Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Педагог как субъект образовательного процесса.
Исходя из исследований Е.Н. Волковой, субъектность понимается через категорию отношения человека к себе как к деятелю. Е.Н. Вол-ковой описаны характеристики субъектности, тем не менее, рассмотре- ние вопроса о структуре субъектности и доминантности ее компонен- тов, обуславливающих профессионализм педагога, является недоста- точно изученным. Основные положения концепции субъектности педагога, по Е.Н.Волковой, состоят в следующем: 1. Субъектность - это личностное свойство человека, которое рас-крывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и себе в нем и способно- сти производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. В основе этого свойства лежит отношение к себе как к деятелю; 2. Отношение человека к себе как к деятелю предполагает призна-ние и принятие не только у себя, но и у другого человека, активности, сознательности, свободы выбора и ответственности за него, уникаль- ности, саморазвития как способа существования, и, что особенно важ- но, предполагает совершение поступков, обусловленных этим призна- нием; другой выступает необходимым условием развития субъектно- сти, подтверждая бытийность человека. Качество субъектностидруго-го - осознанность и степень реализации его личностных потенциалов, открытость и конструктивность взаимодействия определяют возмож- ность развития субъектности человека. Наибольшим развивающим эф-фектом взаимодействия с ним обладает диалогическая стратегия. 3. Субъектность является интегратором профессиональных способностей человека и обеспечивает возможность выполнения им профессиональных требований на высоком уровне качества. Основны- ми компонентами структуры субъектности педагога являются следую- щие (Е.Н. Волкова) [5]. Условиями успешной профессиональной деятельности является компетентность, конкурентоспособность, наличие творческих начал, способность к рефлексии своей деятельности, общая культура лично-сти. Данное исследование позволило выявить структурные особенно-сти каждого педагога. Таким образом, можно сделать следующие выводы. 1. Субъектность педагога имеет структуру: - сознательная творческая активность, - способность к рефлексии, - осознание собственной уникальности, - понимание и принятие другого. 2. Изменение структуры субъектности педагога происходит в свя-зи со становлением в профессии: чем старше учитель, чем больше пе- дагогический стаж работы, тем больше учитель относится к себе как ценности и субъекту своей профессиональной деятельности и ученику как ценности и субъекту его собственной ученической деятельности. Педагог как часть целостного педагогического процесса выполняет следующие функции:
В педагогической деятельности учитель занимает определенную позицию. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве: · информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным); · друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка; · диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; · советчика, если использует осторожное уговаривание; · просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести; · вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами. Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. С одной стороны, это взаимосвязь научно-теоретической и практической подготовки, а с другой стороны – психологическая и физическая готовность педагога. В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, включающую в себя: 1) интерес к профессии педагога (является основой педагогической направленности и выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями), 2) педагогическое призвание (склонность к профессии педагога, выражающаяся в осознании способности к педагогическому делу, иногда может проявиться только при включении в практическую педагогическую деятельность), 3) профессиональные педагогические намерения и склонности. Педагогика как наука. Педагогическая деятельность. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |