Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модель качеств преподавателя современного вуза.
Личностные качества:доброжелательность, доброта, скромность, воспитанность, чувство юмора, духовность, патриотизм, соблюдение законов, чувство национальной гордости, человечность, обаяние, оптимизм, эрудированность, интеллект, стремление к самопознанию, физическое здоровье, здоровый образ жизни, приятная внешность (внешний облик), нравственная чистота, честность, шоумен, участие в общественной жизни, активная жизненная позиция, личный пример, открытость, моральная чистота вежливость, дисциплинированность, пунктуальность, коммуникативность. Профессиональные качества:самокритичность, организованность, аккуратность, справедливость, требовательность, знание предмета, авторитет, мастерство, креативность, ораторское искусство, новаторство, умение применять интернет-технологии, владение технологиями обучения и воспитания, объективная оценка знаний, сообразительность, настойчивость, умение слушать и слышать, тактичность, желание работать с обучающимся, сотрудничество, терпеливость, эмоциональная уравновешенность, любовь к делу, практический психолог, самосовершенствование, умение работать в коллективе, ответственность, научная увлеченность, сочетание теории с практикой, информированность. По мнению студентов для такого преподавателя характерны следующие качества: 1) профессионал в своем деле, умеет ответить на все вопросы; 2) умеет ясно донести информацию, владеет ораторским искусством; 3) образованный, умный, эрудированный, современный, креативный, имеет приятную внешность; 4) любит свой предмет и умеет заинтересовывать учеников, чтобы они любили и учили его не по принуждению, а по собственному желанию;5) на занятиях знает, как разрядить обстановку, всегда с хорошим настроением; 6) эмоционально уравновешенный; 7) доброжелательный, общительный, приветливый, отзывчивый, тактичный, аккуратный; в меру строгий, должен понимать детей и уметь общаться с ними; 8) умеет индивидуально подходить к каждому студенту; 9) владеет интернет-технологиями; 10) обладает психолого-педагогическимизнаниями; 11) справедливый.Оценивает не только результат экзамена, но и работу студента в течение семестра; 12) не должен забывать, что был тоже студентом; 13) относиться к каждому студенту так, как он этого заслуживает. Опрос преподавателей позволил составить следующий список качеств идеального преподавателя: 1) компетентность, мастер своего дела; 2) широкий кругозор, эрудированность; 3) владеет информационными технологиями обучения и методикой поиска научно-технической информации; 4) новаторство; 5) психолог; 6) стремление к самосовершенству; 7) любовь к делу; 8) желание и умение работать с обучающимися; 9) эмоциональная уравновешенность;10) ораторское искусство; 11) дисциплинированность; 12) доброжелательность; 13) требовательность; 14) «здоровое» чувство юмора; 15) опрятный внешний вид) 16) трудолюбие; 17) крепкое здоровье; 18) обладающий высоко развитой культурой общения. Мотивация. Развитие учебной мотивации студента вуза.
• Мотивация –одна из сложнейших педагогических проблем. • Мотивация –процессы определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние),влияющие на активность и пассивность поведения. • Мотивация –состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к действию. Мотив ( от лат.)- приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей. Внутренние мотивы - Желание самого человека учиться Внешние мотивы - Исходят от педагогов, семьи, общества I. Проблема мотивации студентов ВУЗа особенно актуальна сегодня ,так как молодежь данного возраста(17-25 лет) является наиболее аппатичной частью общества II. Преподаватель ВУЗа может и должен пытаться воздействовать на студентов, повышая их мотивацию. I. Эмоциональные методы мотивации • Поощрение • Порицание • Учебно-познавательное моделирование ситуаций • Создание ярких наглядно-образных представлений • Создание ситуаций успеха • Стимулирующее оценивание • Удовлетворение желания быть значимой личностью II. Познавательные методы мотивации • Опора на жизненный опыт • Познавательный интерес • Создание проблемной ситуации • Побуждение к поиску альтернативных решений • Выполнение творческих заданий • «Мозговая атака» • Развивающая кооперация (парная, групповая работа, проектный метод) III. Волевые методы мотивации • Предъявление учебных требований • Информирование об образовательных результатах обучения • Познавательные затруднения • Самооценка деятельности и коррекции • Рефлексия поведения • Прогнозирование будущей деятельности IV. Социальные методы мотивации • Развитие желания быть полезным обществу • Побуждение подражать сильной личности • Создание ситуации взаимопомощи • Поиск контактов и сотрудничества • Заинтересованность в результатах коллективной работы • Взаимопроверка • Рецензирование Основные методы развития мотивации у студентов ВУЗа 1. Правильное целеполагание 2. Убеждение студентов в практической необходимости изучаемого 3. Индивидуализация обучения 4. Эмоциональное воздействие 5. Экскурсы в историю предмета 6. Активизация учебной деятельности 7. Разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения 8. Поощрение вопросов 9. Вовлечение студентов в дискуссию 10. Стимулирование новых достижений 11. Объективность, гласность и перспективность контроля и оценки 12. Поддержание веры студентов в успешность учения- «методика успеха» 13. Включение учащихся в самостоятельную работу 14.Работа по воспитанию приемов самообразования 15. Словестные поощрения 16.Создание благоприятного учебного климата Обучение в целостном педагогическом процессе Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоническое развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические, качественные отличия. Обучение есть, не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их способностей. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Как и всякий другой процесс, обучение связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика от незнания к знанию. Обучение не сводится к механической передаче знаний и умений. Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и учащиеся, преподавание и учение. Функции обучения Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее развитие личности обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема знаний, развивающая – с их структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений (В.В. Кричевский). Образовательная функция.Ее смысл состоит в вооружении учащихсясистемой научных знаний, в формировании умений, навыков и в обучении их использованию на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Реализация образовательной функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Умение, как умелое действие, направляется осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упорядоченных связей. Воспитательная функция.Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных понятий, норм и требований. Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса , отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях воспитательная функция предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества, формирование отношений учащихся к учению, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, что в итоге выражается во взглядах, идеалах, убеждениях, моральных качествах личности. Развивающая функция обучения.Специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». Развивающая функция обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Это предполагает развитие мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся в процессе обучения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 327. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |