Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.




В конституционно-правовом отношении участвуют определенные стороны, называемые субъектами. Субъектами конституционно-правовых отношений являются: 1) народ в целом;

2) граждане (подданные), иностранцы, лица без гражданства, лица с многогражданством; 3) государство; 4) государственные органы: главы государств, (монархи, президенты), парламенты, правительства, конституционные суды и т. п.; 5) субъекты федерации; 6) автономные образования; 7) административно-территориальные единицы; 8) органы самоуправления и управления; 9) должностные лица (спикер парламента, премьер-министр, омбудсман и др.); 10) избиратели; 11) депутаты;

12) общественные объединения, союзы и ассоциации, политические партии, избирательные блоки; 13) церковь (особенно наглядно в странах с государственной религией); 14) трудовые коллективы (в социалистических странах); 15) СМИ и т. д.

Под объектом конституционно-правовых отношений понимают явления и предметы социальной действительности, по поводу которых возникают конституционно- правовые отношения.

Основанием возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений является юридический факт. Он выступает в форме: 1) юридического события — юридический факт, на ступающий независимо от воли субъекта, в силу объективных причин (достижение определенного возраста, например, 18 лет для активного избирательного права);

2) юридического действия — юридический факт, наступающий в силу действий субъектов (принятие конституции, закона).

Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений связано с наличием юридических фактов. Они отличаются от обычных общественных отношений тем, что влекут за собой определенные правовые последствия. Юридические факты делятся на: юридические действия; юридические события.Юридические действия — это обстоятельства, связанные с деятельностью человека, проявлением его воли. Юридические действия делятся на: правомерные (с соблюдением правовых норм) противоправные (с нарушение правовых норм)Юридические события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей. (Рождение, смерть, болезнь, и т.д)

 

4. Наука конституционного права – это совокупность знаний, представлений, взглядов и теоретических положений об отрасли конституционное право, предмете и методе его регулирования. Предмет науки конституционное право – это изучение конституционных правоотношений и конституционно-правовых норм целью их совершенствования, развития, приведения в соответствие с реальными условиями жизни. Система науки конституционное право – это логическая последовательность исследования вопросов, связанных с конституционным правом. Система науки конституционное право строится с учетом системы отрасли конституционное право и системы учебной дисциплины конституционное право и включает в себя следующее институты:

1) знания об отрасли конституционное право, предмете и методе его регулирования 2) знания о конституции и ее развитии 3) знания об Основах конституционного строя 4) знания о правовом статусе личности 5) знания о системе высших государственных органов и должностных лиц 6) знания о местном управлении и самоуправлении 7) знания о государственном и административно-территориальном устройстве 8) знания об избирательном праве и избирательной системе Источники науки конституционного права:

1) НПА, содержащие конституционно-правовые нормы или регулирующие конституционно-правовые отношения 2) Исследования ученых в области конституционно-правовой проблематики 3) Исторические документы в области конституционного права 4) Конституционно-правовая практика

5. Система отрасли конституционного права – это совокупность относительно самостоятельных комплексов, состоящих из конституционно-правовых норм, находящихся в логической взаимосвязи. Система отрасли отличается от системы учебной дисциплины. Система отрасли конституционного права понятие более узкое. Система учебной дисциплины кроме конституционно-правовых норм содержит и теоретические институты. 1) учение об отрасли конституционное право 2) учение о конституции и ее развитии 3) Основы конституционного строя 4) правовой статус личности 5) система высших государственных органов и должностных лиц 6) местное управление и самоуправление 7) государственное и административно-территориальное устройство РБ 8) избирательное право и избирательная система Источники отрасли конституционное право – это НПА, содержащие конституционно-правовые нормы либо регулирующие конституционные правоотношения. Все источники отрасли конституционное право можно разделить на две основные группы:

1) источники, обладающие юридической силой закона

• конституция • решение референдума • международные НПА • кодексы • законы • декреты президента

2) источники, обладающие силой подзаконного акта:

• указы и распоряжения президента • постановления парламента • постановления совета министров • распоряжения премьер-министра • заключение конституционного суда • решение местных исполнительно-распорядительных органов

 

.6. Конституция — это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция — это ограничитель власти государства, т. е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в области прав и свобод человека и гражданина.

Функции конституции — различные проявления ее на значения и влияния на жизнь общества и государства. Основными функциями любой конституции являются: — юридическая функция - заключается в том, что конституция — это главный источник права в стране, она обладает высшей юридической силой и является базой для развития текущего законодательства, которое развивает и конкретизирует ее положения и должно ей соответствовать;

— политическая функция — означает, что конституция устанавливает основы организации публичной власти в данной стране, а также основы участия населения в осуществлении управления обществом, в принятии и исполнении управленческих решений; — учредительная функция — заключается в том, что конституция подтверждает существующий общественный порядок или создает условия для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без «помощи» конституции;

— идеологическая функция — состоит в том, что конституция закладывает основы мировоззрения. Так, самые первые в мире писаные конституции (США, Франции) закрепили идею приоритета прав и свобод человека, демократического устройства государства; — интеграционная — заключается в том, что, комплекс но регулируя основы устройства общества и государства, конституция устанавливает важнейшие правила взаимодействия их различных элементов и согласования раз личных социальных интересов, обеспечивает единство экономического пространства, территории и политической власти данной страны.

Юридические свойства конституции есть признаки конституции как основного закона государства. К ним относятся:

1) конституция — основной закон государства, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение, опирается на авторитет и принудительную силу государства;

2) юридическое верховенство;

3) база текущего законодательства;

4) особый порядок ее принятия и изменения.

 

 

7. СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ Структура К РБ представляет собой систему конституционных норм и имеет преамбулу (вступление), основную часть, заключительные и переходные положения. К нормы включаются в разделы и главы. В преамбуле закрепляются основные принципы, на которых базируется К. Указывается, что К является Основным Законом РБ. В основной части К раскрываются: основы конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина во взаимоотношениях системы «Личность, общество, государство»;вопросы избирательной системы и проведения референдума (народного голосования); статус и полномочия Главы государства, государственных органов — Парламента, Правительства, органов судебной власти; принципы осуществления местного управления и самоуправления;нормы, регламентирующие деятельность Прокуратуры и Комитета государственного контроля;финансово-кредитная система; вопросы действия Конституции и порядка ее изменения. В последнем разделе Конституции зафиксированы заключительные и переходные положения. Они позволили обеспечить переход к реализации норм о времени формирования общереспубликанских органов: Президент, Парламент, Правительство, а также приобретения ими полномочий и действия правовых актов до введения К РБ. Структура К представляет собой систему группировки конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы. Структура К РБ является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом: Преамбула Раздел 1-6 и 7 глав К К можно классифицировать: 1.По сроку действия -временные (на определённый срок) -постоянные (на неограниченный срок) 2. в зависимости от формы или структуры -писанные (консолидированные. В виде единого писанного закона) -неписанные (неконсолидированные. Совокупность законодательных актов) 3.по способу принятия -путём народного голосования, референдума -принятые законодат.органом -принятые спец. Создаваемый для этого органа -введённые по средствам дорования 4.по порядку изменения -гибкие (К же она и изменяетсяаким способом принималась К, таким) -жёсткие (Другие условия при изменении К) -смешанные (смешание первых двух) 5.по форме правления -монархические (например, Япония) -республиканские (например, Франция) 6.в зависимости от политического режима –демократические –авторитарные –тоталитарные 7.по форме государственного устройства –федеративные –унитарные ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К. РБ Статья 138. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Статья 139. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей. Статья 140. Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.

 

8. Реализация норм права – это претворение, воплощение, предписание норм права в деятельности субъектов права. Правовое регулирование осуществляется путем воздействия на сознание и волю людей, участников общественных отношений. Издавая соответствующий нормативно-правовой акт, правотворческий орган рассчитывает на то, что требования этого нормативно-правового акта будут реализованы в практической жизни. После издания закона акцент переноситься на работу по его реализации. Реализация норм права может быть только при правомерном поведении субъекта, т.е. в таком поведении, которое предусмотрено правовой нормой. Неправомерные, противоправные поведения не может быть условием реализации, т.к. в этом случае нормы не реализуются, а нарушаются.

Формы реализации норм права могут быть классифицированы по самым разным основаниям. Наиболее распространенной является форма реализации в зависимости от способности субъектов права самостоятельно реализовывать свои субъективные права и обязанности. По этому основанию различают следующие 4 формы реализации норм права: - соблюдение, - исполнение, - использование, - применение. Соблюдение норм права состоит подчинение субъектами своего поведения, требованиям правовых норм и воздержании от совершения действий, запрещенных правом. Использование норм права – это более активное осуществление субъектами права своих субъективных прав в рамках вариантов, предусмотренных правовой нормой. Здесь у субъекта есть возможность выбрать вариант поведения или вообще отказаться от каких-либо действий. Применение норм права – это особая форма реализации. Она возможна лишь при участии компетентного гос-ого органа или общественной организации с санкции гос-ва, в этом случае выноситься соответствующий правоприменительный акт к конкретному жизненному случаю, при этом проявляются властные полномочия компетентного органа гос-ва. Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная К. Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из: 1) субъекта; 2) субъективной стороны; 3) объекта; 4) объективной стороны. Признаки конституционно-правовой ответственности: 1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения; 2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства; 3) она наступает только при наличии вины. Виды конституционно-правовой ответственности: 1) ответственность за нарушение основ конституционного строя ; 2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина; 3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина; 4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина; 5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина; 6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами гос-ой власти и местного самоуправления и т. д. Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав – в соответствии с трудовым; прав собственности – с гражданским и т. Д

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...