Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие тембрового и динамического слуха учащихся




 

       Б. М. Тешюв в своих исследованиях отмечал, что среди основных элементов музыкальных способностей роль тембрового и динамического слуха в музыкальном развитии ребенка не должна быть принижена: тембр и динамика позволяют детям воспринимать и воспроизводить музыку во всем богатстве ее красок и оттенков.

       Для развития тембрового слуха полезно накапливать у детей как можно больше слуховых впечатлений от звучания инструментов различных тембров, мужских, женских и детских певческих голосов. С этой целью дети на уроках музыки знакомятся с тембрами инструментов симфонического оркестра (скрипкой, флейтой, кларнетом, трубой, фаготом и др.), а также оркестра русских народных инструментов (балалайкой, баяном, ложками, трещотками).

       Развитие тембрового слуха основывается на принципе от неосознанного к осознанному. Так, понятие тембра в программе Кабалевского вводится лишь в четвертой четверти второго класса при знакомстве детей с персонажами симфонической сказки «Петя и волк» Прокофьева. Однако музыкальный репертуар фонохрестоматии к программе с первых уроков содержит записи тембров различных инструментов. В песне «Веселый музыкант» А. Филиппенко инструментальное вступление к куплету исполняется либо на скрипке, либо на балалайке, либо на барабане в соответствии с текстом песни.

       Аналогично происходит знакомство с тембрами голосов. Например, в опере М. Коваля «Волк и семеро козлят» дети слышат в записях фонохрестоматии высокий женский голос — сопрано (мама Коза), низкий мужской — бас (Волк), детский хор (козлята). Знакомясь в 3 классе по программе Е. Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной с музыкальной характеристикой Леля — персонажа оперы Римского-Корсакова — со звучанием меццо-сопрано. Примечательно, что в 4 классе представления детей о тембре меццо-сопрано расширяет знакомство с 6-й частью кантаты «Александр Невский» — «Мертвое поле».

       В результате дети уже к окончанию начальной школы знакомы со значением тембра и умеют определять на слух тембры отдельных инструментов и голосов, виды хоров и оркестров. В дальнейшем свои представления о тембре учащиеся расширяют, возвращаясь к уже знакомым произведениям «Шахерезада», «Полет шмеля», «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Вокализ» Рахманинова, «Шутка» Баха и др.

       Развитие динамического слуха у младших школьников способствует выразительности детского исполнительства, а также пониманию динамики детьми как одного из средств музыкальной выразительности. Так, в частности, выразительные возможности динамики дети анализируют в третьей четверти 3 класса, слушая по программе Кабалевского пьесы из сюиты «Пер Гюнт» Грига — «Утро» и «В пещере горного короля».

       В учебнике «Музыка. 2 класс» Критской, Сергеевой, Ш маги ной понятия «пиано» и «форте» вводятся при изучении фортепианной музыки русских композиторов. По мере накопления музыкальных впечатлений учащиеся начинают пользоваться понятием «динамика» самостоятельно.

       Формирование осознанного восприятия учащимися нотного текста как необходимое условие развития музыкальных способностей детей.

       На определенном этапе формирования у ребенка высоты вводится нотная запись. Освоение нотной записи способствует более осознанному отношению детей к особенностям музыкального языка. Элементы нотной грамоты вводятся на уроках постепенно. Согласно программе Д. Б. Кабалевского, такая работа позитивна, начиная с 4-й четверти 2-го класса (тема четверти «Что такое музыкальная речь»). Дети знакомятся со знаками нотного письма — нотным станом, скрипичным ключом, паузами. С этой целью были разработаны таблицы, составленные в соответствии с содержанием программы по музыке Д. Б. Кабалевского (см. пример 27).

       Будучи наглядным пособием, таблица «Карусель» способствует ознакомлению детей с нотой «соль»; осознанию учащимися вы-

разительности звуковысотной линии мелодии на примере движения звуков вниз, вверх, на одном месте, сравнительному анализу нотной записи «Карусель» и попевки «Мы шагаем». Таблица «Выразительные и изобразительные интонации» способствует визуальному восприятию вопросительных и утвердительных интонаций в музыке; таблица с записью французской народной «Пастушьей песни» — зрительному восприятию одночастного музыкального построения, музыкальных фраз, знаков дыхания; таблица «Разные ребята» — осознанному сопоставлению ритма в двух контрастных мелодиях и т.д.

       Для наглядности в таблицах применен принцип цветового контраста. Например, партия верхнего голоса выделена красным цветом, что облегчает воспроизведение двухголосия детьми.

       Помимо таблиц позитивным средством обучения нотной грамоте являются учебники и рабочие тетради, блокноты. Например, учебники «Музыка» (авторы Сергеева, Шмагина, Критская), начиная со 2 класса, содержат нотный материал на каждом развороте. Нотная запись, по мнению авторов учебников, выполняет функции:

       — фона для художественно-изобразительного воплощения образа;

       — ориентира для освоения жанровых особенностей музыкальных произведений;

       — непосредственного знакомства с нотной грамотой.

       В результате систематической работы по освоению нотной записи дети должны научиться следить за мелодией по нотам и исполнять несложные песни и ритмические партитуры.

 

МИКРОПРАКТИКУМ

       1. Г. М. Цыпин отмечал, что приоритетным видом музыкальной деятельности, способствующим развитию музыкального слуха, является пение. Инициируя работу с учащимися, разучите с сокурсниками по-певку «Мы шагаем» (программа Кабалевского, 2 класс) (см. пример 28).

       Для того чтобы усилить связь между содержанием текста и изобразительностью звуковысотной линии, полезно рукой показать направление движения мелодии. Можно использовать графическое изображение направления звуковысотной линии, что послужит подготовительным этапом к )1ению по нотам (см. пример 29).

 

 

       2. Б. М. Кременштейн отмечал, что способность внутреннеслухового («умозрительного») представления музыки, не нуждающегося в поддержке извне, являет собой один из важнейших компонентов музыкального слуха, смыкающегося с тем, что принято именовать музыкальным мышлением. «По существу, ни одна из разновидностей музыкальной деятельности, начиная с осмысленного восприятия, невозможна вне различных по характеру и степени интенсивности проявлений внутреннеслуховой функции»1.

       С учетом данной установки в разучивании с сокурсниками попевки «Мы шагаем» используйте следующий методический прием: предложите «детям>> внимательно послушать, как вы исполните тот или иной фрагмент и одновременно пропеть с вами про себя, мысленно.

       3. Для осознанного восприятия ритмического рисунка детям младшего школьного возраста можно предложить проговорить ритмический рисунок, Используя следующие общепринятые обозначения (см. пример 30).

       Паузы при этом обозначаются разведением рук в стороны. Используя предлагаемые ритмослоги, проговорите ритмический рисунок попевки «Мы шагаем».

       4. Инициируя работу с младшими школьниками, используйте в работе с сокурсниками методический прием «эхо» — учитель пропевает

_____________

1 Кременштейн Б.М. Внутренний слух (внутреннеслуховые представления) и его роль в профессии музыканта-исполнителя / Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. – М., 2003. – С. 189.

 

первую фразу, дети слушают, затем учитель поет вторую фразу — дети прохлопывают ритмический рисунок первой фразы и т.д. Обязательное условие — музыкальный пример должен быть основан на повторности ритмического рисунка (см. пример 31).

       5. Прокомментируйте методику М. П.Масловой по ознакомлению детей с нотной грамотой.

       «Звоник До выстроил пятиэтажный дом и вежливо приглашал к себе проходящих мимо звоников. Первым к нему подошел звоник по имени Ми.

       — Ми-и, — пропел он.

       — До-о, — ответил До. — Твое имя звучит выше моего, но ненамного. Ты, пожалуй, займи место не слишком далеко от меня. Будешь мне помогать?

       — Конечно, До.

       Ми был польщен. Сам хозяин дома назначил его своим помощником. Ми посмотрел на До с обожанием и поместил свою головку на первом этаже, чтобы быть ближе к До, стоящему на земле.

       — Фа-а, — снова зазвучало около До. — Можно я тоже буду твоим помощником? — спросил звоник Фа?

— Может быть, потом, а пока Ми о тебе позаботиться, ведь твое имя лишь на полтона выше Ми. Вы с ним самые близкие соседи.

— Иди сюда, Фа, твое имя выше моего, поэтому занимай место повыше. Фа прошел и занял второй этаж.

       — Со-оль, — пропел подошедший звоник. — Где я буду жить?

       — Твое имя звучит выше Фа. («Подумать только, как устойчиво звучит его имя, с ним надо подружиться» — размышлял До.) Знаешь, Соль, я назначу тебя главным своим помощником — Доминантой. Согласен?

       — Ну что же, если смогу, пожалуйста, — ответил Соль.

       — Иди сюда, Соль, — позвал Ми, — а ты, Фа, почему занял второй этаж? Это место для Доминанты. А тебе хватит места между этажами. Пожалуйста, Соль. На второй этаж.

       Пришлось Фа занять место между первым и вторым этажом. И хоть обиделся он на Ми, но что поделаешь, надо слушаться. Вот назначит его До своим помощником, вот тогда он не будет спрашивать разрешения у этого Ми...

       Когда к До подошел звоник Ля, третий этаж уже был занят. Там поселился звоник Си. Поэтому пришлось разместиться между вторым и третьим этажом. Ля не обиделся, он всегда был весел и общителен и вскоре очень подружился с Соль.

       Тут прозвучало новое имя:

       - Ре-е, — и звоник Ре нерешительно остановился около До.

       - Ну что, малыш! Твое имя звучит на тон выше моего, значит, и жить ты будешь рядом со мной. Вот только места я не оставил. Придется тебе жить под первым этажом.

       - А ты где будешь жить?

       - Ну, а я поживу пока в подвале.

       - До-о, — прозвучало еще одно имя.

       - Хозяин дома звоник До с удивлением посмотрел на подошедшего.

       - Разве ты До? Вот послушай, как звучит мое имя — До-о!

       - Ну и что, мое имя просто звучит на октаву выше, но оно тоже

До.

       - И правда. Ну, тогда ты будешь моим заместителем, только жить тебе придется между этажами.

       - До2 сердито посмотрел на Си, занявшего удобный третий этаж.

       - Теперь ты будешь меня слушаться и стремиться быть всегда, как можно ближе ко мне. Слышал, что сказал До? Я его заместитель. Си загрустил. Он уже успел подружиться с одним из звоников по

 

 

       Зато До был очень доволен. Его все слушались, к нему обращались с различными вопросами и называли Тоникой — главой семьи»1.

       Очень интересно в сказке рассказано, как появился диез. Это звоник Фа самоотверженно колотил лесенку, чтобы подниматься на второй этаж в гости к соль. Но от большого старания лесенка вышла чуть криво. Кстати, потом звоник Соль построит свой дом в Звон-городе, а лесенку звоника Фа сделает гербом своей семьи, закрепив ее на самом видном месте (см. пример 32).

       Желательным дополнением сказки было бы убедительное объяснение грамотного написания штилей на нотоносце. Досочините сказку в этом направлении.

 

6.3. Использование на уроке музыки информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения

 

           В соответствии со спецификой учебного предмета «Музыка» информационным технологиям всегда уделялось достойное внимание, так как без использования технических аудио- и видеосредств в аудиторных условиях невозможно себе представить освоение учащимися музыкальной культуры. В этой связи любая из программ по «Музыке» оснащена фонохрестоматией музыкального материала. Однако повышение уровня развития науки сегодня требует введения в преподавание «Музыки» новых технологий, и в частности, основанных на применении компьютерной техники, способствующей оптимизации учебного процесса. С целью наглядности аудиовизуальную учебную информацию с использованием компьютерной техники и мультимедийного проектора можно использовать в уроке в виде презентаций. Как правило, компьютерная презентация состоит из электронных страниц-слайдов, содержащих различного рода мультимедийные объекты (текст, иллюстрации, видео, звук, анимацию).

           Создавая компьютерную презентацию для уроков музыки, учитель может использовать офисное приложение Microsoft Power Point. В первую очередь следует определить необходимое количество слайдов и их последовательность. Далее с помощью сканера подготовить рисунки для слайдов (изображения музыкальных инструментов, портретов композиторов, репродукций картин и т.д.). С помощью графической базы данных — создать различные схемы (например, состав инструментов симфонического оркестра); используя коллекцию дизайнов — выбрать соответствующий содержанию конкретный материал (например,

______________

1 Пионерский музыкальный клуб. — М., 1977. — Вып. 15. — С. 86 — 88.

 

с элементами нотной грамоты). Microsoft Power Point позволяет «оживить» демонстрацию с помощью анимации и выбрать по желанию тип анимационного процесса. Управляющие элементы позволяют сделать компьютерную презентацию интерактивной. Если активизировать размещенную на слайде клавишу, то можно, например, прослушать звучание того или иного предлагаемого нотного текста в аудиозаписи.

           Современному учителю музыки необходимо овладеть компьютерной программой Finale (или Sibelius). С ее помощью можно набрать нотный материал для использования во время проведения урока (попевку для распевания, музыкальный фрагмент изучаемого произведения или на начальной стадии обучения — отдельные ноты). Набранный нотный материал можно напечатать как раздаточный материал или продемонстрировать детям, используя мультимедийный проектор и экран. С помощью данной программы Finale можно также воспроизвести в аудиозвучании любые набранные ноты (или ноту) и визуально наблюдать, какие ноты в данный момент звучат.

           Наряду с нотным редактором Finale (или Sibelius) существуют пакеты программ звукового редактирования файлов (Celemony Melodyne, Astrong, Emagic Logic Audio Platinum и др.), предоставляющие возможности записи и обработки цифрового звука.

           Благодаря новым технологиям возникают принципиально новые подходы к повышению информативности отдельных базовых данных. Так, для учителя музыки представляют познавательный интерес разделы Web-страниц Интернета, позволяющие войти в различные архивы, являющиеся источниками различной информации о музыке: биографического характера о композиторах разных эпох, нотными текстами музыкальных произведений, видеосюжетами исполнения шедевров мировой музыкальной классики и т.д. В сети Интернета наряду с классической музыкой представлена народная музыка. Вызывает интерес база данных со сведениями о народной музыке теоретического характера, возможность прослушивания лучших образцов фольклорного искусства в исполнении различных фольклорных коллективов. На некоторых серверах предлагается информация о духовной музыке, жанрах и стилях современной музыки. Используя возможности Интернета, учитель музыки может найти необходимую информацию с помощью гипертекстовых ссылок. На сервере содержатся адреса доступа к учебным материалам и издательствам, выпускающим литературу о музыке и ноты.

           Учитель музыки может познакомиться посредством Интернета с репертуаром оперных театров и филармонических залов. Обращение к сети Интернета позволяет сделать открытым доступк сокровищнице мирового музыкального наследия не только учителей музыки, но и учащихся и их родителей.

           Наряду с указанными формами на уроке музыки могут быть использованы компьютерные программы. К примеру, энциклопедия классической музыки («Коминфо», 2002), в которой содержатся около 400 биографических статей, более 200 статей о произведениях, словарь музыкальных терминов, 12 тематических экскурсий о музыкальной культуре разных стран, видеофрагменты и анимация, викторины различной сложности, разветвленный поиск по нескольким критериям (время, география и т.д.), встроенная система помощи.

           Главное меню данной компьютерной программы представлено 4 разделами: «Статьи», «Экскурсии», «Викторина», «Хронологии». Статьи содержат информацию о композиторах и исполнителях, жанрах, музыкальных инструментах и этапах развития музыкального искусства. Программой предусмотрено прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеоматериалов, увеличение изображения иллюстраций, гипертекстовые ссылки, к которым респондент может обратиться при необходимости. Данная компьютерная программа не только ориентирована на потребности учебного процесса в наглядном информационном насыщении учебного материала по предмету «Музыка», но и предполагает разнообразие возможных учебных траекторий в режимах самоконтроля, иными словами содержит материалы для проведения текущего и итогового контроля за качеством приобретаемых учащимися знаний о музыкальном искусстве с учетом дифференцированного подхода. Учащимся предлагается ряд вопросов викторины, предполагающей многоуровневый подход. На каждый вопрос авторами программы дано четыре ответа, учащемуся необходимо выбрать один правильный. Учащемуся сообщается правильность или ошибочность выбора, по достижению определенного количества баллов при завершении викторины победителя приветствуют аплодисментами, что, бесспорно, мотивирует познавательный интерес учащихся.

           Богатой информацией о музыкальном искусстве располагают другие мультимедийные энциклопедические образовательные компакт-диски, например, CD «Тегга Musikalis», где обобщается уникальная коллекция Санкт-Петербургского Музея музыкальных инструментов. CD знакомит с историей отдельных экспонатов, известными исполнителями и деятелями культуры. На диске представлены фотографии, анимационные фрагменты, позволяющие учащимся понять смысл мудрого высказывания русского композитора Серова: «Великая тайна великих исполнителей в том, что они исполняемое силою своего таланта освещают изнутри, влагают туда целый новый мир ощущений из своей собственной души, оставаясь, между тем, в высшей степени объективными. Музыкаи в отношении к гениальному исполнению только эскиз, краски, полная жизнь произведения рождается только под обаятельною властью исполнителя»1.

           Перечень мультимедийных энциклопедий, развивающих музыкальную культуру учащихся при использовании информационных технологий в музыкальном воспитании, не ограничивается указанными примерами и может быть продолжен такими, например, как «Музыкальная энциклопедия. Классическая музыка» (фирма «Винож», Киев, 1997), «Sonata. Не только классика» (Залесский Л. А., 2004, 2006) и др.

           Особенностями данных мультимедийных программ являются:

           — интерактивность, активизирующая пользователя;

           — высокая информационная емкость;

           — позитивность синтетического характера взаимодействия в восприятии слуховых и зрительных анализаторов;

           — адекватность дидактическим принципам: наглядности, доступности и системности.

           Можно сказать, что подобные компьютерные программы являются прообразом электронного учебника для школьника в силу комфортности для визуального восприятия (удобного для чтения шрифта), привлекательности цветового решения и четкой структурности, позволяющей воспринимать информацию крупными блоками и более мелкими структурными единицами-модулями.

           Кроме того, компьютерные программы адекватны требованиям вариативности образовательного процесса. Так, ребенку предлагается право на выбор индивидуальной траектории в образовании с учетом значимости принципов демократизации и гуманизации. Вариативность образования в компьютерных программах реализуется на уровнях:

           — содержательном (комфортные условия для удовлетворения познавательных потребностей учащихся с различной степенью мотивации учебной деятельности, интересами и способностями в освоении учебного материала обеспечивает четкая формулировка составителями разделов и детализация содержания каждого структурного компонента);

           — технологическом (в зависимости от дидактической цели ученик может обратиться к учебным материалам для первичного знакомства, дальнейшего усвоения учебного материала, самоконтроля и самообразования).

           Таким образом, работая с компьютерными программами, учащиеся получают возможность осваивать то содержание образования, тем способом и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает их возможностям, потребностям и интересам.

 _________

1 Серов А.н. Воспоминания о М. И. Глинке // Избр. Статьи: в 2 т. – М., ; Л., 1950. – Т. 1. – С. 132.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

           1. Познакомьтесь с меню электронного ресурса «Жизненный и творческий путь Шопена» для использования учителем на уроке музыки либо в условиях самостоятельной работы учащиеся основной школы. Составьте меню аналогичного электронного ресурса по изучению творчества какого-либо композитора в начальной нколе.

           Жизненный и творческий путь Ф. Шопена Характерные особенности творчества композитора Произведения Ф. Шопена (аудио, видеозаписи и ноты) Воспоминания современников о Ф. Шопене

           Влияние музыки Ф. Шопена на развитие мировой музыкальной культуры

Словарь музыкальных терминов Тестовые задания1

           2. Продумайте навигацию внутри созданной вами структуры электронного ресурса. Предусмотрите специальные обозначения, аналогичные приводимым ниже:

 

 

 

МИКРОПРАКТИКУМ

1. Средствами Microsoft Word преобразуйте тексты песен для вокально-хоровой работы в дидактические материалы и, проецируя их на мультмедийный экран, разучите с сокурсниками. Это позволит сделать учебно-воспитательный процесс более мобильным.

_____________

1 Выпускная квалификационная работа студентки МПГУ Лебедевой Р. (научный руководитель — Осеннева М.С.).

 

           2. Разработайте компьютерную презентацию (Microsoft PowerPoint) для сопровождения фрагмента урока музыки. С этой целью выберите самостоятельно тему урока и подготовьте серию слайдов с текстами, рисунками и звуковым сопровождением. Познакомьте с разработанными материалами однокурсников на лабораторном практикуме, инициируя работу с детьми на уроке музыки.

           3. Используя компьютерные технологии, разработайте тесты для выявления уровня сформированности знаний по какой-либо теме. Предусмотрите различную степень сложности тестовых заданий для детей. Составляя тесты, придерживайтесь следующих общепедагогических позиций: направленность на проверку усвоения конкретной темы; грамотность, четкость в постановке вопроса; соответствие заданий уровню развития учащихся; правдоподобность неправильных ответов.

 

       6.4. Контроль и оценка учащихся на уроках музыки

       В современном процессе музыкального воспитания проблема оценки остается одной из наиболее дискуссионных. Так, например, не все учителя, ведущие предмет «Музыка», разделяют педагогическую целесообразность отметки. В частности, в дискуссии об отметке, проводимой журналом «Музыка в школе», педагоги-практики отмечали: «Всем своим нутром чувствую, что ребята спешат ко мне на уроки не из-за оценок. Уверен, им по сердцу сама атмосфера урока с ее максимальной возможностью выразить свое творческое «я»: игровые песни, таинство волшебных звуков, возможность поиграть на каком-либо инструменте, соревнования в слуховых и мыслительных способностях и многое другое, что делает наши уроки неординарными, а главное — эмоционально насыщенными. Тот, кто окажется у дверей класса, может услышать и дружный смех, и дружную...тишину. Какую же оценку мне ставить, видя и переживая такое единство? Потому оценки (для администрации) я ставлю всему классу после урока, когда уже затихли голоса ребят и они удалились»1.

       Противоположным мнением является необходимость сохранения системы отметок на уроках музыки. Среди педагогов-практиков бытует такое мнение: «В школе так принято — оценивать знания ребят и ставить отметки. Если оценивается, например, физическая культура, то почему же не надо оценивать эстетическую культуру?». При этом предлагаются следующие требования оценки при выставлении отметки: объективность,

_____________

 1Еще о педагогических оценках на уроке музыки // Музыка в школе —1987. - № 3. – С.61.

 

систематичность, гласность. Если учитель придерживается указанных выше критериев, дети в силу логических обоснований учителя понимают оценку как некий эталон требований и адекватно могут самооценивать себя. При этом очень важно оценивать рост навыков, для чего необходимо предварительно выявить уровень знаний и музыкальных способностей. Но при определении количественных показателей не следует забывать и о качественных показателях духовного роста школьника (проявление интереса к музыке, непосредственности эмоционального отклика на музыку и пр.)1.

       Результат оценки — отметка — начиная со 2 класса, фиксируется учителем в классных журналах и дневниках учащихся.

       Э. Б.Абдуллин предлагает следующие критерии оценки учащихся начальной школы на уроках музыки:

       «5» — соответствие 3 критериям, либо первым двум:

       - проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее; высказывания о прослушанном или исполненном произведении;

       - активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми значениями в процессе восприятия музыки;

       - рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

       «4» — соответствие двум или одному критерию.

       «3» — отсутствие соответствия данным критериям.

       «2» и «1» — на уроках музыки недопустимы.

       Недопустимость выставления неудовлетворительных отметок на уроках музыки объяснима тем, что это может явиться причиной потери интереса ребенка к музыкальным занятиям. В этой связи заслуживает внимания позиция В. А. Сухомлинского, мудро полагавшего: «Такое, на первый взгляд, простое дело, как оценка знаний учащихся, — это умение учителя найти правильный подход к каждому ребенку, умение лелеять в его душе огонек познания. В течение 4-х лет обучения детей в начальных классах я никогда не ставил неудовлетворительных оценок — ни за письменные работы, ни за устные ответы. Дети учатся читать. Писать, решать задачи. Один ребенок уже достиг положительных результатов в своем умственном труде, другой пока еще нет. У одного получается то, чему его хочет научить учитель, у другого не получается, но это не значит, что он не хочет учиться. Я оценивал умственный труд

____________

1 Следует отметить, что, безусловно, обосновано мнение ряда учителей-практиков, справедливо полагающих, что очень сложно оценить неуловимый, субъективный процесс восприятия музыки, за которым стоит движение детского сердца и искренность проявления детской души.

 

лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные результаты. Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я не ставлю ему никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу. Я советую учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношениях к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»1.

       Оценивать следует участие ребенка во всех видах музыкальной деятельности детей на уроке. Так, учитель может поставить, например, две отметки — одну за слушание музыки, другую за пение или игру на музыкальных инструментах. А может поставить одну общую, итоговую.

       Существуют способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы:

       - выставление оценок со знаками «плюс» и «минус»;

       - словесное дополнение оценки (особенно существенен в начальной школе, когда важно поддержать ребенка и помочь поверить в свои силы);

       - выставление оценки в дневнике, сопровождаемое записью, адресованной родителям;

       - поощрение двойной оценкой (например, сразу две «5» — за творческую оригинальность в исполнительстве, активность в решении проблемных задач или за старание, усердие, желание учиться петь и понимать музыку).

Наряду с оцениванием по 5-балльной шкале Стандарт регламентирует в текущей оценочной деятельности соотносить результаты ученика с оценками — «зачет/незачет» («удовлетворительно/ неудовлетворительно»).

       Современной эффективной формой оценивания учащихся является «Портфолио» — портфель личных достижений учащегося. Согласно Стандарту, в портфель достижений по предметам эстетического цикла входят:

       - аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

 

       - систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы);

       - материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности.

       По результатам оценки материалов портфеля делаются выводы:

       - о сформированности у ученика универсальных и предметных способов действий (например, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий учебника или рабочей тетради по «Музыке», умение строить речевые высказывания о музыкальных произведениях, проводить аналогии и сравнения между произведениями музыки, литературы, изобразительного искусства и т.д.), а также опорной системы музыкальных знаний (владении терминологией музыкального искусства, основами нотной грамоты);

       - сформированности у ученика способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач (например, при выполнении проектной деятельности стремление находить продуктивное сотрудничество — общение, взаимодействие — со сверстниками);

       - индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции (наличие учебно-познавательного интереса к музыкальному искусству; участие в музыкальной жизни класса, школы; реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования; позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей и т.д.)'.

       Оценка, как отдельных составляющих портфолио, так и в целом ведется на критериальной основе. Критерии разрабатываются учителем на основе требований к результатам освоения учащимися программы по музыке с учетом возраста и контингента детей.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

       1. С позиции оценивания учащихся на уроках музыки прокомментируйте комплекс общепедагогических требований:

       «- Оценка не пугало, а награда. Она должна стимулировать учебную деятельность ученика, а не наказывать за нее. Ученик должен иметь право на ошибку.

_______________

1 Пояснения составляющих Портфолио по музыке даны с учетом требований к результатам освоения учащимися программы «Музыка» для 2 класса (Музыка 1—4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений / В. В.Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. — М., 2010.

 

       — Процесс оценивания должен быть основан на динамике позитивных изменений результатов учебной деятельности учащегося, а не на количестве сделанных им ошибок.

       — Успешность учебной деятельности ученика должна напрямую зависеть от тех усилий, которые он затрачивает для достижения цели в ходе учебной деятельности. Отсутствие таких усилий влечет за собой и отсутствие оценок.

       — Оценка должна быть ориентирована на развитие у ученика навыков самооценивания и самоанализа. Прежде всего необходимо научить ребенка самому оценивать результаты своего труда. Следовательно, необходимо развивать у ребенка умение анализировать и сопоставлять.

       — Оценка должна учитывать возрастные особенности детского восприятия и ориентироваться на приоритетную для данного возраста шкалу ценностей»1.

       2. На уроке музыки наряду с индивидуальной формой оценки бытует оценка коллективная. Как вы считаете, в чем позитивность коллективной формы оценки вокально-хоровой деятельности учащихся или игры на музыкальных инструментах на уроках музыки?

       3. Прокомментируйте предлагаемую педагогическую ситуацию: «Иногда ребенок и слова не скажет до конца года. Его расшевелить,его привлечь к музыке — нет задачи важней. У меня один такой ученик молчал, молчал и вдруг заговорил. Он заявил, что «Песню о школе», которую мы повторяли в конце первого класса, сочинил...Бетховен. С точки зрения норм оценок я, наверное, должна была поставить ему если уж не единицу, то двойку. Но я готова была его расцеловать: проснулся ведь, заговорил! Да и такую уж ли глупость он сказал? Давайте разберемся. Я спросила:

       — Почему ты думаешь, что эту песню написал Бетховен?

       — Потому что Бетховен — хороший композитор.

       Значит, не прошли мимо этого ученика, как мне порой казалось, все наши уроки. Посмотрите, сколько знаний кроется за его первым самостоятельным ответом. Во-первых, мальчик уже знает, что музыку сочиняют композиторы. Во-вторых, мальчик знает, что есть композитор Бетховен; в-третьих, что Бетховен — хороший композитор; в-четвертых, он сумел оценить достоинства «Песни о школе» Кабалевского. Ну а то, что восьмилетний ребенок еще не силен в истории и произвольно сдвигает столетия, — это не беда. В конце концов, живи Бетховен сегодня, почему бы ему и не написать песню о школе.

       Так что не надо спешить осуждать неправильный ответ ребенка, тем более ставить ему низкую отметку»2.

______________

1 Бурцев К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. — М., 1996.

2Морозова Н. Главное пробудить интерес // Музыка в школе. — 1983№ 3. - С. 47 - 48.

 

       4. Прокомментируйте предлагаемую педагогическую позицию: «Однажды ко мне пришла бабушка одного второклассника выяснить, почему он в четверти получил «четыре», а не «пять»: он же так много знает, учится в музыкальной школе. Беседовав втроем. Спрашиваю:

       — Костя, за что ты получил отметку?

       — Я пропустил целый месяц и неточно определил интонации

в сказке «Петя и волк».

       — Но ведь ты рассказывал дома об интонациях, в которых слышится характер Пети, дедушки, волка, конки, — не унимается бабушка. — Вот видите, чему Костя выучился в музыкальной школе.

       — Бабушка, это не в музыкальной, а здесь, в этой школе.

И я поняла, что ошиблась: Косте следовало поставить «пять», раз он так убедил бабушку»1.

_________

1 Из опыта работы А. Кононенко.

 

Глава 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 793.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...