Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности развития звуковысотного слуха




 

В методике музыкального воспитания школьников принята следующая последовательность в развитии звуковысотного слуха:

       — ознакомление с характером звучания контрастных регистров; слуховое освоение высоких, низких и средних звуков;

       — освоение направления восходящего и нисходящего движения мелодии, а также слуховое освоение мелодий на одной высоте;

       — освоение поступенного и скачкообразного движения мелодии;

       — освоение устойчивости и неустойчивости ладовых отношений;

       — освоение мажорного и минорного ладов1.

       В развитии звуковысотных представлений у детей используются две основные системы — абсолютная (опора на лад, конкретно выраженный в определенной тональности, запись нот в скрипичном ключе) и относительная (вне опоры на закономерности

___________

1 Методика о. А. Апраксиной.

 

какой-либо тональности с применением слоговых названий ступеней — мо, ле, ви, на, зо, ра, ти)1.

       В обеих системах широко распространена наглядность в обучении. Сторонники относительной сольмизации с целью наглядных представлений о взаимоотношениях ступеней используют ручные знаки (см. пример 20).

 

 

       Сторонники абсолютной системы с целью наглядности используют зрительные представления, например пение по руке, (см. пример 21).

       Большую роль в развитии звуковысотного слуха детей играет способ наглядного изображения движения мелодии. Например, учитель в разучивании песни движением руки передает рисунок мелодии, обозначая детям направление движения мелодии, ее поступенность, встречающиеся скачки и т.д. Полезным считается также наглядное изображение мелодии не только учителем, но и детьми. Наряду с показом рукой звуковысотности в методике музыкального образования детей считается целесообразным па-

____________

1 По мнению некоторых педагогов, позитивным в музыкальном воспитании младших школьников считается сочетание абсолютной и относительной систем. Однако не исключены негативные стороны подобного синтеза, в частности, неврное напряжение ребенка, вызванное постоянной перестройкой зрительно-слуховых представлений.

 

 

М. А. Румер полагала, чтоподобная запись способствует решению задачи связать слуховые представления со зрительными Используя в комплексе визуальное наблюдение мелодии вокализацию и показ звуковысотных соотношений рукой педагог-музыкант тем самым формирует у детей представление мелодии.

_______________

1 Фрагмент альбома-раскраски Н. Д. Мининой «Давайте поиграем»

       Для представления мелодии также необходимо воспитание у детей внутреннего слуха. Полезно мысленное пропевание мелодии при ее восприятии.

       Наряду с мелодическим звуковысотным слухом следует развивать гармонический, что наиболее активно можно сделать в процессе вокально-хоровой работы. У детей сначала формируются первые слуховые представления о гармонии как красочном слиянии певческого голоса и аккомпанемента, а затем — как о слиянии отдельных видов голосов (высоких и низких) в общем звучании хора.

       Особенности развития метроритмического слуха детей

       Не меньшего внимания требует развитие метроритмического слуха у детей. В урок музыки рекомендуется включать задания на определение метрической пульсации, сильной доли метра, усвоение простейших ритмических фигур. Работу можно построить на использовании различных методических приемов, например, хлопком в ладоши зафиксировать акцентируемую долю. В программе Д. Б. Кабалевского детям предлагается вслушаться в звучание «Итальянской польки» Рахманинова и отметить хлопком в ладоши акценты. При этом учитель не подсказывает детям, где должны звучать эти хлопки.

       Другим методическим приемом является фиксация пульса музыки. Учитель проводит аналогию с пульсом человека. «Когда врач приходит к больному, то первым делом берет его за руку и прощупывает пульс. Если человек нездоров или он волнуется, торопится — пульс его бьется чаще, если же человек спокоен, то и пульс его спокоен, нетороплив. Также и в музыке ощущается пульс — то быстрый, легкий, подвижный, то медленный, спокойный, четкий в зависимости от ее характера, от того, о чем она рассказывает»1. Далее детям предлагается передать мягкими, неторопливыми движениями руки «пульс» попевки про спокойных ребят и поочередными быстрыми ударами ладоней по коленам передать пульс попевки про ребят-непосед (см. пример 23).

       Для более осмысленного исполнения попевки «Разные ребята» предлагается графически изобразить пульсацию двух контрастных мелодий на доске (см. пример 24).

       К числу позитивных методических приемов следует отнести прохлопывание ритмического рисунка интонации. Например,

_______

1 Музыка в начальной школе. Методическое пособие для учителей / под ред. Д.Б.Кабалевского. - М., 1980. - С. 15.

 

       Одним из методических приемов развития чувства ритма является сравнение ритмических рисунков. В 4 классе детям с целью сравнения предлагаются ритмические рисунки русской народной песни «Со вьюном я хожу» и мелодии главной партии 1-й части Третьего концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова (см. пример 26).

 

 

 

       Как видно из перечисленных выше методических приемов, развивать чувство ритма у младших школьников следует, придерживаясь принципов системности. Так, сначала надо развивать у учащихся ощущение равномерной пульсации, сильных и слабых

долей такта, осознанное восприятие простых размеров, основных соотношений длительностей, пауз. Более сложным этапом является знакомство с пунктирным ритмом — ритмическим рисунком «четверть с точкой — восьмая», «восьмая с точкой — шестнадцатая», затактом, синкопами. Следуя методическим рекомендациям Кабалевского, необходимо избегать правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 554.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...