Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мировоззренческие и методологические аспекты правотворчества и правоприменения.




Стр. 170-172 Малинова

34. Ценностные аспекты права.

Право всегда находится в глубокой взаимосвязи с нравственностью. Это разные формы нормативной регуляции общественных отношений, человеческого поведения. Они взаимодополняют друг друга и самостоятельны, но при этом оказывают друг на друга влияние.

Нравственная ценностная шкала во многом совпадает с правовой, но не абсолютно и по разным причинам они могут конфронтировать, вступать в коллизию.

1.    есть в классическом ФП базовый принцип: право не должно дозволять то, что запрещено морально. (это спорно).

2.    вне классического ФП иные подходы к ценностным аспектам права (в частности, нравственные аспекты микшируются, отодвигаются на второй план, характерно для постмодернизма) на первый план выходят функциональные аспекты, имеющие отношение к властным структурам, экономическим процессам.

Так, М. Фуко в книге «Надзирать и наказывать» описывает стихийно-сложившуюся зависимость между тюрьмой и социумом:

1.    тюрьма в истории человечества неразрывно связана с властью и с правоохранительными структурами. Тюрьма, по его мнению, формирует особый тип людей – деликвентов. Деликвенты являются носителями преступной психологии и того образа жизни, который представляет собой питательную почву для преступности.

2.    Фуко пишет о возникновении модели тюрьма – машина по производству деликвентов и воспроизводству преступности.

3.    возвращается к идеям теоретиков, видевших аналогию между обществом и тюрьмой: тюрьма – это микромодель обществ, а общество – это воспроизведение в масштабах всего социума Тюрьмы.

4. все, что описывал Фуко, стремительно входит в нашу повседневность: видеокамеры на дорогах, в подъездах и т.д. это напоминает режим наблюдения за преступниками.

Что касается современных технологий наблюдения и фиксации, то эти технологии возникли как ответ на технологии, несущие в себе опасность для граждан: мощные автомобили и т.д.

Заканчивается книга Фуко «Надзирать и наказывать» так: он описывает систему карцера как типичную для современных механизмов а) наказания б) «нормализации».

 

Социально-творческая функция законодательной деятельности. Смысл законотворчества.

Социально - творческая функция реализовывается в мировоззренческих и методологических аспектах. Так как они входят в предмет философии права, то таким образом, смысл законотворчества определятся различными философскими концепций, которые в обще. Сущность и содержание: обусловлены материальными условиями жизни общества, уровнем его социального, политического, духовного и культурного развития, историческими и национальными традициями.

Социально-творческая функция права (в рамках законотворчества)осуществляется путем информирования граждан о принятых нормативно-правовых актах, которые публикуются в специальных изданиях (например, "Собрании законодательства Российской Федерации"), газетах, издаются отдельными выпусками.

Соц. назначение права складывается из потребностей публичного развития. В согласовании с ними создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование и охрану.

Законотворческий процесс - это не только лишь особенная форма гос деятельности по разработке и установлению правовых норм, да и творческий процесс, строящийся на основополагающих принципах, образующих его логические базы.ества.стве существуют.

Смысл законотворчества заключается в издании законов, которые соответствовали социальной реальности.

36. Правовая картина мира и место человека в ней.

В научной литературе фигурирует термин «правовая картина мира» (в частности,    его использует Ю.А. Тихомиров в работе «Курс сравнительного правоведения», гл. 1.).

 ПКМ – база юридического мировоззрения, правосознания, правового мышления, которую можно рассматривать на уровне национально-правовых систем (особенно, национального менталитета) или в глобальном аспекте (с учетом процессов глобализации).

ПКМ связана с национальной политикой, с международными политическими трендами, т.к. право взаимосвязано с экономикой, политикой, культурой.

ПКМ играет большую роль в правотворчестве национального и международного уровней. В этой связи понятие «правовая политика» подразумевает основные ценности, духовные ориентиры, которые, в свою очередь, лежат в основе программ, государственных установок. В центре ПКМ – базовые ценности социума, права, культуры.

Содержание ПКМ включает в себя все элементы формы права (правовые конструкции, нормы-принципы, принципы права).

ПКМ –  это социальная реальность, увиденная через призму права.

ПКМ –  это правовое измерение        реальности.

ПКМ – это общество в правовой системе координат, которая задается основными принципами, идеалами и ценностями права.

 

Мораль и право

  1. Мораль и право.

Мораль:

Мораль, по Канту, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим.

  1. структура моральной нормы не содержит санкции. Есть некоторые виды специализированных коллективных санкций: бойкот, рукопожатие. В древних обществах когда еще несформировались ни мораль, ни право как таковые и действовали мононормы, в которых как бы содержались «зачатки» морали и права. В них всегда были коллективные санкции. Но в этих нормах можно усмотреть и черты моральных инструментов, регуляторов, потому что они действовали изнутри.
  2. неинституциональна. То есть не имеет специальных организующих структур. Она выступает в качестве внутреннего регулятора.
  3. свобода является источником моральных норм. (по Канту моральные нормы в отличие от правовых создаются не законодателем, а стихийно складываются за счет отмирания (нарушения) обвитшавших моральных норм и укоренение новых моральных норм больше соответствующих актуальным ценностям).
  4. в сфере морали критерием моральности является мотив действия, направленный на следование моральному долгу, но мотив не требует доказательств и объяснений.

Право:

 

Право у Канта – «это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».

  1. Источник: нарушение права влечет за собой санкции
  2. институционально
  3. норма является источником свободы
  4. в сфере права мотив должен быть доказан, и не имеет значения, верит ли в него кто-нибудь или нет. Мотив поступка учитывается, но требует моральных доказательств и подчиняется формальным критериям.

Во многих учебниках сказано, что право произошло из морали. Этот тезис неверен, поскольку до права и морали существовали мононормы, у которых были собственные санкции, которые были расщеплены на правовое и моральное регулирование.

 

38. Индивид в сфере права. Правовые гарантии самореализации личности.

Фихте из местоимения «я» создал философскую категорию, смысл которой – суверенность индивидуального самосознания, личности.

Фихте рефлексивно вывел идею права из «Я» - то есть из основания сознания.

 Логика его рассуждения такова:

 1) «Я» изначально содержит в себе 2 интенции (внутренние тенденции): 1 – все присвоить: 2 – обособиться;

2) цена самосознания – самоограничение;

Фихте называл свою философию реал-реализм или идеал-реализм. В этой философии он доказывал, что весь мир разворачивается именно в сознании человека, другой реальности нет.

 

Ход рассуждения Фихте таков:

1)природа наделила человека универсальными неисчерпаемыми возможностями, способностями;

2)трагизм человеческого бытия в том, что в силу конечности жизни человек не может полноценно самореализоваться, то есть реализовать все, на что он способен;

3)однако преодоление этого трагизма основано на том, что чего не могу я, то могут другие члены рода, а я член рода, и это наполняет мою жизнь полнотой и смыслом;

4) «Государство в праве требовать от каждого гражданина всех его сил и способностей без остатка» (потому что если другие члены рода ведут себя недостойно, теряют человеческий облик, то это обедняет, наносит ущерб смыслу жизни других граждан, то есть Фихте здесь анализирует не только общеизвестную функцию государства (охрана порядка), но и экзистенциальная функция государства, то есть функция смысла жизни);

 

Вывод по Фихте:

-никто не должен навязывать свою частную волю другим субъектам

 - задачи государства экзистенциональные – создавать гражданам условия для их свободного всестороннего развития, защищать их устремленность к самосовершенствования, для этого надо, чтоб другие члены общества не разрушали своими действиями полноту, смысл бытия других граждан.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...