Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Личность как социально-психологический феномен. Личность обучающегося в педагогическом процессе высшей школы.




Методологические подходы педагогики высшей школы

Методология–раздел науки о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и
способах этих процессов «Методология» от греч. «учение о методе» или «теория
метода».

Методология педагогики – совокупность гносеологических
подходов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной,
систематизированной информации о
педагогических процессах и явлениях.

В качестве основных методологических установок в любом
педагогическом исследовании определены:

-определение цели исследования с учетом уровня
развития педагогической науки, потребностей практики образования, социальной
актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого;

-рассмотрение дидактических и воспитательных проблем
с позиций многих наук о человеке (философии, антропологии, медицины,
педагогики, психологии, социологии, культурологии и др.);

-изучение всех процессов в исследовании с позиций их
внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития;

-ориентация на системный подход в исследовании
(выявление структуры, взаимосвязи элементов, их соподчиненности, динамики
развития, тенденций, факторов, условий);

-выявление и разрешение противоречий в процессе
обучения или воспитания, в развитии личности и коллектива.

Педагогика высшей школы, равно как и общая педагогика,
опирается на философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический
уровни методологии.

Философский уровень методологии педагогики высшей
школы представлен ведущими общефилософскими принципами (объективности, детерминизма, развития и взаимодействия, единства внешних воздействий и внутренних условий, активной деятельности личности) и философскими положениями (о дискретности и непрерывности становления и развития личности; всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и
целостности явлений; природной и социокультурной
обусловленности развития; о развитии человека как сложном, многофакторном
процессе).

Общенаучный уровень методологии педагогики высшей
школы представлен системным, антропологическим, культурологическим и деятельностным
подходами к изучению педагогических процессов и явлений.

Конкретно-научный уровень методологии педагогики
высшей школы представлен аксиологическим, личностным, субъектным, диалоговым,
социально-педагогическим, этнопедагогическим, компетентностным, герменевтическим,
контекстным, индивидуально-творческим и др. подходами.

Технологический уровень методологии педагогики высшей
школы представлен совокупностью конкретных методов научно-педагогического исследования.

Методы педагогического исследования – это способы
изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью
установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наиболее общая классификация методов
научно-педагогического исследования выделяет теоретические и эмпирические
методы исследования.

К методам теоретического исследования относятся:
анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, абстрагирование,
конкретизация, сравнение, метод сходства и различия, педагогическое
проектирование, прогнозирование, программирование, моделирование.

К методам эмпирического исследования относятся:
наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, метод проб и
ошибок, метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта,
опытно-поисковая работа, опытно-экспериментальная работа, педагогический эксперимент.

Представим более развернутую классификацию методов
научно-педагогического исследования:

-теоретические методы (анализ; синтез; абстрагирование; обобщение; индукция; дедукция; аналогия; сравнение; проектирование; моделирование);

-эмпирические методы (наблюдение; изучение документации и других источников);

-опросные методы (беседа; анкетирование; тестирование; нтервьюирование; метод экспертных оценок; социометрия);

-праксиметрические методы (изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта; изучение продуктов деятельности; контент-анализ);

-экспериментальные методы (естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий, контрольный педагогический эксперимент);

-сравнительно-исторические методы (генетический; исторический; сравнительно-исторический);

-методы математической статистики (факторный анализ;
корелляционный анализ; кластерный анализ; дисперсионный анализ; регрессионный
анализ; латентно-структурный анализ; многомерноешкалирование).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...