Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право – это ограничение свободы каждого условием согласования ее с такой же свободой всякого другого на основании всеобщего законодательства.




Вопрос 1. Предмет и значение ФП для современной юриспруденции (методологические и мировоззренческие аспекты).

Философия права(далее - ФП) не должна указывать государству, как строить право, она должна его исследовать - как оно может быть познано, как может быть представлено в правосознании на высоком категориальном уровне. 

ФП в России до 1917 г. была обязательной академической дисциплиной в юридическом образовании. После 1917 года ФП была изгнана из системы юридического образования.

Во время перестройки в 90-х гг. ФП возвращается в отечественную юриспруденцию как учебная и научная дисциплина. Активизируются в мышлении юристов тексты отечественных и зарубежных классиков ФП.

После 1995 г. сформировались различные подходы к пониманию предмета ФП:

1. С.С. Алексеев: предмет ФП – это роль права в жизни общества и человека.

2 В.С. Нерсесянц: предмет ФП – это соотношение права и закона.

3. Ю.Г. Ершов: предмет ФП – это социальные, гносеологические (познавательные) и ценностные (аксеологические) основания права.

4. А.В. Грибакин (придерживается позиции С.С. Алексеева): предмет ФП – это исследование значения права для человека.

5. И.П. Малинова: предмет ФП – это мировоззренческие и методологические основания правового мышления, роль которых в саморазвитии права опосредуется философскими дискурсами (система правил словесного выражения содержания сознания (профессионального, научного) на основе определенного типа рациональности).

Автором словосочетания философия права является Гегель. Книгу философия права он издал до революции. В 1917-1918 он читал лекции по философии права. (можно найти). В    этой работе Гегель определяет предмет философии права.

Предмет ФП это логика развития идеи права, разворачивающаяся в правовом мышлении как метод объективации(воплощения) культурных смыслов в институционально-предметных формах права.

2. Соотношение философии права и теории государства и права.

До революции в российском юридическом образовании ФП и ТГП были обязательными академическими дисциплинами. Их соотношение рассматривается на высочайшем территориальном уровне. После 1917 года ФП была изгнана из системы юридического образования.

ФП была изгнана из системы юр.образования , потому что была буржуазной наукой. Все было в рамках марксистской идеологии, где не допускался плюрализм мнений.

В советский период ТГП развивалась очень творчески. Результаты развития не утрачивают своей ценности. Это касается не только ТГП, но и отраслевых юридических наук.

Во время перестройки в 90-х гг. ФП возвращается в отечественную юриспруденцию как учебная и научная дисциплина. Активизируются в мышлении юристов тексты отечественных и зарубежных классиков ФП.

ФП- методологическая дисциплина для ТГП, ТГП в свою очередь подпитывает ТГП.

 

Философия права Теория государства и права
1. Философия права это генерализующая философско-правовая дисциплина, которая говорит о праве на языке философии. (но в философии нет усредненного философского языка), так как структура философского знания это фил школы, знания, течения, направления. У них разный понятийный аппарат. Разная общая языковая идея. 1. С.С. Алексеев: ТГП – это генерализующая дисциплина. ТГП это обобщающая юридическая дисциплина (коммент:ТГП спорная,) говорит о праве на языке права, это язык правовых категорий. Некоторые из низ могут быть идеализированными. (понятие свободы: это философское понятие и правое понятие).
2. Философия права не связана жестко ни с одной правовой системой. Она находится в мета уровне (вне). Именно поэтому может являться универсальной методологической основой в сравнительном правоведении , в толковании права. 2. ТГП привязана к определенной правовой системе, «обслуживает ее». И даже общая теория права не может избавиться от смысловых коннотаций(смысловая привязка) данной (определенной, национальной) правовой системы.

 

8. И. Кант: виды свободы и границы правового регулирования поведения людей.

+ фотография 1

Человек принадлежит двум мирам: как существо телесное он не свободен, т.к. включен в естественно-природную цепь причинно-следственных взаимосвязей, а как существо мыслящее он свободен, т.к. разум дает ему способность выбора самостоятельного.

Кант выделял 2 вида воли:

«животная воля» - не свободная, потому что чувство не дает выбора.

«разумная воля» - свободная, потому что только разум дает человеку возможность свободно располагать собой.

Виды свободы:

Свобода целеполагания – это свобода мышления и совести, она не регулируется правом, потому что мышление и совесть изначально свободны это их природа, в противном случае это не мышление и не совесть. Но при этом Кант утверждает, свобода производна от ограничений: налагая на себя ограничения, разум, тем самым, создает пространство свободы.

Практическая свобода – т.е. свобода реализованная в поступке. Она регулируется правом.

Произвол – свобода без правил, а значит не свобода, потому что без ограничений не возможен выбор, а где нет выбора, там нет свободы.

9. Кантовское определение права и его значение для современного правопонимания.

+ фотография 1(до виды и свободы) сказать все, что есть

Право – это ограничение свободы каждого условием согласования ее с такой же свободой всякого другого на основании всеобщего законодательства.

Формула (т. е определения Канта)универсальна. по отношению к естественному и позитивному праву. Эта универсальность оставляет открытым вопрос о соотношении содержательной и формальной сторон права.

10. И. Кант: право как основа общественного прогресса.

+ фотография 2

Широко распространено такое понимание роли права в общественном прогрессе: «право это средство социального компромисса».

Право – это ограничение свободы каждого условием согласования ее с такой же свободой всякого другого (субъекта) на основании всеобщего законодательства.

Кант считал, что право лежит в основе общественного прогресса не потому, что право это средство социального компромисса, а потому что право это средство поддержания, установления должной меры антагонизма между людьми.

Ход рассуждения:

1)Природа заботилась не о том, чтобы человек хорошо жил, а о том, чтобы вследствие глубокого преобразования самого себя, он стал достоин жизни и благополучия.

2)Критерием этого достоинства человека и человечества является развитие его способностей и задатков, которые могут быть наиболее полно развиты не в индивиде, а в роде.

3)Средство, которым пользуется природа, чтобы обеспечить развитие всех задатков людей, есть антагонизм между ними в обществе.

4)В обществе, в котором наличествует величайшая свобода, а значит, и постоянный антагонизм между всеми его членами, определены и сохранены границы этой свободыв той мере, в которой она могла бы сочетаться со свободой других, - поскольку лишь в этом обществе может быть осуществлен высший замысел природы – развитие природных задатков, вложенных в человечество.

Право рассматривается Кантом не только в традиционном аспекте, но и с точки зрения его фундаментальной роли, которая принадлежит ему в обеспечении исходных условий человеческого прогресса вообще.

Концепцию антагонизма субъектов как основного стимула их развития и совершенствования Кант переносит на отношения между государствами.

 

11. Г. Гегель: предмет и задачи философии права.

+ фотография 2

В работе ФП 1918-1919 гг. в этой философии права Гегель писал: предмет ФП: ФП не должна учить государства каким оно должно быть. Задача ФП – исследовать как государство должно быть познано.

 

Предметом гегелевской «Философии права» является логика (диалектическая) развития идеи права, разворачивающаяся в правовом мышлении как метод, способ реализации человеческих культурных смыслов в институционально предметных формах права (парламент, правительство, прокуратура) (И.П. Малинова). Логика – это история, очищенная от случайностей.

Идея права – это квинтэссенция (сгруппированная сущность) определенного этапа его развития.

 

12. Г. Гегель: идея права как идея свободы. Саморазвитие идеи права.

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть «наличное бытие свободной воли». Исходным пунктом в гегелевском философском конструировании системы права как царства реализованной свободы является свободная воля. Свобода составляет субстанцию и основное определение воли, подобно тому, отмечает Гегель, как тяжесть есть основное определение тела. Без свободы воля – пустое слово, и свобода действительна как воля, как субъект.

Гегель разработал модели развития идеи права (идея права сочетает в себе правосознание и институционально-предметные формы права):

I.        Развитие идеи права как развитие идеи свободы: Идея свободы проходит следующие этапы развития – 1. Свободен один. 2. Свободны лишь некоторые. 3. Свободы все.

II.       В «Философии права», в книге, универсальный цикл саморазвития идеи права изложен в оглавлении: 1. Абстрактное право (бедное, неразвитое). 2. Моральное право. 3. Нравственность (близка к идеалу).

1 – абстрактное право: в абстрактном праве “Я” имею субъективное право, а другой имеет обязанности в отношении этого права. Это характеристика примитивного правосознания. Абстрактное право это неразвитое, бедное право.

2        - «моральность». { Человек воспринимает свои права тождественно своему бытию. А обязанности – как навязанные извне, но подлежащие выполнению. На этом этапе большую роль играет санкция. } особую роль приобретают субъективные аспекты правоотношений. Становится важным мотив, а также защита «права особенности».

3-       Индивидуальная частная воля в гораздо большей степени содержит в себе элемент. Объективные и субъективные моменты свободной воли взаимопроникают. Истинная свобода в том, что индивидуальная воля в качестве своих целей имеет не только субъективные интересы, но и правовое всеобщее.

13. Г. Гегель: смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».

+ 3 фотография(с освобождение через подчинение)

Вся мощь, которой только может достигнуть право, выражается в формуле «Освобождение в подчинении обязанности (закону). Принцип освобождения в законе никогда не может быть реализован полностью и вообще , может проявляться только в высшей степени развитых, живых формах правосознания. Данная формула манифестируется, поэтому она не может рассматриваться как характеристика действительного состояния правовой культуры общества.

Данную формулу Гегель детализирует так:

1. Закон освобождает человека от посягательств на его достоинство и собственность.

2. Закон освобождает человека от мучительных рефлексий (метаний, рассуждений) по поводу должного и запретного.

3. Закон освобождает человека от бремени чувственных соблазнов (влечений). Так как позволяет ему свободно располагать последствиями своих действий.

4. закон освобождает человека, потому что позволяет ему свободно располагать последствиями своих действий.

 

14. Значение гегелевской философии права для современной теории и практики правового государства.

+ 3 фотография(значение философии для правового государства)

Гегель и Кант не употребляли термин «правовое государство».

Кант употреблял другое понятие, термин: «Всеобщее гражданское правовое общество», в котором живут свободные люди, потому, что они находятся в постоянном антагонизме.

Гегель в философии права называл государство «нравственным универсумом», «действительностью нравственной идеи», т.е. признавал за государством не только функцию установления и охраны порядка, но и нравственную функцию. Это самое важное в понимание сути правового государства по следующим причинам:

1.    С точки зрения Гегеля, «каждый народ имеет то правительство к которому он исторически готов и которого он заслуживает в силу своего культурного уровня, просвещенности, образованности»

2.    С точки зрения немецкой классической философии : «реализация государственно правового идеала возможна лишь в постепенном приближении к нему в бесконечной смене поколений»

3.    Гегель называл государство: «Манифестацией народного духа» Значит государство тем ближе к государственно правовому идеалу, чем в большей степени развито гражданское правовое общество и чем в большей степени образован и просвещен народ»

В конституции РФ, Россия определяется как «Правовое государство». Дело в том, что конституционно определяя себя как «правовое государство», страна берет на себя обязательства рассматривать как субъект права «со своими правами и обязанностями».

Государство, в качестве первостепенных целей, программ, рассматривает формирование гражданского правового общества, за счет инвестирования в образование, просвещение, культуру, причем эффективного инвестирования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 543.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...