Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диалектико-материалистическая концепция юридического закона




 

Эта концепция отличается от Канта и Гегеля другим видением мира.
1. Базис – экономическая структура общества.
2. 2. Надстройка – совокупность учреждений, идеологических отношений и идей.
Юридический закон – это явление надстроечное. Закон – это инструмент управления обществом.
Права людей по Марксу творят сами же люди.
Законы имеют классовый характер, т.к. закрепляют право собственности (как средств производства)
У Маркса в манифесте: «Ваше право, есть лишь возведение в закон, воля вашего класса, воля содержание, которой определяется материальными условиями жизни данного класса».
Право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им общее развитие культуры.

 


 









К. Маркс Об основаниях прав индивидов

Маркс различал понятия права и закона. Закон – это юридический закон; право – это права человека. Юридический закон всегда классовый – в юридическом законе преобладают интересы определенной группы людей.
У крупных собственников своя мораль.
Образование прав индивидов.
Источник прав: разум, бог, природа.
Источник прав по Марксу: права люди создают себе сами. Права индивида – это возникшие у них на основе опредмечивания, основательные притязания на вещи, услуги и статус.
Опредмечивание – это процесс перенесения, включения, внедрения субстанциональных качеств в
предмет труда. Таким образом между индивидом и изготовленной им вещью устанавливается связь,
социальная гравитация, полипритяжение. Такая трактовка права показывает, что люди сами создают
свои права. Каждый должен понимать что свою жизнь надо оправдать. Распредмечивание
– это потребление, социальное качество закрепленное, объективированное в предмете, то есть я
перевожу в свои потребности и качества. Распредметить – усвоить социальное содержание вещи, его
духовный смысл. В распредмечивании человек себя закрепляет. Потребляя вещи созданные другими
людьми мы тем самым обретаем тем самым обязанность на воздаяние. Это люди спаянные
взаимозависимостью и солидарностью. Что делает народонаселение обществом? – их
взаимозависимость и солидарность.
"Объект субъективируется, субъект объективируется"


11.Значение марксистской методологии для отечественного правоведения (история и современность).

Экономические и социальные концепции Маркса оказали существенное влияние на мировую историю. Характер и последствия этого влияния в значительной степени обусловлены их идеологически искаженными интерпретациями, например, превращение марксизма в тотальную идеологию с превратным толкованием его идей.

 Отношение к марксистской методологии неоднозначно. Официальная российская юриспруденция до 1917 г. (до 1920-х гг.) относилась критически к марксистским оценкам природы, сущности государства. В период советской власти – методология являлась руководящей и признавалась единственно правильной. После 1991 г. – откат, отказ от марксистской методологии, как в теории, так и в законодательстве.

Государство и право – классовые явления. Продукт раскола общества на классы – господствующих и подчиненных. Базис (производственные отношения) и надстройка (учреждения, идеи, общественные институты. в т.ч. государство и право).

«Право не может быть выше экономического и культурного развития общества» (Маркс).

Юридический закон (а не право) может не соответствовать экономическому и культурному развитию общества – может как опережать, так и отставать от развития.

Основная задача идеологии – представить соответствующий классовый строй как «нормальный», «естественный», «цивилизованный», отвечающий разуму или природе человека и т. п. Тем самым идеология выдает интерес господствующего класса за общий интерес всех членов общества.


 

12.Общая характеристика и основные направления ФП в России.

Характеристика:

1. Русская философия права – это творческое развитие идей классической философии права.

2. Русская философия права – серебренного века идет как «русская религиозная философия» – это преувеличение, т.к. она была в целом свецкой и не была тесно связана ни с одной религиозной конфессией

3. Русская философия права серебренного века занималась духовными исканиями: В.В. Рязанов предлагал объединить русское православие и славянское язычество.

4. В Русской философии права нередко философско- правовые проблемы рассматривались вне расторжимой связи с религиозно духовной проблематикой, с философией любви, эротики и с этическими проблемами.

5. Русской философии права присуще искание абсолютного добра, синтеза правды и истины , правды-справедливости.

6. В Русской философии права приоритеты нравственных начал в праве


















Кантовское направление

Соловьев Владимир Сергеевич – его позиция достаточно сложная, религиозный мыслитель, мистик, мистик-идеалист, Соловьев преимущественно следует за Кантом – это субъективный идеализм. Тоже Кантовское направление. Также сюда можно отнести Новгородцева.

- Гегелевское направление

Юристы писали, что основателем русской философии права является Неволин. НеволинГегеленец, его книжка называется энциклопедия законов Гегеля. Неволин исключительно использует слово закон. С Неволина начинается Гегелевское направление.

- Марксистское направление в российской философии права. Мысль Гегеля о волевой

сущности права была приписана Марксу. Этого было нельзя делать. Единственное, что Гегель говорил о воли индивида, а Марксу приписывали, что он считал волю класса


 

13 В. С. Соловьев о праве, государстве и историческом процессе.

Соловьев рассуждал о социальном идеале с точки зрения соответствия идеала ментальности народа, его духовному складу. Основная функция права, это поддержка морали и обеспечение «минимума добра». Право –это требование определенного «минимума добра», обеспечение порядка, препятствующего торжеству зла.

Более плодотворными и перспективными оказались его обсуждения темы социального христианства и христианской политики.

Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и обеспечивало внешние условия "для достойного существования и совершенствования людей".

Другой важный аспект политической, организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Именно государство должно, по мнению философа, стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование.

"Понятие права по самой своей природе заключает в себе элемент объективный или требование реализации". Необходимо, чтобы право всегда имело силу осуществиться, т. е. чтобы свобода других "независимо от моего субъективного ее признания или от моей личной справедливости всегда могла на деле ограничивать мою свободу в равных пределах со всеми".


 

14 Б. Н. Чичерин: право, гражданское общество и государство.

В своих философско-правовых воззрениях Чичерин находился под влиянием идей Гегеля и Канта.

 Для Чичерина социология права еще не выступала в качестве самостоятельной науки. Он видел в ней всего лишь составную часть общей теории государства.

В представлении Чичерина государство — это единство власти, территории и свободы, скрепляемое воедино законом и принципом справедливости. Развитие цивилизации привело к тому, что из семьи, как элементарной социальной ячейки, выделились в самостоятельные общественные организации, кроме государства, еще церковь и гражданское общество.

Церковь выступила хранительницей связи человеческой духовности с абсолютным первоначалом бытия.

Гражданское общество явилось сферой, стимулирующей разнообразные личные инициативы и оберегающей необходимые для этого организационные и нормативно-правовые предпосылки.

Частная жизнь людей в гражданском обществе не может пребывать вне правовой регуляции и подчиняется преимущественно нормам частного права. То есть гражданское общество пребывает в полноценном правовом пространстве и имеет значение юридического союза.

Для Чичерина, идущего во многом по стопам Гегеля, гражданское общество и государство — это две взаимодополняющие друг друга социальные формы. Вместе они способны обеспечить разумный порядок, свободу, соблюдение естественных прав человека.

Находясь под достаточно сильным влиянием гегелевских идей, русский мыслитель был склонен, однако, при всей его симпатии к идее гражданскою общества, на первое место все же ставить государство.

Своей философией права, критикой юридико-позитивистских концепций, настойчивой защитой государственно-правовых форм либерализма и свободы личности Чичерин внес существенный вклад в обновление и развитие юридических и философско-правовых исследований в России.


 

15.П. И. Новгородцев: общественный идеал и кризис правосознания.

Новгордцев П.И. (1866-1924) - философ, юрист, историк, обществ. и полит. деятель. Встав на позицию философско-правового идеализма, Новгородцев стал одним из основоположников главной школы "возрожденного естественного права" в России.

Разделяя идеи либерально-правового учения, новгородцев выступал против любых сообществ и течений, ограничивающих свободу личности.Сосредоточил внимание на религиозном обосновании свободы и права.

говорил об основах идеи "естественного права", которые видит в этике. Он понимал естеств. право как вечное и неотъемлемое право человеческой личности, как совокупность моральных представлений о праве таком, каким оно д.б., как идеальном построении будущего.

Он считал, что нормы естеств.права авторитетны сами по себе, поскольку они разумны. основа его учения - идеи свободы и достоинства человека. Задача правового гос-ва - достижение равенства и свободы, к-е должны стать "основами справедливой жизни".

Обратил особое внимание на кризис современного правосознания, причины которого видел в кризисе индивидуализма и западноевропейских теорий правового гос-ва 18-19 вв. Говорил, что весь мир переживает кризис правосознания и самое важное и основное в этом кризисе, что это - кризис неверия, кризис культуры, оторвавшейся от религии, кризис гос-ва, отринувшего связь с церковью, кризис закона человеческого, отказ-ся от родства с законом Божьим.


 

16 Л. И. Петражицкий: психологическая теория права.

       Петражицкий в двухтомнике «Теория права в связи с нравственностью» рассмотрел права через призму неокантианского дискурса, в результате чего обосновал психологическую концепцию права, в которой диспропорционально доминируют эмоционально- чувственные восприятие людьми правовых явлений:

       - «закон – это фантазма, если не подкрепляется эмоционально-окрашенным позитивным отношением к нему людей, граждан»;

       - он ввел понятие (разработал дискурс психологической концепции права): «правовые страсти», «правовые моторные возбуждения», «правовые переживания»;

       - т.о. Петражицкий использовал в качестве метода психологические модели, психологический дискурс.

       - Петражицкий разработал три типа соотношения прав и обязанностей в правосознании индивида:

- правовые переживания по поводу соотношения своих прав и обязанностей других субъектов в отношении этих прав;

- правовые переживания о соотношении своих обязанностей по отношению к правам других;

- переживание по поводу соотношения прав и обязанностей третьих лиц по отношению друг к другу. Последствия: демонстрации, митинги, самосуд.


 

17 И. А. Ильин: правосознание, право и государство. Проблема борьбы со злом.

В сознании этого лежит первая основа всякой государственности и политики; в осуществлении этого - первое условие ее истинного расцвета. Государственный образ мыслей есть разновидность правосознания.

Государственный образ мыслей не сводится к знанию о том, что "есть на свете государство" к которому "я принадлежу".

Однако этого мало: необходимо признавать свою принадлежность к определенному государству. Политическая принадлежность должна быть сознательно принята каждым отдельным гражданином и признана им.

Нельзя быть членом политического союза вопреки собственному чувству и желанию; это значит превратить всю свою жизнь в систему явного и тайного полупредательства, разлагающего изнутри тот самый союз, который гражданину подобает создавать и поддерживать.

Государство, готовое мириться с такими  гражданами, извращает самую сущность политического единения, ибо политическое единение творится именно волею, питаемою чувством и ведомою сознанием.

Таково истинное положение дел: вне мысли - политическое правосознание смутно и беспредметно, а государство бесформенно и незрело; вне чувства - политическое правосознание поверхностно и немощно, а государство неустойчиво и подвержено распылению; вне воли - политическое правосознание пассивно и инертно, а государство обречено на рыхлое и экстенсивное прозябание.

Государство необходимо и приемлемо именно потому, почему необходимо и приемлемо положительное право.

Так, государство в самом деле имеет такую единую, высшую цель, которой оно должно служить и которой оно в действительности - с большим или меньшим успехом - служит.


 

18.Этическая проблематика в русской философии права

Самыми интересными, с точки зрения развития этической мысли, считают такие направления в идеалистической ветви русской философии, как философия «всеединства» (В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк) и экзистенциальная философия (Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев). В этих учениях этика является центром исследовательских интересов мыслителей.

Если выделять некоторые общие характеристики способа философствования этих мыслителей, то в первую очередь следует обратить внимание на иррациона—листическую тенденцию, в той или иной мере выразившуюся в их творчестве. Она во многом была обусловлена комплексом как социально—экономических, так и идейно—теоретических условий.

Неразумный характер российской действительности того времени порождали сомнение в возможности рационального познания мира, стремление к иным (сверхрациональным или внерациональным) способам освоения сущности бытия.

В этом поиске русская идеалистическая этика развивалась от умеренного иррационализма (философы «всеединства») к открытому иррационализму (Н. Бердяев) и антирационализму (Л. Шестов). Религиозно—мистическая форма российского идеализма предполагала значительную роль религии, без которой просто невозможно было существование высших ценностей. С. Булгаков отмечал, что «определяющей силой в духовной жизни человека является его религия…».

Общей мыслью русских идеалистов стала убежденность в необходимости именно божественного освящения нравственности, по этой причине все этические проблемы рассматривались ими в религиозном ключе.

 

 


 

19 Психоаналитическая традиция в исследовании природы преступности

Методика углубленного анализа скрытых в подсознании психических травм, оказывающихся причинами неврозов и навязчивых состояний (в том числе сексуальной агрессивности), которые продуцируют преступное поведение, позволила разработать клинические методы коррекции личности преступника. Вскрытые ученым механизмы сопротивления и вытеснения (подробно они описаны в девятнадцатой лекции по психоанализу) позволяют понять процесс субъективного искажения восприятия реальности как основу психологической самозащиты.

Например, американский криминолог У. Реклесс на основе фрейдистских схем сформулировал концепцию внутреннего регулирования поведения. По мысли У. Реклесса, для того, чтобы человек мог управлять своим поведением и удерживаться от преступных импульсов, необходимо в процессе воспитания сформировать у него самосознание, сильное эго, хорошо развитое супер-эго, сопротивляемость различным отвлекающим факторам, способность переносить фрустрацию, развивать чувство ответственности, целенаправленность, способность находить удовлетворение в заменителях криминальных побуждений, способность к рациональному поведению.'

На базе фрейдовского механизма была создана концепция нейтрализации, сутью которой является углубленный анализ механизмов психологической защиты, составляющих основу криминальной мотивации. К числу способов нейтрализации сдерживающего воздействия субъективных и объективных факторов преступности они относят:

— отрицание ответственности, когда человек считает себя жертвой обстоятельств;

— отрицание вреда, когда преступник уверяет себя и других лиц, что от его действий никому нет вреда;

— осуждение осуждающих как скрытых или потенциальных преступников;

— ссылка на высшие соображения: нарушение требований общества оправдывается обязанностями по отношению к малым группам


20.Теория естественного права: типология и философские основания.

Согласно этой теории наряду с позитивным правом, выраженным в законодательстве, существует естественное право, коренящееся в природе и разуме человека. Его основными требованиями объявлялись свобода, равенство людей, право частной собственности, свобода вероисповедания и мысли и т.п. ценности. Признавая за естественным правом приоритет перед позитивным правом, авторы этой теории обосновывала необходимость приведения позитивного права в соответствие с естественным правом.

Главные черты этого учения:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право.

2) право по существу отождествляется с моралью.

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, a в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства теории

- это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались ранние буржуазно-демократические революции;

- сторонниками естественно-правовой теории, верно замечено, что законы могут быть и неправовыми и они должны приводиться в соответствие с естественным правом;

- провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновника и государственных структур.

Недостатки теории:

- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 516.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...