Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Действующая КРБ1994 года является главным, основным законом гос-ва. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция гос-ых органов.




В РБ действует К 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.96 г и 17.10.04 г. Она была принята 15.03.94 года на 13-й сессии Верховного Совета РБ12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету КБ, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

Отличительными чертами действующей Конституции Республики Беларусь являются: -политический плюрализм;

-закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;

-установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;

-закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;

-верховенство права;

-разделение и взаимодействие властей; -прямой характер действия норм Конституции. К воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются как объекты, так и границы правового регулирования. В К закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность. Верховенство по отношению ко всем иным правовым актам - важнейшее юридическое свойство Конституции. Соответствующие правила (о верховенстве К) закрепляются в самом Основном Законе. Приоритет К по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

 

10. В настоящее время в РБ действует К РБ, принятая 15 марта 1994г., вступившая в законную силу 30 марта 1994г. с изменениями и дополнениями, внесенными на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г. Действующая К состоит из преамбулы (вступительной части), 9 разделов, 8 глав и 146 статей. Преамбула содержит положение о том, что народ РБ принял Конституцию – основной закон государства. 1 раздел – основы конституционного строя. Он закрепляет положения о том, что РБ является унитарным демократическим социальным правовым государством. Правовое государство: 1) разделение властей

2) приоритет общепризнанных принципов и норм международного права

3) верховенство закона

4) наличие механизмов защиты прав человека

Две формы собственности: частная и государственная, равные условия их в экономической деятельности . Гос-во регулирует отношения между социальными и национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважение прав и интересов . Религия и вероисповедание равны перед законом . Гос-ные языки: русский и белорусский . Во внешней политике РБ руководствуется принципом нерушимости границ, равенства гос-тв, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела других гос-ств и др. 2 раздел – личность, общество, государство. Данный раздел содержит нормы, закрепляющие принципы правового статуса личности, конституционные права личности, конституционные обязанности человека, ограничение прав и гарантия их реализации. 3 раздел – избирательная система, референдум. Состоит из 2 глав: 1) избирательная система содержит конституционные положения, связанные с проведением выборов: принципы выбора (всеобщие, равные, свободные, прямые, при тайном голосовании, а также закреплены субъекты, имеющие право участвовать в выборах). 2) референдум. Даная глава закрепляет основные положения, связанные с проведением референдума, а именно то, что референдумы проводятся для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни путем прямого голосования. Закреплены республиканский и местный референдумы, положение о том, что референдум проводиться путем всеобщих, равных, свободных, прямых выборов при тайном голосовании. В референдуме участвуют граждане РБ, обладающие избирательным правом. 4 раздел – президент, парламент, правительство, суд. Глава 3 – президент РБ. Закрепляет конституционно-правовой статус президента, требования к этой должности, полномочия президента, акты, издаваемые президентом, а также способы прекращения полномочий президента. Глава 4 – парламент (национальное собрание). Содержит нормы, закрепляющие положение о том, что парламент является высшим органом законодательной власти, а также его конституционно-правовой статус (структуру, порядок формирования, основные полномочия, прекращение полномочий) Глава 5 - правительство (Совет министров РБ). Закрепляет положение о том, что исполнительную власть в РБ осуществляет правительство, а также закрепляет конституционно-правовой статус правительства в целом и премьер-министра в частности. Глава 6 – суд. Закреплены принципы судебной власти . 5 раздел – местное управление и самоуправление. Содержит конституционные положения о местном управлении и самоуправлении, а также об органах, осуществляющих управление и самоуправление. Местное управление – исполнительные комитеты, местное самоуправление – местные советы депутатов. Местное самоуправление осуществляется через местные референдумы. 6 раздел – прокуратура, комитет государственного контроля. Глава 7 – прокуратура – орган надзора за соблюдением закона. Генеральный прокурор. Глава 8 – КГК – орган финансово-экономического контроля. 7 раздел – финансово-кредитная система РБ. Содержит конституционные положения о финансово-кредитной системе, а именно ее составляющих: бюджетной системы, банковской системы, финансовых средствах внебюджетных фондов организаций и граждан. Положение о национальном банке. 8 раздел – действие конституции и порядок ее изменения. Закреплено положение о том, что конституция обладает высшей юридической силой, а также закрепляет порядок изменения. 9 раздел – заключительные и переходные положения. Он закрепляет порядок вступления конституции в законную силу. В 1994г. в конституцию были введены следующие новые госорганы: 1) президент 2) конституционный суд 3) контрольная палата В 1996г. в результате референдума произошла реорганизация в системе государственных органов. Верховный совет реорганизован в парламент, кабинет министров в совет министров, контрольная палата в КГК.

 

11. Строй – это устройство чего-либо. Конституционный строй представляет собой способ организации государства, отражающий реально существующие устои государства и общества. Конституционный строй имеет две стороны:

Формальная сторона конституционного строя проявляется в структуре государственных и негосударственных институтов, их компетенции и принципах взаимодействия. Это совокупность норм К, определяющих устройство государства, принципы взаимодействия его с обществом. Содержательная сторона – это реальное функционирование государства и общества, процессуальное измерение действия конституционных норм, включая соотношение формальных и неформальных регуляторов общественных отношений. Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного устройства. В качестве основ современного конституционного строя можно выделить демократию, правовое, социальное государство, провозглашение и гарантии прав и законных интересов граждан. Основы конституционного строя изложены в разделе I К РБ и закрепляют взаимную ответственность человека, общества и государства. В этом разделе РБ характеризуется как «унитарное демократическое социальное правовое государство» , устанавливается принцип верховенства права, признается приоритет «общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» , провозглашается верховенство воли народа как единственного источника государственного суверенитета , гарантируется идеологический плюрализм, закрепляется система разделения властей , право на развитие всех форм собственности .

Нормы первого раздела обладают большей юридической силой по отношению к нормам других разделов К. Анализ данного раздела позволяет говорить о создании необходимых юридических условий для построения в РБ правового государства. Правовое гос-во – это государство, основанное в своей деятельности на верховенстве права. Право есть система общепризнанных, формально определенных и гарантированных государством норм, выступающих регуляторами социальных отношений. Признаки правового государства: Суверенитет народа, т.е. народ является единственным источником государственной власти. Верховенство правового закона и Конституции, которые выражают правовые принципы организации общества. Закон должен соответствовать праву. Всеобщность права предполагает, что все государственные органы и должностные лица действуют на основе законов.

Взаимная ответственность государства и личности, гарантии политического плюрализма. Принцип разделения властей, государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную, которые сдерживают и уравновешивают друг друга, и независимую судебную.

Незыблемость свободы личности и ее прав, наличие эффективных средств контроля за соблюдением прав и свобод граждан.

В К РБ термин «правовое государство» упоминается в преамбуле и в ст. 1, где прямо указано, что РБ является правовым государством, однако это не констатация свершившегося факта, а декларация одной из основных целей белорусского общества и государства. Социальное гос-во – это государство, стремящееся обеспечить своим гражданам достойные условия для существования, социальную защищенность, удовлетворить их материальные и духовные потребности. Это достигается посредством перераспределения национального дохода в пользу бедных и незащищенных слоев общества, проведения политики занятости, развития общедоступного образования и здравоохранения. Социальное государство осуществляет свои цели на основе принципов правового государства, стремится к расширению прав граждан, достижению социальной справедливости. В К РБ прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни , создаются условия для полной занятости населения, предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей , гарантируется право на охрану здоровья и лечение в государственных учреждениях здравоохранения , на бесплатное среднее образование и доступность высшего и среднего специального образования

 

 

12. В юридической литературе выделяется три вида суверенитета - народный, национальный и государственный. Все они взаимосвязаны, однако имеют и специфические черты. Государственный суверенитет - это такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет дает возможность отличить гос-во от других публично-правовых союзов и ограничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории. Суверенитет проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Верховенство государственной власти означает такое ее состояние, при котором над ней не может быть иной власти. Это, прежде всего ее неограниченность ничем, кроме положений Конституции и естественного права. Единство государственной власти означает наличие единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, исключительное право издавать нормативно-правовые акты, определять и поддерживать конституционный порядок. Для гос- ого суверенитета характерны следующие признаки: 1) верховенство, единство и независимость государственной власти; 2) наличие у государства своей территории. Статья 9 Конституции устанавливает следующее: «Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета РБ. Территория Б едина и неотчуждаема...»; 3) наличие гражданства государства; 4) наличие собственных Вооруженных Сил. В соответствии со ст. 57 К РБ, наше государство имеет суверенное право определять порядок и условия прохождения его гражданами воинской службы, а также основания их освобождения от этой службы либо замены ее альтернативной; 5) наличие финансово-кредитной системы, включающей бюджетную и банковскую системы, а также финансовые средства внебюджетных фондов,, предприятий, учреждений, организаций и граждан (ст. 132 К РБ); 6) самостоятельность в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества. Согласно ст. 15 К РБ, «гос-во ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в РБ»; 7) учреждение государственных эмблем или символов. В К РБ этим вопросам посвящена ст. 19: «Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Гос-ый флаг, Гос-ый герб и Гос-ый гимн». Народный суверенитет выражается в том, что народ осуществляет свою власть самостоятельно, он является единственным источником власти в государстве (ст. 3 К). Он осуществляет еекак непосредственно (на референдуме, при проведении выборов), так и опосредованно через представительные органы в формах и пределах, установленных К. Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики. Именно народ узаконивает государственную власть, осуществляет контроль за ее деятельностью. Для этого используются различные формы, в том числе перевыборы должностных лиц, которые получают от народа свой мандат на пребывание в должности, отзыв депутатов и др. Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах. Декларация о государственном суверенитете РБ Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет РБ как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». 18 июня 1990 года — под влиянием Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня, Верховным Советом БССР принимается решения о подготовке Декларации о государственном суверенитете[1]. 23 июля проект декларации был представлен и находился на утверждении по статьям и отдельным формулировкам. В итоге 27 июля за принятие Декларации целиком проголосовало 229 депутатов из 232 зарегистрировавшихся (при трёх не голосовавших). 27 июля 1990 года Верховным Советом БССР была принята Декларация Верховного Совета «О гос-ом суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». В Декларации было заявлено о верховенстве на территории республики Конституции БССР и её законов. В то же время, 17 марта 1991 по итогам референдума о сохранении СССР 82,7 % проголосовавших высказались за сохранение СССР. Однако после событий августа 1991 Верховный Совет БССР 25 августа 1991 в 20:08 принял решение о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона. (для принятия было необходимо 232 голоса, 253 высказались «За»). На основании этого были внесены изменения и дополнения вК 1978 г. В этот же день были также приняты постановления об обеспечении политической и экономической самостоятельности республики и о приостановке деятельности КПБ. 19 сентября 1991 г. Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) была переименована в Республику Беларусь, были приняты новый гос-ый герб и новый гос-ный флаг, а позднее — новая К и гражданский паспорт. День независимости (главный национальный праздник) был приурочен к дате принятия Декларации о гос-ом суверенитете и c 1991 по 1996 годы отмечался 27 июля. После республиканского референдума 1996 года было принято решение о праздновании Дня независимости 3 июля, в день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков

 

13. Государственные символы Республики Беларусь, их правовая регламентация. Символами являются Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь и Государственный гимн Республики Беларусь. Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине – 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь. Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к длине древка – 1:3. Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь». Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (в том числе золотом) изображении в графическом или объемном варианте. Случаи помещения многоцветного, двухцветного и одноцветного (в том числе золотого) изображения Государственного герба Республики Беларусь в графическом или объемном варианте определяются законодательством Республики Беларусь. Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции. При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...