Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовые основы создания и деятельности политических партий и общественных объединений в Республике Беларусь.




Правовой статус политических партий определяется законодательством страны, в которой они действуют.

Конституционное регулирование деятельности политических партий появилось достаточно поздно по сравнению с признанием права граждан на свободу объединений. Одной из первых стран, закрепивших правовой статус партий, стала Германия (1949 г.). Конституция ФРГ определяет, что партии могут свободно создаваться, а их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Там же содержится запрет на деятельность партий, представляющих угрозу конституционному строю или наносящих ему ущерб.

Нормы о партиях могут также закрепляться законами, постановлениями, декретами, регламентами парламентов, судебными решениями и др. В одних странах существуют специальные законы о политических партиях (ФРГ, Португалия, Австрия, Испания), в других регулируются лишь отдельные сферы их деятельности, такие как организация избирательных кампаний, деятельность в парламенте, использование СМИ, финансирование и др. (Швеция, Финляндия, США).

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О политических партиях», политическая партия - это независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

Структуры политических партий в Беларуси формируются по территориальному принципу (в отличие от структуры КПСС, формировавшейся также по отраслевому принципу).

Учредителями партии могут быть только граждане Беларуси, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом, которые не ограничены судом в дееспособности и не находятся в местах лишения свободы. Для создания политической партии необходимо не менее 1000 учредителей. Создание партий других государств в Беларуси не допускается.

Членами политических партий в Беларуси не могут быть:

— судьи;

— прокурорские работники;

— сотрудники органов внутренних дел;

— сотрудники Комитета государственного контроля;

— сотрудники органов безопасности;

— военнослужащие и лица, на которых распространяется статус военнослужащих;

— Президент и члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Республики Беларусь (до окончания срока полномочий).

 

 

20.Понятие экономической системы и ее конституционные основы. Сущность рыночной экономики в современных условиях. Регулирующая роль государства в экономической сфере. Экономическая система – это строй экономической жизни государства, который характеризуется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления хозяйства. Элементы экономической системы: 1) хозяйство – основной элемент экономической системы, т.к. в его рамках функционируют все остальные элементы экономической системы 2) общественное производство – оно является рычагом для создания материальных благ, а в частности для производства общественного продукта 3) общественный продукт – является результатом общественного производства 4) собственность – является основой экономической системы, поскольку деятельность всех элементов экономической системы в совокупности направлено на формирование собственности и равные условия экономической жизни. Важнейшую роль в экономической системе общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство через хозяйственный механизм определяет поведение экономических субъектов. Свою роль в экономике страны государство реализует с помощью регулирования, которое можно определить как целенаправленную деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе. Оптимально сочетая рыночные и государственные регуляторы, государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике. Цели макроэкономического регулирования носят стабилизационный характер. Это: - поддержание приемлемых темпов экономического роста; - поддержание высокого уровня занятости; - поддержание низких темпов инфляции; - стабильности цен.

 

 

       21.Конституционные основы социальной политики Республики Беларусь.

Приоритетом социальной политики Беларуси является защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Несмотря на общемировые тенденции, суверенной Беларуси удалось сохранить бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание. Каждый гражданин может рассчитывать на пенсию по возрасту, каждая мать – на финансовую поддержку при рождении детей, каждый ребенок – на бесплатное образование.

В Беларуси существует равенство прав мужчин и женщин в образовании и труде. При этом гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, необходимого для нормальной жизни. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии.

 

22. Конституционные основы внешней политики белорусского государства. Республика Беларусь, являясь суверенным государством, проводит активную внешнюю Несмотря на объективные сложности, Республика Беларусь после обретения независимости сумела выстроить отношения с внешним миром, не поступившись своими национальными интересами. Это позволило нашей стране уверенно и эффективно продвигать и отстаивать свои внешнеполитические цели и приоритеты. Беларусь сегодня – это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную, миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности. Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь закреплены в Законе «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь». К принципам внешней политики Республики Беларусь относятся: — соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; — соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;

— повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации; —развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

— добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях; — приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;

—отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.

 

23.Понятие и принципы гражданства. Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь. Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.

Гражданство Республики Беларусь приобретается: по рождению;

 в результате приема в гражданство Республики Беларусь; в порядке регистрации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь. Приобретение: Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка: хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка; родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь; родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами (подданными) которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства. Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь. Прием: Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно: соблюдает и уважает Конституцию иные акты законодательства, берет на себя обязательство в дальнейшем соблюдать и уважать их. знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения; проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно, за исключением случаев. Срок проживания на территории Республики Беларусь считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года; имеет законный источник получения доходов, обеспечивающих ему и находящимся на его иждивении нетрудоспособным членам семьи прожиточный минимум, установленный в Республике Беларусь; не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам. Лица, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после предоставления им статуса беженца и при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами вторым, третьим, пятым и шестым части первой настоящей статьи. Срок проживания, установленный абзацем четвертым части первой настоящей статьи, может быть сокращен либо не применяться вовсе для: белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь; лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь; лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь. Прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь. Прекращение: выхода из гражданства Республики Беларусь; утраты гражданства Республики Беларусь.

 Выход

Гражданин Республики Беларусь, достигший 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о выходе из гражданства Республики Беларусь. Гражданину Республики Беларусь, не достигшему 18-летнего возраста, выход из гражданства Республики Беларусь может быть разрешен по заявлению родителей (единственного родителя). Выход из гражданства Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и при отсутствии оснований, предусмотренныхстатьей 20 настоящего Закона.

Утрата гражданства:

вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона; по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного; по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.

 

24. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь В соответствии с Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранцы), прибывшие в Республику Беларусь, в течение пяти суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, обязаны зарегистрироваться в органе регистрации – Министерстве иностранных дел, органе внутренних дел, гостинице, санаторно-курортной или оздоровительной организации на основании заявлений иностранцев или письменных ходатайств принимающих организаций, за исключением иностранцев, не подлежащих регистрации. Исключение: главы государств и правительств иностранных государств, главы и члены парламентских, правительственных и иных официальных делегаций, технический персонал этих делегаций и иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь по приглашениям Президента Республики Беларусь, палат Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Национального банка Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь, а также члены их семей и др.

 

25. Институт убежища относится к одному из специфических институтов миграционного права. Он занимает особое место в системе защиты всеобщих, универсальных ценностей, которыми должен пользоваться каждый человек. Убежище территориальное означает предоставление какому-либо лицу возможность укрыться от преследований по политическим мотивам на территории определенного государства; убежище дипломатическое — это предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства. Беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает, вследствие таких опасений, пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего, обычного местожительства в силу таких опасений. Правовой статус иностранца, ходатайствующего о защите, также практически целиком регулируется национальным правом с соблюдением важнейших прав беженца (невысылки, невыдачи и др.), закрепленных в международно-правовых нормативных актах и законодательстве Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защите в Республике Беларусь» в статье 29. Правовой статус признанного беженца в Республике Беларусь характеризуется самым широким объемом прав и обязанностей и имеет комплексный характер. Фактически, права беженца включают в себя следующие группы прав: 1) права граждан Республики Беларусь, такие как право на: бесплатную медицинскую помощь; получение образования; социальную защиту, в том числе и социальное обеспечение и т. д.; 2) права иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране. К этим правам относятся: право заниматься трудовой, хозяйственной или иной незапрещенной деятельностью; право вступать в профессиональные союзы и другие общественные объединения, заключать или расторгать брак с гражданами Республики Беларусь и иными лицами и некоторые другие; 338 3) специфические права, присущие только беженцу. Здесь мы можем говорить о неприменении уголовных и административных санкций за незаконный въезд и пребывание беженца на территории Республики Беларусь, о праве на убежище, о невыдаче и невысылке беженцев, о запрете их принудительного возвращения в страну, откуда они прибыли, и о выдаче признанному беженцу соответствующего удостоверения личности. В законодательстве Республики Беларусь существует также категория лиц (иностранных граждан или лиц без гражданства), у которых отсутствуют основания для предоставления им статуса беженца, но существуют вполне обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и которые не могут или не желают вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства. Данной категории предоставляется дополнительная защита. Дополнительная защита предоставляется таким лицам на срок до одного года. В случае сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства иностранных граждан или лиц без гражданства оснований, по которым им предоставлена дополнительная защита, срок ее предоставления может продлеваться до одного года (часть первая статьи 21 Закона). Временная защита предоставляется группе иностранцев, индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите которых невозможно по причине их одновременного массового прибытия и в этой связи необходимости решения вопроса об их допуске и пребывании в Республике Беларусь по основаниям, предусмотренным для предоставления статуса беженца или дополнительной защиты (часть первая статьи 24 Закона

 

 

26. Особенности основных прав, свобод и обязанностей граждан: • они в наиболее общей форме определяют правовое положение личности; • являются равными, едиными, универсальными для всех граждан, чьи специальные правовые статусы резко различаются (правовые статусы колхозника, студента, военнослужащего, депутата и др.); • обладают высшей юридической силой, вследствие чего все остальные (обычные) права и обязанности вытекают из них и полностью им соответствуют; • закрепляют и регулируют наиболее важные отношения, определяющие правовой статус граждан; • основные права и свободы не приобретаются и не отчуждаются по воле граждан; • конституционные права, свободы и обязанности выступают в качестве исходных положений для целых отраслей и институтов права (трудового, избирательного, семейного и др.); • осуществляются не только в интересах отдельных граждан, но и других лиц, государства и общества; • реализация этих прав, свобод и обязанностей граждан создает реальные возможности и условия для их активного участия во всех областях общественно-политической, государственной, хозяйственной, культурной жизни страны и удовлетворения материальных и духовных потребностей; • они действуют на всей территории государства; • использование гражданами основных прав и свобод не должно наносить ущерба интересам общества, государства, а также правам других граждан. Следует иметь в виду, что основные права и обязанности граждан закреплены как в разделе втором Конституции, так и в иных ее разделах.

Классификация: 1 Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д; 2.. Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др; 3. социальные, экономические и культурные права, Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование. культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

 

27. Личные права и свободы граждан РБ. Гарантии личных прав – наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Личные права включают: право н жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д. I. Право на жизнь. Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В Конституции РБ оно признается правом, которое не может быть ограничено введением чрезвычайного положения, но как любое право может ограничиваться законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым «Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда" - что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время. II. Право на свободу. Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам. Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия (т.е. не противоречащие закону). Неприкосновенность личности, как личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции РБ право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции РБ повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей. III. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Все эти права принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не могут быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления; врачебная тайна; тайна исповеди; тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д. УПК ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека – все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия обязаны также хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в следствии. В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность компенсации в случае нарушения данных прав – в таких случаях, в соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-компенсационные меры.

IV. Право на жилище и его неприкосновенность. Граждане РБ имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья.(ст. 48КРБ). И др.

 

28. Политические права и свободы граждан РБ. Под политическими правами и свободами подразумевают права ,затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся :право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др. В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы пользуются равной судебной защитой государства. Согласно ст.3 Конституции РБ «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов РБ наказываются согласно закону». Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет. ст. 38 Конституции РБ:– Граждане РБ имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании .Статьей 35 Конституции РБ гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан РБ, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом. Каждый имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Такими объединениями являются - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение. Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц (за исключением политических партий и профсоюзов). Статья 36 Конституции РБ фиксирует гарантию свободы деятельности общественных объединений. Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решении государственных проблем. Главной из основных функций партий является информационная; с помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает законодательство. Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно(референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей .Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать, как указывалось выше возраст гражданина ,обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах - в зависимости от характера ого или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента Республики Беларусь необходимо достичь 35 лет ,а для избрания в депутаты Национального собрания - 21 года.

 

29. Социально-экономические и культурные права. Право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст.41); право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством, общественным значением, но ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достойное существование (ст.42); право на отдых (ст.43). Трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха; право собственности (ст.44). Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом; право на жилище (ст.48). Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья; право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст.45); право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст.46); право на образование (ст.49). Гарантируется доступность и бесплатность общего, среднего и профессионально-технического образования. Средне специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях; право на социальное обеспечение старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст.47); право на участие в культурной жизни (ст.51). Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Экономические, социальные и культурные права относятся к позитивным правам, реализация которых возможна только с помощью государства

30. Конституционные обязанности граждан. Обязанности граждан РБ: каждый, кто находится на территории РБ,обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52); каждый обязан уважать достоинство, права и свободы, законные интересы других лиц (ст.53). По существу в ней идет речь о том, что права индивидуума заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Невыполнение этой обязанности влечет юридическую ответственность; каждый обязан беечь историко-культурное наследие и другие национальные ценности (ст.54). Охрана природной среды – долг каждого (55); граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании государственных налогов, пошлин, и иных платежей (ст.56); защита РБ – обязанность и священный долг гражданина РБ (ст.57). Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом; никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией РБ и ее законам, либо к отказу от своих прав. Юридической обязанностью каждого (гражданина РБ, иностранного гражданина, лица без гражданства), кто находится на территории РБ, является обязанность соблюдать ее Конституцию и законы. При их нарушении возможно привлечение виновного лица к ответственности, в том числе уголовной, административной и иной ответственности.

 

31.Механизмы защиты. Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека. Внутригосударственные механизмы защиты прав: Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления; Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод . Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. Одним из способов защиты гражданином своих прав является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций. Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д. В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба. Международный механизм защиты прав человека. Приоритет в обеспечении правового статуса личности всегда принадлежит национальному законодательству. Все иные - наднациональные - системы защиты прав человека носят дополнительный, характер. Это означает, что частное лицо, ставшее жертвой нарушения прав человека может обратиться в международные инстанции лишь в том случае, если все внутригосударственные средства правовом защиты им уже исчерпаны и не привели к удовлетворяющему его результату. При этом индивид имеет право свободно выбирать между различными международными контрольными органами на региональном и универсальном уровнях, помня, однако, о том, что международные документы как правило, не предусматривают подачу жалобы одновременно в несколько международных инстанций, занимающихся расследованием конкретных случаев нарушения прав человека, да бы избежать двойной работы.

 

32. Обычно любое государство имеет административно-территориальное устройство. Разумное деление территории страны позволяет осуществлять эффективное управление, обеспечивать гражданам доступность к местной власти, развивать хозяйственные связи, строить систему органов местного управления и самоуправления. Административно-территориальное устройство следует рассматривать как совокупность административно-территориальных единиц с функционирующей в их пределах системой государственных и общественных органов и организаций. Административно-территориальное деление Республики Беларусь как унитарного государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях:

1. Эффективной организации государственного управления и местного самоуправления; 2. Обеспечения законности и правопорядка; 3. Реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь. Законом также определены основные принципы административно-территориального деления. Оно основывается на следующих принципах: 1. единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь; 2. Сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории; 3. сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением; 4. осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц; 5. равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования 6. включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц; 7. примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;8. многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;9. гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц. Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц. Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами. Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию. Компетенция республиканских органов государственного управления и местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в пределах соответствующих административно-территориальных единиц определяется законодательством Республики Беларусь.

От административно-территориальных единиц необходимо отличать территориальные единицы, В соответствии с ним (ст.6) - территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).

 

33. Понятие и виды выборов. Выборы-это форма демократии, способ смены полит.элит, передачи власти мирным путем через волеизъявления народа. С помощью выборов формируются представительные и законодательные органы государства. Выборы являются формой выражения власти народа - прямой демократией; реализация гражданами своих властных полномочий через избранных представителей – представитльной демократией. Виды выборов: По способу избрания: -прямые-когда избиратели сами решают вопрос об избрании (выборы Президента РБ); -косвенные-когда этот вопрос решают не сами избиратели непосредственно, а избранные ими представители (выборы членов Совета Республики Национального собрания РБ). По территории проведения: -республиканские-проводятся в масштабах страны (выборы Президента РБ); - местные- проводятся в административно-территориальных единицах (выборы депутатов местных Советов депутатов). По уровням представительства: -президентские выборы; -парламентские выборы; - выборы местных представительных органов. По срокам проведения: - очередные выборы-проводятся в установленные законом сроки; -внеочередные выборы – проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборных органов. Выборы в РБ в соответствии с избирательным кодексом могут проводиться повторно, если они не состоялись или признаны недействительными.

 

 

34. Избирательная система - порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя(например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций. Избирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право является институтом конституционного права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Основным источником избирательного права являются конституция (раздел 3), избирательный кодекс и другие НПА. Избирательное право в узком смысле понимается как субъективное право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Источники избирательного права РБ: 1) КРБ – главный источник избирательного права РБ, закрепляющий его основные принципы (раздел 3 КРБ); 2) Избирательный Кодекс РБ от 11 февраля 2000 г. с изменениями и дополнениями – результат кодификации правовых норм о выборах, проведенной в целях упорядочения, приведения в соответствие противоречий и совершенствования избирательного законодательства; сборник правовых норм, регулирующий все вопросы связанные с выборами; 3) акты Главы государства по вопросам организации и проведения выборов; 4) постановление Палаты представителей Национального собрания РБ (например о сроках проведения президентских выборов); 5) акты Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов (например, постановление Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов от 12 октября 2006 г. №55.

 

35. Конституционные Принципы избирательного права в РБ:всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании. 1. Всеобщее – каждый гражданин, достигший определенного установленного в законе возраста имеет право избирать и быть избранным в государственные органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д. 2. Равное – все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. Для избирателей этот принцип обеспечен тем, что каждый избиратель включен в единый список избирателей и голосует только 1 раз. Никто из избирателей не имеет преимущества. Относительно кандидатов: равное финансирование, равное количество эфирного времени. 3. Свободное – каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать. Прямое избирательное право – избиратель отдает свой голос за или против кандидата или решает непосредственно. Косвенное избирательное право – кандидата избирают с помощью специальных коллегий или представительного органа. 4. Тайное голосование – никто не вправе осуществлять контроль за волеизъявлением человека. Это обеспечено нахождением на избирательных участках специальных кабин для голосования. Конституция и закон устанавливает ряд цензов: 1) Возрастной. Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет. 2) Оседлости. Президентом может стать гражданин, проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет перед выборами, в совет республики избираются граждане, проживающие на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. 3) Гражданство. Избирается только гражданин РБ.

4) Рождения. Президент – только гражданин РБ по рождению.

 

36. Избирательный процесс – это регламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов. Состоит из относительно самостоятельных стадий, которые отличаются друг от друга задачами, кругом участников и специфичностью их правового статуса, видами составляемых процессуальных избирательных документов, конечными результатами процессуальной деятельности. Избирательный процесс включает следующие последовательные стадии (этапы процесса): назначение выборов;образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; предвыборная агитация; голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.-назначение выборов. В соответствии с ч.3 ст.81 Конституции, выборы Президента РБ назначаются Палатой представителей, Президент РБ назначает выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы (п. 2 ст. 84Конституции РБ). Решение о назначении очередных выборов Президента РБ должно быть принято не позднее, чем за 5 месяцев и проводятся они не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента; решение о назначении очередных выборов Палаты представителей, Совета Республики, местных представительных органов — не позднее 4 месяцев и проводятся они не позднее 30 дней до окончания полномочий палат Парламента, местных Советов депутатов действующего созыва.; - Образование избирательных округов и организация избирательных участков. В РБ используется территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по избирательным округам. В РБ существует два вида избирательных округов: единый избирательный округ и одномандатный избирательный округ. Избирательные округа образуются при соблюдении следующих требований: — примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 %; — избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. Избирательные участки могут образовываться в больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в воинских частях. - Составление списков избирателей. В список граждан, имеющих право участвовать в выборах, включаются все граждане РБ, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования и имеющие право участвовать в выборах. Списки избирателей составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии. Список избирателей предоставляется для ознакомления за 15 дней до выборов. - Выдвижение кандидатов возможно различными способами: — группой избирателей; — политическими партиями при условии, что партия зарегистрирована в Министерстве юстиции не позднее, чем за 6 месяцев до назначения выборов; — трудовыми коллективами. Регистрация кандидатов осуществляется: — кандидатов в Президенты РБ — Центральной комиссией за 35 — 25 дней до выборов; — кандидатов в депутаты — соответствующей окружной, территориальной комиссией за 40 — 30 дней до выборов. Предвыборная агитационная кампания. Регулируется ст.45 Избирательного кодекса РБ. Под предвыборной агитацией понимается деятельность граждан РБ, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществляющих сбор подписей по выдвижению кандидатов и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов или против них (ст.155 Избирательного кодекса РБ). Голосование. Голосование на выборах в Республике Беларусь проводится в календарный выходной день с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 10 дней до выборов. Избиратель, у которого не будет возможности находиться по месту своего жительства в день голосования, вправе без официального подтверждения причин не ранее, чем за 5 дней до выборов проголосовать досрочно. Досрочное голосование осуществляется с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в присутствии не менее 2 членов участковой комиссии. Голосование проводится в специально отведенных помещениях. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Бюллетень для голосования выдается избирателю, участнику референдума под роспись членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. Заполненный бюллетень избиратель опускает в ящик для голосования. - Подведение итогов голосования. Ящики для голосования вскрываются участковой комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени по выборам подсчитываются и погашаются, складываются в пакеты и опечатываются участковой комиссией. Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования. В случае если выборы Президента признаны несостоявшимися, недействительными или если в случае общих выборов баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, либо второй тур не позволил определить избранного Президента, а также в случае выбытия всех кандидатов Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов, которые проводятся в течение трех месяцев после основных выборов (ч.1 ст.81 Избирательного кодекса РБ). Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Результаты выборов оглашаются в СМИ.

 

37. Понятие, назначение и виды референдумов. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.ст.73 – 78) для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы (народное голосование). Референдум — один из важнейших институтов непосредственной демократии. Он имеет преимущества перед представительной демократией, когда избранные народом органы государственной власти опосредованно выражают волю избирателей. Референдум дает возможность гражданам выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Статья 111 Избирательного кодекса Республики Беларусь определяет референдум как способ принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Основные вопросы организации и проведения референдумов в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь (раздел III), Избирательным кодексом Республики Беларусь (раздел VII). Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдуме имеют право принимать участие все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей (ст.4 Избирательного кодекса). Классификация референдумов: 1) по масштабам проведения различают референдум республиканский и местный; 2) по содержанию — конституционные, т.е. по проекту конституции или поправкам к ней, законодательные, т.е. по проекту закона и обычные, т.е. по иным вопросам; 3) по степени необходимости — обязательные, т.е. проводимые по обязательному требованию конституции или иного закона, и факультативные, т.е. проводимые по усмотрению органов власти или избирателей; 4) по обязывающей силе своих итогов — решающие, т.е. вызывающие обязательные юридические последствия, и консультативные.

 

38. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению обеих палат парламента— Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г. Минска. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума. В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь на республиканский референдум не могут выноситься вопросы: — которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; — связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь; — о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; — об амнистии, о помиловании (ч.3 ст.112 Избирательного кодекса Республики Беларусь). Республиканский референдум назначается указом Президента Республики Беларусь, в котором, как правило, предусматривается: дата проведения референдума; юридическая сила решения, принятого референдумом; формулировка вынесенного на референдум вопроса; иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа. Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Решение Президента об отклонении референдума оформляется указом. Условия и порядок проведения референдума в целом соответствует условиям и порядку проведения выборов. Комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки для голосования. Комиссия признает решение принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Решение, принятое на референдуме, подписывается Президентом Республики Беларусь и подлежит опубликованию. Оно вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок. Датой принятия решения референдумом считается день референдума. Местные референдумы назначаются местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. На местный референдум не выносятся вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум, вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя (ч.4 ст.112 Избирательного кодекса Республики Беларусь).Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве: — в области и городе Минске — не менее 50 человек; — в районе, городе, районе в городе — не менее 20 человек; — в поселке, сельсовете — не менее 10 человек. Вопрос, предлагаемый на местный референдум, с учетом заключения соответствующего областного, Минского городского органа юстиции и состав инициативной группы регистрируются соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. В течение 30 дней со дня обращения за регистрацией инициативной группе выдается свидетельство о регистрации, образец подписного листа, а членам инициативной группы — соответствующие удостоверения. В регистрации инициативной группы по проведению местного референдума отказывается в случае нарушения требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Отказ может быть обжалован в месячный срок в районный, городской суд. Если исполнительным и распорядительным органом установлено, что собрано необходимое количество достоверных подписей, инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный и распорядительный орган, который передает его в местный Совет депутатов. Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением — городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь такого предложения (ст.127 Избирательного кодекса Республики Беларусь). Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа

 

39. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан, а также ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о выборах закреплена в главе 12 Избирательного кодекса Республики Беларусь. Помимо этого предусмотрена административная и уголовная ответственность. В соответствии со ст.167-3 Кодекса об административных правонарушениях 1984 г. с изменениями и дополнениями «проведение агитации в день выборов, референдума, либо незаконное использование денежных средств и материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, референдума, либо непредставление избирательной комиссии, комиссии по референдуму необходимых документов, или невыполнение их решений членами этих комиссий, должностными лицами государственных органов, общественных объединений или иными лицами, а также другие нарушения законодательства о выборах, референдуме, за которые не предусмотрена уголовная ответственность, влекут административную ответственность».Воспрепятствование осуществлению гражданином Республики Беларусь права свободно избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, вести агитацию по референдуму либо воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий по референдуму, совершенное с применением насилия, угрозы, обмана, подкупа или иным способом; то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием служебных полномочий влечет уголовную ответственность (ст.191 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 г.). Подлог документов по выборам, референдуму либо нарушение тайны голосования, либо заведомо неправильный подсчет голосов, либо иное искажение результатов голосования, совершенное членом избирательной комиссии, комиссии по референдуму, либо иным лицом, принимающем в установленном законодательством порядке участие в подготовке и проведении выборов, референдума, влечет уголовную ответственность (ст.192 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 г.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 444.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...