Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цель и задачи дисциплины «Основы теории литературы»




 

  Цель изучения дисциплины – ознакомление студентов с основным понятийным аппаратом литературоведения и закономерностями историко-литературного процесса. Знание ключевых понятий и категорий основ теории литературы является основой изучения базовых закономерностей литературного творчества.

 

Задачи изучения дисциплины:

· сформировать у студентов целостное представление об основных категориях, понятиях и терминах основ теории литературы;

· сформировать у студентов целостное представление о современной научной методологии и методах исследования литературного произведения и историко-литературного процесса;

· сформировать целостное представление об основных этапах и тенденциях развития литературы отее истоков до современного состояния в целом;

· сформировать целостное представление о базовых историко-литературных, мировоззренческих, идеологических, философских и эстетических концепциях, типах художественного сознания и художественного мышления, представленных в истории литературы;

· научить студентов анализировать, систематизировать, сопоставлять, оценивать и интерпретировать опыт писателей, ориентироваться на лучшие образцы литературы (отечественной и зарубежной), применять полученные знания в своей журналисткой работе;

· выработать у студентов основные навыки анализа и интерпретации художественного текста.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины «Основы теории литературы» направлен на формирование у обучающегося следующих компетенций:

 

№ п/п Код компетенции Содержание компетенции
1 ОК-1 готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности
2 ОК-2 способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности
3 ОК-3 способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
4 ОК-4 культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
5 ОК-8 способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта
6 ОК-11 готовность и способность работать в коллективе, творческой команде
7 ОК-13 способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности
8 ПК-5 знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ
9 ПК-6 знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ
10 ПК-25 знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики

 

1.5. Перечень знаний, умений и навыков, сформированных у студента в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

ориентироваться в основных процессах и тенденциях развития литературы;

быть знакомым с лучшими образцами литературы, профессиональными стандартами;

понимать значение опыта литературы (отечественной и зарубежной) для практики современных СМИ и работы журналиста;

воспитать в себе неодолимую тягу к научным знаниям и качества, необходимые студенту-журналисту;

знать:

1. основные категории, понятия и термины основ теории литературы;

2. современную научную методологию и методы исследования литературного произведения и литературного процесса;

3. основные аспекты литературоведческого анализа и интерпретации художественного текста;

4. основные современные подходы к изучению литературы;

5. важнейшие концепции современного литературоведения;

6. содержание и особенности повествовательной структуры и техники самостоятельно прочитанных художественных произведений (см. список художественных текстов для обязательного прочтения);

7. специфику типов художественного сознания и художественного мышления;

уметь:

1. анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры;

2. использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как "человековедческой" - "философии" человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений;

3. использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, умения при подготовке материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных средств;

4. анализировать процесс становления, развития и дальнейшую судьбу литературных жанров; определять их роль и место на различных этапах истории общества;

5. раскрывать наиболее важные особенности художественного мастерства в пределах основных жанров и их крупнейших национальных представителей;

6. идентифицировать писателей и их произведения по их специфическим признакам;

7. характеризовать художественные произведения (жанр, форму и технику повествования, персонажей и приемы их создания, позицию автора и формы ее представления, структуру художественного пространства и времени, различные формы художественной типизации и условности, формы психологизмы);

8. сопоставлять различные историко-литературные факты и явления и давать им оценку;

9. выдвигать обоснованные предположения и давать им оценку;

владеть:

1. знаниями в области теории, истории и современного состояния литературы (отечественной и зарубежной) как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста.

2. навыками сравнительно-сопоставительного и системно-структурного анализа художественных произведений;

3. базовыми навыками, составляющими коммуникативную компетентность личности: умение вести диалог, дискуссию, формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, аргументировать свою позицию, представлять результаты индивидуальной и групповой работы, выстраивать целостное речевое высказывание.

 



Тематический план

Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)

№ п/п

Наименование тематического блока

Количество часов и зачетных единиц

Форма контроля

всего

в том числе

лекции

п/з

сам. раб.

1 курс 1 семестр

1 Введение. Теория литературы как наука. Происхождение искусства

6

2 2 2 По результатам практических занятий
2   Художественный образ. Образ и знак. Литература как вид искусства

6

2 2 2 По результатам практических занятий
3

Историко-литературный процесс

8

2 - 6  
4 Закономерности историко- литературного развития

6

2 - 4  
5 Литературные роды и виды. Категория жанра

7

2 2 3 По результатам практических занятий
6 Литературное произведение

10

2 4 4 По результатам практических занятий
7 Содержание литературного произведения

14

2 6 6 По результатам практических занятий
8 Теория стиха

8

2 2 4 По результатам практических занятий
9 Искусство и СМИ

6

2 - 4  

Всего часов в семестре

72

18

18

35

Зачёт (8)

Итого часов в семестре,включая КСР и зачёт

80

2 ЗЕ

Итого часов по дисциплине

80

2 ЗЕ

 

 



Содержание дисциплины










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 526.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...