Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Значение марксистской методологии для отечественного правоведения (история и современность).




+ фотография 3(значение марксистской методологии) – смотри параллельно фотографию и ответ!

Идеи философско - правового контента наследия Маркса:

1. Сформулировал концепция структуры общественно – экономической формации, выделил базис (производственные отношения) – определяющая роль, надстройку (идеология, гос. правовые институты)

2. Отрицал эгалитаризм – буквальное равенство невозможно.

3. Капиталистически способ может быть уничтожен революционным пролетариатом только в «перезрелом состоянии капитализма»

4. «Право – возведенная в закон воля господствующего класса»

5. Вещное богатство исторически должно уйти, и на смену ей придет новая форма богатства – всестороннее развитие человеческих способностей.

 

19. Альтернативы классической и неклассической философии права в юриспруденции XX-XXI вв.

Постструктурализм – это философское направление заявило о себе в середине 60х годов 20 века и оказало существенное влияние на европейское сознание (на евразийское тоже), на доктрину прав человека.

Основные представители Мишель Фуко, Гваттари, Лаккан, Делез, Кристева, Дервидар.

Постструктурализм – это философия эпохи постмодернизма.

Постмодернизм – это период развития культуры, характеризуется ироничным отношением к прошлому, сопряженному с диалоговым взаимодействием, достижениями культуры прошлого, с цитированием последних и склонностью к конструированию произвольных коллажей из фрагментов прошлого.

Куликов в перестроичные времена на конференции сказал: «Рост молодежной преступности в нашей стране во многом обусловлен проникновением в молодежную среду идей постмодернизма».

В данном выступлении речь шла об одной из альтернатив в развитии права и правосознания в эпоху 90х годов. Это альтернатива классической и неклассической философии права, которая нашла многостороннее выражение в правовых реалиях второй пол. 20 века.

Суть этой альтернативы:

1. в традиции классической ФП свободным является поступок, основанный на разуме. А идеалом свободного человека является субъект, сообразующий свои действия с разумом. (эта традиция идет от Сократа, который считал, что в основе добродетели лежит знание, от Спинозы, который в «Этике» писал «свободной мы называем волю, основанную на разуме»).

2. с т.з. неклассической ФП все наоборот: «свободным является только поступок, основанный на безумии, а идеалом свободного человека – шиз, шизоид, шизофреник, в общем, девиант. Это была эпоха движения «новых левых» в Европе, Америке, процветало хипничество.  

20. Этическая проблематика в русской философии права

Самыми интересными, с точки зрения развития этической мысли, считают такие направления в идеалистической ветви русской философии, как философия «все–единства» (В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк) и экзистенциальная философия (Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев). В этих учениях этика является центром исследовательских интересов мыслителей. Русские идеалисты стремились решить главные вопросы бытия.  В этом поиске русская идеалистическая этика развивалась от умеренного иррационализма (философы «всеединства») к открытому иррационализму (Н. Бердяев) и антирационализму (Л. Шестов). Религиозно-мистическая форма российского идеализма предполагала значительную роль религии, без которой просто невозможно было существование высших ценностей. Ведя речь о панэтизме, необходимо отметить, что для идеалистической мысли данной эпохи был характерен «этический перекос», т. е. доминирование этической проблематики. Причин этого самобытного явления в духовной жизни российского общества немало, основные из них связаны с переоценкой ценностей, попыткой решить социально-экономические проблемы идейными, теоретическими средствами. Предпочтение при этом отдавалось нравственным мерам. Так как они признавались главными в общественной жизни, то создавались разнообразные проекты нравственного обновления целого мира, а этике отводили главную роль во всей системе философского знания. Общей мыслью русских идеалистов стала убежденность в необходимости именно божественного освящения нравственности, по этой причине все этические проблемы рассматривались ими в религиозном ключе.

21. B. C. Соловьев о праве, государстве и историческом процессе.

+ фотография 5

В трактовке Соловьева право и государство выступают в виде необходимого связующего звена между идеальным нравственным сознанием и общественной практикой. В своем учении о праве Соловьев различает право положительное и право естественное. Соотношение естественного и положительного права Соловьев раскрывает как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве.

Отвергает представление о естественном состоянии, в котором люди существовали до появления государства и положительного права.

В своем подходе к определению права Соловьев отмечает, что «в основе лежит свобода как характеристический признак личности». Правом определяется отношение лиц. Свобода превращается в право только тогда, когда за всеми одинаково признается их свобода.

Право – принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Высоко оценивает роль и значение юридического закона как общепризнанного и безличного определения права и должного равновесия между частной свободой и благом целого.

Соловьев пишет о правовом государстве, с тремя различными властями. Эти три власти не должны быть разобщены находиться в противоборстве, преследую одну цель – правомерное служение общему благу.

В плане межгосударственных отношений Соловьев отмечает, что над отдельными государствами нет общей власти, и потому столкновение между ними решаются окончательно только насильственным способом – войной.

Творчество В. С. Соловьева оказало большое влияние на развитие русской философии права в таких ее направлениях, как религиозно – нравственная трактовка права и государства, разработка проблем возрожденного естественного права, обоснование правового государства.

22. Общая характеристика и основные направления философии права в России.

+ 4 фотография(общая характеристика)

Начало преподавания и научной разработки проблем философии права в России относится к 18 веку.(начиная с исследования плодов чужой работы).

Основные черты:

1.    Русская философия права – это творческое развитие идей классической философии права. Это творческое развитие связано с оригинальным прочтением идей классической философии права, которое оказало влияние на развитие мировой философии и сохраняет его до 20-21 веков.

2.    Русская философия права – серебренного века идет как «русская религиозная философия» – это преувеличение, т.к. она была в целом свецкой и не была тесно связана ни с одной религиозной конфессией. Религиозная проблематика рассматривалась в правовых контекстах в связи с поиском новых религиозных мировозрений.

3.    Русская философия права серебренного века занималась духовными исканиями: В.В. Рязанов предлагал объединить русское православие и славянское язычество. Дмитрий Мерешковский исследовал космические факторы человеческой эротики, рассматривал любовь как вид религиозного состояния души. Его жена З. Гиппиус создала другую религию любви: любви к себе. В.С. Соловьев настаивал на союзе русского православия с католической церковью.

4.    В Русской философии права нередко философско- правовые проблемы рассматривались вне расторжимой связи с религиозно духовной проблематикой, с философией любви, эротики и с этическими проблемами. Русские философы смотрели на государство с точки зрения религии, семьи, любви.

5.    Русской философии права присуще искание абсолютного добра, синтеза правды и истины , правды-справедливости.

6.    В Русской философии права приоритеты нравственных начал в праве.[ Так, Павел Новгородцев говорил о «взаимопроникновении юридических и этических норм». Л. Толстой писал, что мораль превосходит над правом «Государство и право это порождение насилия, несправедливости, зла. (с) Письмо студенту о праве Л.Н. Толстой.]

7.    Русская философия права отличается патриотическими коннотациями, т.е. смысловыми ударениями, например А.И. Ильин.

23. Б. Н. Чичерин: право, гражданское общество и государство.

+ фотография 6

Он предпринял попытку совершенствования философии объективного идеализма и свою позицию называл универсализмом.

Философские основания права, по оценке Чичерина, должны служить руководящими началами практики. Необходимость и глубокий смысл философии права, отмечал он, обусловлены тем, что "область права не исчерпывается положительным законодательством"

Государство

В представлении Чичерина государство — это единство власти, территории и свободы, скрепляемое воедино законом и принципом справедливости. В этом своем качестве государство — высшая социальная и духовная форма, которую сумела выработать историческая эволюция. Его организационно-структурные предпосылки существовали уже в патриархальной семье, содержащей, наряду с властными отношениями, нравственные начала взаимной любви, общности интересов и целей. Развитие цивилизации привело к тому, что из семьи, как элементарной социальной ячейки, выделились в самостоятельные общественные организации, кроме государства, еще церковь и гражданское общество.

Церковь выступила хранительницей связи человеческой духовности с абсолютным первоначалом бытия.

Гражданское общество

Гражданское общество явилось сферой, стимулирующей разнообразные личные инициативы и оберегающей необходимые для этого организационные и нормативно-правовые предпосылки.

Частная жизнь людей в гражданском обществе не может пребывать вне правовой регуляции и подчиняется преимущественно нормам частного права. То есть гражданское общество пребывает в полноценном правовом пространстве и имеет значение юридического союза. Оно гарантирует равенство всех людей перед законом и одновременно оберегает социокультурное пространство свободы, внутри которого возможны разнообразные формы позитивной самодеятельности, начиная с предпринимательской деятельности и вплоть до самых утонченных духовных занятий.

24. П. И. Новгородцев: общественный идеал и кризис правосознания. Роль личности в праве.

+ фотография 6

Философско-правовая концепция Новгородцева пронизана стремлением утвердить нравственный идеализм в философии права . С этим связаны и его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной и нравственной основы права. Только с помощью таких идеальных построений, полагал он, можно преодолеть кризис современного правосознания. Поэтому он высоко оценивал кантовское моральное обоснование права, противопоставление идеала и действительности и с этих позиций критиковал гегелевский этатизм, хотя и разделял ряд идей гегелевской философии права.

По его оценке, "естественное право представляет собою неискоренимую потребность человеческого мышления и исконную принадлежность философии права" .Сущность естественного права состоит в "этическом критицизме", и ему "свойственно стремление оценивать факт существующего с этической точки зрения. Но именно в этом и состоит задача философии права".

Естественное право противопоставляется праву положительному как идеал для последнего, "создаваемый в виду недостатков и несовершенств положительных установлений" .Своеобразие естественноправовой позиции Новгородцева в значительной мере обусловлено присущими его подходу кантианскими представлениями о принципиальном разрыве, противостоянии и несовпадении должного и сущего, идеала (идеального, естественного права) и действительности (позитивного права, закона). Поэтому естественное право в трактовке Новгородцева выступает по отношению к закону (к действующему позитивному праву) не как собственно право (правовое начало), а как реформаторский нравственный идеал для совершенствования законодательства.

25. И. А. Ильин: правосознание, право и государство. Проблема борьбы со злом.

+ фотография 6

Государство определяется именно тем, что оно есть положителъно- правовая форма родины, а родина есть его творческое, духовное содержание. Отсюда- сущность государства, его способ бытия, его обоснование, его цель, его средства и нормальное строение.

Государство понимается как строй внешней жизни, а не внутренней. Этим оно отрывается от правосознания и, питаясь поверхностными слоями или дурными силами души, вырождается в своем содержании и расшатывается в своих основах. Оно уводится из подлинной стихии народной жизни, сосредоточивается в изволениях и актах тесного круга правящих лиц и превращается для всех остальных граждан в чуждую им и неосмысленную систему мертвящего принуждения. Государственная принадлежность начинает переживаться как ненавистная кандальная цепь, а правители кажутся чуть ли не бессменными тюремщиками.

Если право бессильно и бессмысленно вне правосознания, то государство унизительно,. эфемерно и мертво вне государственного образа мыслей. Государство не есть внешняя вещь среди вещей, и бытие его не имеет материально-телесного характера, хотя природный и хозяйственный "субстрат" его и материален, а личный состав его ведет телесное существование. Государство есть нечто от духа и нечто для души. Оно есть духовное единство людей, ибо в основе его лежит духовная связь, предназначенная для того, чтобы жить в душах и создавать в них мотивы для правильного внешнего поведения.

В сознании этого лежит первая основа всякой государственности и политики; в осуществлении этого - первое условие ее истинного расцвета. Государственный образ мыслей есть разновидность правосознания; этим уже сказано все основное.

Государственный образ мыслей не сводится к знанию о том, что "есть на свете государство" к которому "я принадлежу". Но именно с этого он начинается.

По своей основной идее государство есть союз духовно сопринадлежащих людей, племен и наций, объединенных ради гетерономного осуществления естественного права. Это означает, что государство имеет единую, объективную и высшую цель и что только свободное, волевое приятие этой цели делает человека воистину гражданином.

26. Л. И. Петражицкий: психологическая теория права.

Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий. Он исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "социальной среде" и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения либо наблюдений за поступками других лиц.

Источник права-  эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер.

Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...