Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические типы юридического мировоззрения




Право основывается и держится на трех составляющих: правовых идеях, правовых нормах и правоотношениях. Исходя из этого, типы юридического мировоззрения, в основном, могут выражаться в нижеследующих видах правопонимания:

- Теория естественного права основан на верховенстве идеи права. Сторонники этой теории исходят из того, что наряду с юридическими нормами, установленными государством в виде законодательства (позитивного права), имеется право естественное, то есть совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека;

- Нормативистский {позитивистский) подход основан на признании приоритета норм. Право рассматривается в его «чистом виде», как объективнологическая собственно юридическая конструкция, совершенно независимая от социального, исторического, политического и психологического содержания; как совокупность норм, правил поведения, создаваемых государством и им же охраняемых.

- Солидаристское направление или социальная концепция права очень близка к его социологическому пониманию. Рассматривает право как средство достижения гармонии между различными сотрудничающими группами людей в области политики, экономики, морали и т.д. и как средство охраны и защиты этой гармонии.

- Психологическая теория правана первый план выдвигает мотивационно-психологические установки личности. «Право — это не то, что есть, а то, как человек относится к имеющемуся праву (закону)». Право позитивное тождественно праву интуитивному.

- Реалистическая школа говорит о том, что право, как защищаемый государством интерес, ничто без государственного принуждения.


 

30Ценностные аспекты права.

Нравственная ценностная шкала во многом совпадает с правовой, но не абсолютно и по разным причинам они могут конфронтировать, вступать в коллизию.

1.    есть в классическом ФП базовый принцип: право не должно дозволять то, что запрещено морально. (это спорно).

2.    вне классического ФП иные подходы к ценностным аспектам права на первый план выходят функциональные аспекты, имеющие отношение к властным структурам, экономическим процессам.

Так, М. Фуко в книге «Надзирать и наказывать» описывает стихийно-сложившуюся зависимость между тюрьмой и социумом:

1.    тюрьма в истории человечества неразрывно связана с властью и с правоохранительными структурами. Тюрьма, по его мнению, формирует особый тип людей – деликвентов. Деликвенты являются носителями преступной психологии и того образа жизни, который представляет собой питательную почву для преступности. От деликвентов есть польза и для властей, и для структур.

2.    Фуко пишет о возникновении модели тюрьма – машина по производству деликвентов и воспроизводству преступности.

3.    возвращается к идеям теоретиков, видевших аналогию между обществом и тюрьмой: тюрьма – это микромодель обществ, а общество – это воспроизведение в масштабах всего социума Тюрьмы.

4.    действительно, все, что описывал Фуко, стремительно входит в нашу повседневность: видеокамеры на дорогах, в подъездах и т.д. это напоминает режим наблюдения за преступниками. Однако, это не должно служить их полному отрицанию, потому что тюрьмы возникли как альтернатива более жестоким методам наказания (пишет Фуко).


 

31 Индивид в сфере права

По 38 «Индивиды в сфере права». вопросу более конкретно:Сначала: В немецкой классической философии, Фихте, рефлексивно выводит право из «Я» т.е. из человека и ,в след за Кантом доказывает, что право заложено в самих основаниях разума. В 20 веке, в середине 60-х годов, сформировался неклассический подход к этим вопросам: в отличие от классической философии права, [где человек в центре правовой картины мира, но не как замкнутый на себя индивид, а как член рода]. Человек рассматривается как замкнутый на себя индивид, асоциального типа.

Правовые гарантии социальной личности– это обязательства взятые на себя правовым государством по формированию правового общества.


 

32 Мораль и юридический закон

Мораль:

1.    структура моральной нормы не содержит санкции.

2.    неинституциональна. То есть не имеет специальных организующих структур. Она выступает в качестве внутреннего регулятора.

3.    свобода является источником моральных норм. (по Канту моральные нормы в отличие от правовых создаются не законодателем, а стихийно складываются за счет отмирания (нарушения) обвитшавших моральных норм и укоренение новых моральных норм больше соответствующих актуальным ценностям).

4.    в сфере морали критерием моральности является мотив действия, направленный на следование моральному долгу, но мотив не требует доказательств и объяснений.

Право:

1.    нарушение права влечет за собой санкции

2.    институционально

3.    норма является источником свободы

Во многих учебниках сказано, что право произошло из морали. Этот тезис неверен, поскольку до права и морали существовали мононормы, у которых были собственные санкции, которые были расщеплены на правовое и моральное регулирование.


 

33Истина и ценность в праве

Ценности и истины выражают отношение между действительностью и мыслью. Различие ценностных и истинностных отношений хотя и не абсолютно, но существенно. Если истина выражает соответствие между представлением (утверждением) и объектом, то ценность, наоборот, — между предметной действительностью и нашими духовными целями и смыслами, т. е. то, насколько ее объект согласуется с представлениями о нем.

Фундаментальными составляющими права являются общечеловеческие и собственно юридические ценности. В сочетании же со стремлением быть истинным, «правильным», благодаря интенсивности своей гносеологической функции, право претендует на признание его самого в качестве истинной ценности.

Общий вывод заключается в том, что ценность и истина в праве принципиально нераздельны. Право вбирает|впитывает| в себя общечеловеческие ценности, становится|стает| их выразителем| и превращается в истинную, настоящую|подлинную| культурную ценность.

Усовершенствование права как одного| из|с| основных средств самоорганизации общества| нуждается в гармонизации единства ценностей и истины|, утверждении общечеловеческих ценностей,| отвечающих природе личности и общества| и выступающих наивысшим синтезом ценностей и истины, достигнутым|какого| за всю свою историю человечеством|.


34.Отчуждение и юридический закон

Отчуждение имущества (имущественных прав)—передача вещей в собственность другого лица, а равно передача права собственности или любого имущественного права (включая права, выраженные ценными бумагами) его обладателем другому лицу.

От отчуждения следует отличать:

отказ от права;

Предоставление вещей в пользование, а равно предоставление права пользования вещами, объектами интеллектуальной собственности на время

предоставление будущих возможностей к отчуждению

Отчуждаться могут только вещи и права, отчуждение услуг  и объектов интеллектуальной собственности невозможно, а внеэкономические отношения изначально не предполагают отчуждения.

Отчуждение — один из способов распоряжения исключительным правом при котором данное право предоставляется в полном объеме;[2] отчуждение права должно быть либо зарегистрировано,[3] либо в письменной форме выраженно в договоре об отчуждении права с последующей его регистрацией[4]. При предоставлении права правообладатель не теряет этого права. Если в договоре право предоставляется не в полном объёме, то договор считается лицензионным.

 

 


 

35Юридические гарантии самореализации личности.

«Индивиды в сфере права». вопросу более конкретно:Сначала: В немецкой классической философии, Фихте, рефлексивно выводит право из «Я» т.е. из человека и ,в след за Кантом доказывает, что право заложено в самих основаниях разума. В 20 веке, в середине 60-х годов, сформировался неклассический подход к этим вопросам: в отличие от классической философии права, [где человек в центре правовой картины мира, но не как замкнутый на себя индивид, а как член рода]. Человек рассматривается как замкнутый на себя индивид, асоциального типа.

Правовые гарантии социальной личности– это обязательства взятые на себя правовым государством по формированию правового общества.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 586.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...