Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные дискуссии об иерархии естественных прав человека




Естественно-правовая доктрина акцентирует истоки происхождения прав человека как условий его свободы, его неотъемлемых, неотчуждаемых свойств. Она ставит права человека превыше государства. Позитивизм в период своего возникновения (вторая половина XIX в.) резко выступал против доктрины естественного.Следствием позитивистского подхода к соотношению права и государства, трактовки права как продукта суверенной государственной власти явилось рассмотрение прав человека не как его естественных неотъемлемых свойств, а как " дара" государства.

В современном мире позитивистский подход в области прав человека не должен дистанцироваться от нравственных категорий свободы,справедливости, самоценности индивида для того, чтобы законодательно выразить их в определенном каталоге прав человека. Конституционная практика развитых государств в известной мере сняла противостояние естественноправового и позитивистского подходов к правам человека путем закрепления основных прав и свобод, которое исключает подавление и насилие государства по отношению к личности, отстаивая ее автономию и приоритет прав человека по отношению к государству.

 Таким образом, мы наблюдаем, как конституционная и судебная практика зарубежных государств смягчает противостояние естественно-правовых и позитивистских подходов. Причем практика идет по пути позитивного закрепления естественных прав и принципов. Это благоприятная тенденция, снимающая крайность указанных доктрин — незащищенность естественных прав человека вне государственного закрепления позитивистского учения от нравственных, личностных, социальныхценностей.


 

22. Философские концепции истины, их теоретические и практические проекции в современной юриспруденции. Проблема «двойных стандартов».

В философии выделяется четыре концепции истины:

1. Корреспондентская концепция истины: это соответствие знания объекту.

2. Конвенционалистская концепция истины: истина – это результат конвенции, соглашения [В науке- между членами научного сообщества, в юриспруденции – между процессуальными фигурами, субъектами права]

3. Прагматистская концепция истины: Истина – это то знание, которое способствует, является условием достижения успеха в той или иной деятельности.

4. Концепция объективной истины: объективная истина – это знание не зависящие от субъекта. [Она послужила методологическим ориентиром в процессуальных науках и отраслях отечественного права в советский период. В уголовном процессе эта традиция сохраняется по сей день].

[Это Ленинская концепция.Объективная истина –это знание, которое не зависит от человечества и от субъекта. Каждая объективная истина относительна и конкретна. Относительна, потому, что нету абсолютно верных истин для любых времен и для всех народов. Резюме: абстрактных, абсолютных истин нет. Структура объективной истины: в объективной истине есть ядро абсолютного знания, т.е. знания которое в дальнейшем не измениться, но в ядре есть два изъяна, первый: Не полнота знания, второй: заблуждения, которые так же независимы от субъекта.]

В российской правовой системе проявляются тенденции признания понятия объективной истины в качестве основополагающего в российской системе правосудия.


 

23. Правовая картина мира понятие и смысл

Правовая картина мира –это система взаимообусловленных, связанных правовых реалий. Отраженных через призму социальных ценностей, идеалов, а так же правового всеобщего. Наиболее близкой к подлинной сущности государства и права является правовая картина мира в центре которой человек. Гегель об этом в философии права : говорил, что права должно служить человеку.

Как отмечает А.Х. Саидов в своей книге «Сравнительное правоведение», «следует отвергнуть попытки представить правовую карту мира как наднациональное мировое право или как механическую сумму национальных правовых систем» .

При описании основных правовых семей необходимо сделать осмысленный отбор и, прежде всего, ограничить число рассматриваемых правовых систем. Если бы кто-то захотел охватить все правовые системы той или иной правовой семьи, он попросту утонул бы в массе эмпирического материала.

Право сопутствует вместе с государством развитию обществ и мирового сообщества, меняя свои принципы, приоритеты, нормативные формы. Сохраняется и нечто устойчивое, что свойственно праву как явлению общественной жизни. Изучать и сопоставлять разные правовые системы в их динамике возможно в силу правовой устойчивости и преемственности, по выражению Ю.А. Тихомирова, «своего рода «саморазвития права» .


 

24.Правовая картина мира и место человека в ней.

Правовая картина мира –это система взаимообусловленных, связанных правовых реалей. Отраженных через призму социальных ценностей, идеалов, а так же правового всеобщего. Приоритеты в правовой картине мира (ПКМ) располагаются в достаточно широком спектре: это может быть государство, как базовая ценность, персонифицированная власть, может быть в центре ПКМ, это зависит от эпохи, социокультурной информации. Наиболее близкой к подлинной сущности государства и права является правовая картина мира в центре которой человек. Гегель об этом в философии права : говорил, что права должно служить человеку и восклицал « Наконец-то законодатель начал создавать законы, которые соответствуют сущности человека».

 «Индивиды в сфере права»:Сначала: В немецкой классической философии, Фихте, рефлексивно выводит право из «Я» т.е. из человека и ,в след за Кантом доказывает, что право заложено в самих основаниях разума. В 20 веке, в середине 60-х годов, сформировался неклассический подход к этим вопросам: в отличие от классической философии права, [где человек в центре правовой картины мира, но не как замкнутый на себя индивид, а как член рода]. Человек рассматривается как замкнутый на себя индивид, асоциального типа.

Правовые гарантии социальной личности– это обязательства взятые на себя правовым государством по формированию правового общества.


 

25.Мировоззренческие и методологические аспекты правотворчества и правоприменения

Идеалистические основы мировоззрения зачастую способствовали выработке и насаждению антидемократических государственно-правовых теорий и идей.

Материалистические основы мировоззрения в отличие от идеалистических чаще всего способствовали возникновению и развитию прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей. В качестве примера можно сослаться на материалистические основы мировоззрения Дж. Локка, способствовавшие выработке представления о государстве как о «социальном институте», призванном обслуживать интересы не отдельных лиц, а всех слоев общества, о неотчуждаемости от человека «ни при каких обстоятельствах» ряда естественных прав и свобод (права на жизнь, права владения имуществом и др.), о необходимости и важности установления и реализации принципа разделения властей и др.

Справедливости ради следует отметить, однако, что не всегда идеализм в философии приводил к появлению консервативных, антидемократических теорий и идей в сфере государственной и правовой жизни. И наоборот. Материалистические философские воззрения не всегда выступали в качестве надежной основы для выработки и реализации прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей.

Говоря о роли философского мировоззрения в разработке государственно-правовых теорий и идей, нельзя забывать о том, что оно способствует не только развитию научных исследований, но и лучшему усвоению изучаемого в курсе теории государства и права материала.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...