взаимоотношения людей, организации их совместной деятельности в наиболее важных областях общественной жизни; совокупность социальных норм, регулирующих определенную сферу жизнедеятельности. Главной и основной целью всех социальных институтов в обществе является сохранение и поддержание стабильности социальной системы. Институт журналистики не представляет собой механического соединения газет, журналов, радио- и телеканалов. Все вместе они обладают качествами, не сводимыми к качествам отдельного средства. Каждая социальная роль в рамках института также обладает своими собственными системными характеристиками. Например, роль читателя не ограничивается только тем, что он потребляет продукцию, произведенную корреспондентом. Читатель является представителем аудитории, которой присущи специфические характеристики, особенности, набор ценностей и мотивов поведения и которая, в свою очередь, влияет на журналиста. Наряду с выделением ролей происходит организационное оформление социального института, наделение его необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными). Если говорить об институте журналистики, то это кадры, редакционные помещения, типографское оборудование, система распространения и т.п.

Социальный институт журналистики – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, регулируемая нормами, правилами и традициями, направленная на удовлетворение фундаментальных общественных потребностей в информации. Пожалуй, на сегодняшний день журналистика является одним из самых массовых социальных институтов, который оказывает просто неимоверное влияние на жизни людей. Журналистика помогает решать ряд важных общественных вопросов. Это во многом определяет её столь важное положение в современном мире. Журналистика не только активно участвует в общественной жизни, но и оказывает существенное влияние, в том числе через СМИ.
Функции: 1. обогащение знаниями об окружающем мире, передача накопленного опыта. 2. информационная функция. Важную роль играет мобильность данного института. Здесь речь о мобильности информации, которая должна поступать в руки потребителя в максимально короткие сроки. 3. это формирование определенных установок и моделей поведения. Эта функция во многом определяет роль СМИ в социализации человека. Журналистика выполняет и культурную функцию. Есть положительные моменты, которые служат во благо общества, и отрицательных моментов, которые оказывают чрезмерное влияние на настроения и поступки в обществе.

 


Функции журналистики в современном обществе

Функции журналистики многие авторы выделят по-разному. Это происходит из-за разного понимания актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ.

 Я. Н. Засурский выделяет следующие функции:

– информационная;

– аналитическая;

– развлекательная.

Особняком стоит формирование повестки дня – фокусирование внимания на наиболее актуальных проблемах, определение болевых точек социальной жизни.

Московская школа журналистики выделяет (Прохоров Ев. Павлович):1. Коммуникативная (устанавливает контакт между журналистом и аудиторией. 2. Идеологическая, Прохоров предлагает схему массового сознания. Три кружочка: большой (общественное мнение), в нем поменьше (историческое сознание), во втором еще поменьше (делится на 2 равные части: мировоззрение и миросозерцание). Ответственны за формирование мировоззрения аудитории, формируют миросозерцание, то есть картину мира на чувственном уровне. 3. Культурно-образовательная. Методологические функции журналистики: 4. Рекламно-справочная - журналистика помогает человеку организовать свой быт, к справочным материалам в журналистике примыкает реклама. – 5. рекреативная(эмоциональную сферу человека); - 6. организаторская(подводит итог журналистской деятельности, представляя собой достигнутые ею результаты, Это такая взаимосвязь функций. Журналистика занимается формированием массового сознания. Это она может делать двумя способами: Оказывать влияние на сознание, через создание общественного мнения. Оказывать непосредственное воздействие на поведение социальных институтов. С..Г. Корконосенко в качестве системообразующего признака предложил использовать субъектный подход к группировке функций журналистики.

С позиции общества, журналистика выполняет функции: интеграции, познания (самопознания). С точки зрения отдельных социальных институтов и групп: пропаганда, агитация (результатом исполнения становится специфическое содержание общественного мнения), организация, функции ориентации (социализации индивида), психологической разрядки, психогигиены. Для самих работников печати, радио и телевидения журналистика выполняет служебно-профессиональнуюф. (исполнение профессионального и общественного долга, заработок) и творческую (личностная самореализация и саморазвитие).

Журналистика занимается формированием массового сознания. Это она может делать двумя способами: Оказывать влияние на сознание, через создание общественного мнения в первую очередь. Оказывать непосредственное воздействие на поведение социальных институтов. Сегодняшними особенностями работы аудитории с информацией является явные признаки атрофирования сознания.

Современные печатные СМИ США: проблемы и перспективы развития.

Газетная периодика:

Региональная пресса доминирует над общенациональной – тираж всего около 1 млн. экз.

Общенациональная качественная пресса:

"Вашингтон пост", "Нью-Йорк таймс", "Ю-эс-эй тудей", "Уолл-стрит джорнел" – самый крупный журнал. "Лос-Анджелес таймс". Основной источник – реклама. Новости носят местечковый характер (в целом по Америке). Нет партийной периодики.Нет прессы, принадлежащей государству. Коммерческая модель. В 60-х кризис из-за массовизации tv.

Журнальная периодика:

Большинство имеют транснациональный характер (один из первых Ридерз Дайджест). Информационные (таймс, ньюсуик). Специализированные (роллинг стоунз). Женские(вог, космо). Мужские (эскваир).

С появлением электронных СМИ (сер. 20в.) печать испытывает кризис. Он, конечно, был и раньше (гонзо). Три момента кризиса: 1. Снижение тиражей – падение стоимости рекламы. 2. Для tv\rv падение рейтингов. 3. Смена руководства.

В 21 в. Пытаются спастись электронными версиями. Перспективы развития – переход на цифру.

 

Роль журналистики в становлении гражданского общества России

Модернизация и демократизация политической системы современной России предполагает расширение объема и уровня политического участия граждан. Наше политическое и собственно человеческое развитие также связаны с активным творческим созиданием свободной личности, открытого стабильного общества, его диалога с государством. СМИ – главный источник информации для основной массы населения. Одной из приоритетных функций средств массовой коммуникации должно быть формирование социума как субъекта социального действия, повышение его общественно-политической активности. Большинство российского населения (56 %) разделяет пассивную культуру, или культуру наблюдателей, которая характеризуется высоким уровнем интереса к политическим процессам и низким уровнем участия в политических акциях/мероприятиях. Оценка роли СМИ в процессе формирования политической культуры неоднозначна. В современном обществе функционирование масс-медиа определяется потребностями рынка, поскольку экономика доминирует над этикой и культурой. На страницах региональной прессы превалирует информация, ориентированная исключительно на потребительские интересы читателя. В силу этого информационные материалы, имеющие развлекательно-сенсационную направленность, формируют и закрепляют в обществе идеологию потребления, что не способствует оптимизации таких категорий, как гражданский долг, ответственность, патриотизм и т.д.

Центральная пресса, в свою очередь, размещая сведения, рассматривает читателя как члена определенной социальной группы, более широкой общности (этому посвящены разделы о политике, религии, социальной сфере). Следовательно, общероссийская пресса в большей степени, нежели региональная, является средством концентрации читательского интереса вокруг социально важных вопросов. Однако читатели доверяют, местным изданиям, считая их новости наиболее актуальными и объективными, что снижает силу воздействия центральных газет. Экономические новости, при кажущейся идеологической нейтральности, также направлены на формирование у населения конформистской позиции. В них превалируют сообщения о достижениях отечественных производителей, повышении уровня и качества жизни населения, успешной реализации различных социально-экономических проектов и т.д. Оптимизация же у населения исключительно физической активности ведет к ущербной духовности, поскольку внимание аудитории смещается в сторону гедонистического.

Массированный информационный поток, обрушившийся на российскую общественность, не исключает информационного дефицита. Слабо освещается деятельность общественных институтов, их успехи, достижения и трудности. Это не позволяет населению адекватно оценить значение гражданского общества. Современная медиаполитическая система России характеризуется высокой концентрацией государственных и муниципальных СМИ. Выбор основной массы населения ограничивается вариантами, которые предлагаются относительно постоянной группой лиц, а независимость института средств массовой коммуникации от управленческих структур сильно преувеличивается.

Относительно самостоятельные масс-медиа, безусловно, присутствуют как на федеральном, так и на региональном уровнях, но они не обладают достаточными техническими либо кадровыми характеристиками для оказания качественных информационных услуг и обеспечения доступа к ним широкой общественности. В итогемы получаем «низкопробные» программы и статьи, которые не вызывают интереса у потребителя, а порой даже раздражают его.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...