Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Значение Гегелевской ФП для современной теории и практики правового государства.




Предмет философии права и соврем. дискуссии по этому вопросу.

       Понятие философии права ввел Гегель

       В предисловии к его книге «Философия права» Гегель пишет: «ФП не должна указывать государству каким оно должно быть. Её задача – исследовать как право может быть познано, то есть представлено в правосознании и профессиональном юридическом мышлении».

 

       После 1995 года сформировались различные подходы к пониманию предмета ФП:

1. Сергей Сергеевич Алексеев: предмет ФП – это роль права в жизни общества и человека.

Для представления картины:  

{И до перестройки отечественные правоведы уделяли большое внимание философским проблемам права. Но сам термин ФП не использовался.

2. В.С. Нерсесянц – «предмет ФП – это соотношение права и закона». (этот подход идет от Гегеля)

3. Грибакин А. В. Поддерживает традицию Алексеева и считает, что основной задачей является изучение значения права в жизни человека. ФП как философская дисциплина – это предельные основания права. Предметом ФП является социальный статус человека, его место и роль в обществе. А сердцевина соц.статуса на сегодня – это правовой, юридический статус (ПиО, закрепленные в законах).

Предмет ФП – это мировоззренческие и методологические основания правового мышления, роль которых в саморазвитии права опосредуются философскими дискурсами (понятие Малиновой И.П.).

Предметом ФП в конечном счете всегда были процессы самоопределения и самоутверждения человека человечества в мире космосе народа среди других этносов индивидов в обществе социальной среде.

 


 

 


Кантовское определение права и его значение для современного правопонимания.

В 1781 г. в своей первой метафизической философской работе под названием «Критика чистого разума» Кант дает первое определение понятия «право», ссылаясь на идеи Платона, который называл первообразами права 2 принципа:

1. паритет свободных воль

2. свобода через законодательные ограничения.

Из этих принципов следует: там где они отсутствуют, там нет права.

Право – это ограничение свободы каждого, условием согласования ее с такой же свободой всякого другого на основании всеобщего законодательства.

В современном мире это обстоятельство очень ярко проявляется в доктрине прав человека:

1. в текстах этой доктрины (48, 66 года) у всех права и ни у кого никаких обязанностей.

2. всё можно

3. в доктрине прав человека очень доминирует политический настрой. Политическая доктрина с правовой окраской.


 

4 И. Кант: виды свободы и границы правового регулирования поведения людей.

Человек принадлежит двум мирам: как существо телесное он не свободен, т.к. включен в естественно-природную цепь причинно-следственных взаимосвязей, а как существо мыслящее он свободен, т.к. разум дает ему способность выбора самостоятельного.

Кант выделял 2 вида воли:

1. «животная воля» - не свободная, потому что чувство не дает выбора.

2. «разумная воля» - свободная, потому что только разум дает человеку возможность свободно располагать собой.

Виды свободы:

1. Свобода целеполагания – это свобода мышления и совести, она не регулируется правом, потому что мышление и совесть изначально свободны это их природа, в противном случае это не мышление и не совесть.

2. Практическая свобода – т.е. свобода реализованная в поступке. Она регулируется правом.

3. Произвол – свобода без правил, а значит не свобода, потому что без ограничений не возможен выбор, а где нет выбора, там нет свободы.


 



Г. Гегель: предмет и задачи ФП.

 

С точки зрения Гегеляпредмет ФП это: «Логика истории развития идеи права которая разворачивается в правовом мышлении как способ реализации человеческих смыслов в институционально предметных формах права».

 

В «Предисловии» к «Философии права» Гегель подчеркивает, что основная задача философии права – познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. Философия, как и философ, вообще не может выйти за рамки своей эпохи; ее главное назначение состоит в постижении разумности того, что есть, а не в изобретении новых и особенных теорий о государстве и праве.


 


Г. Гегель: идея права как идея свободы. Саморазвитие идеи права.

Гегель разработал модели развития идеи права (идея права сочетает в себе правосознание и институционально-предметные формы права):

I.    Развитие идеи права как развитие идеи свободы: Идея свободы проходит следующие этапы развития – 1. Свободен один. 2. Свободны лишь некоторые. 3. Свободы все.

II.   В «Философии права», в книге, универсальный цикл саморазвития идеи права изложен в оглавлении: 1. Абстрактное право (бедное, неразвитое). 2. Моральное право. 3. Нравственность (близка к идеалу).

1 – абстрактное право: в абстрактном праве “Я” имею субъективное право, а другой имеет обязанности в отношении этого права. Это характеристика примитивного правосознания. Абстрактное право это неразвитое, бедное право.

2     - «моральность». «Мое право находится в отношении внешней обусловленности с моими обязанностями». { Человек воспринимает свои права тождественно своему бытию. А обязанности – как навязанные извне, но подлежащие выполнению. На этом этапе большую роль играет санкция. } на этом этапе особую роль приобретают субъективные аспекты правоотношений. Становится важным мотив, а также защита «права особенности».

3-    Индивидуальная частная воля в гораздо большей степени содержит в себе элемент. Объективные и субъективные моменты свободной воли взаимопроникают. Истинная свобода в том, что индивидуальная воля в качестве своих целей имеет не только субъективные интересы, но и правовое всеобщее.


 


Г. Гегель: смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».

Эта формула присутствует еще у Канта, когда он ссылается на Платоновские прообразы права.

Данную формулу Гегель детализирует так:

1. Закон освобождает человека от посягательств на его достоинство и собственность.

2. Закон освобождает человека от мучительных рефлексий (метаний, рассуждений) по поводу должного и запретного.

3. Закон освобождает человека от бремени чувственных соблазнов (влечений). Так как позволяет ему свободно располагать последствиями своих действий.


 


Значение Гегелевской ФП для современной теории и практики правового государства.

Гегель не употреблял термин «правовое государство.

Гегель в философии права называл государство «действительностью нравственной идеи», т.е. признавал за государством не только функцию установления и охраны порядка, но и нравственную функцию. Это самое важное в понимание сути правового государства по следующим причинам:

1.С точки зрения Гегеля, «каждый народ имеет то правительство к которому он исторически готов и которого он заслуживает в силу своего культурного уровня, просвещенности, образованности»

2.С точки зрения немецкой классической философии : «реализация государственно правового идеала возможна лишь в постепенном приближении к нему в бесконечной смене поколений»

3.Гегель называл государство: «Манифестацией народного духа» Значит государство тем ближе к государственно правовому идеалу, чем в большей степени развито гражданское правовое общество и чем в большей степени образован и просвещен народ»

В конституции РФ, Россия определяется как «Правовое государство». Дело в том, что конституционно определяя себя как «правовое государство», страна берет на себя обязательства рассматривать как субъект права «со своими правами и обязанностями».

Государство, в качестве первостепенных целей, программ, рассматривает формирование гражданского правового общества, за счет инвестирования в образование, просвещение, культуру, причем эффективного инвестирования.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 394.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...