Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика учебно-методического оснащения современных программ по музыке




 

       Современные программы «Музыка» оснащены учебниками, творческими тетрадями, хрестоматиями и фонохрестоматиями музыкального материала, методическими пособиями для учителя.

       Авторы учебников по музыке учитывают:

       — состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, так как нарушения нервной деятельности, как известно, провоцируют быструю утомляемость и отрицательно влияют на становление мотивов учения (познавательных и социальных);

       — когнитивный опыт: владение элементарными понятиями, фактологическими сведениями общего характера; умение выделять существенное, умение видеть сходство и различие, умение работать сосредоточенно, умение рассуждать;

       — чувственный опыт: понимание основных эмоциональных состояний, а также умение любоваться красотой, сопереживать и выражать свои чувства;

       — коммуникативный опыт: умение слушать объяснение педагога, ответы других детей;

       — деятельностный опыт: умение производить действия по указанию педагога, умение действовать по образцу;

       — социальный опыт: умение работать в коллективе.

       Начальный запас знаний, сформированные элементарныенавыки и умения детей, на которые опираются авторы современных учебно-методических комплектов (УМК) по музыке, в силу принципа преемственности позволяют сбалансировать учителю

материал различной степени новизны. В итоге это исключает возможность умственного переутомления детей и придает детям, пришедшим в школу, уверенность в своих силах.

       В учебниках «Музыка» и творческих тетрадях для младших школьников различных авторов ярко выражена развивают.» функция. На смену игре как ведущему виду деятельности приходит учебная деятельность. С этой точки зрения следует рассматривать естественным процесс целенаправленного развитии мыслительных операций сравнения, рассуждения, обобщения, анализа, что в итоге способствует развитию музыкального мышления учащихся.

       Согласно структуре учебной деятельности учебники и рабочие тетради для учащихся по «Музыке» содержат учебную задачу, учебные действия и операции. Принципиально важно, что учебники по музыке формируют у первоклассников не только конкретные учебные действия (например, поиск информации, оперирование понятиями), а более того, по своему существу становятся школой научения учению, что открывает детям перспективы самообразования или, иными словами, стимулирует желание самостоятельного освоения музыкального искусства.

       Значимое внимание в учебниках отведено учету психолого-возрастных особенностей учащихся.

       С учетом склонности младших школьников к чувственному восприятию мира авторы учебников «Музыка» В.О.Усачева и Л. В. Школяр преднамеренно отказались от чрезмерного логизирования в освоении музыкального искусства. Эта же причина объясняет названия содержательных блоков учебников: «Путешествие на родину русского музыкального языка», «Древо русской музыки», «Она вьется, как тропа в полях», «Сказка ложь, да в ней — намек» и т.д.

       Адекватна особенностям внимания учащихся начальной школы красочность учебников и творческих тетрадей1. На страницах учебников представлены портреты композиторов, изображения персонажей опер и балетов, репродукции картин и икон, поскольку для современных программ для младших школьников характерен охват широкого культурологического пространства. Иллюстрации в учебных изданиях по музыке не избыточны в количественном плане, что объяснимо тем, что для младших школьников характерен небольшой объем произвольного внимания и значительная степень непроизвольности и легкой отвлекаемости.

       Особо ценно понимание авторами учебников важности развития у младших школьников психических процессов воображения.

 

____________

1 Подробнее анализ содержания творческих тетрадей рассмотрен в главе 4 настоящего учебника.

 

       Так Усачева и Школяр говорят с учащимися на языке символов и образов:

       - позволяя им выйти за пределы практического личного опыта;

       - преодолевая нормативность, противоречащую творческой

сущности искусства;

       - активизируя развитие креативных качеств личности;

       - стимулируя развитие образно-знаковых систем в мышлении детей.

       Г. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина используют в учебниках «Музыка» иной способ пробуждения творческих ресурсов ни о школьников — многоплановость (многоликость) и калейдоскопичность художественного оформления. Детям не навязывается некая унитарная гарная конкретность и всегда дается право удивиться, домыслить и каждому по-своему собрать воедино части единого целого. Тем самым в учебниках «Музыка» изначально заложен принцип дифференцированного и личностного подхода к детям.

       Не только изобразительный ряд используется авторами УМК с целью облегчения усвоения младшими школьниками особенностей музыкального искусства. Так, к примеру, творческая тетрадь но музыке Критской, Сергеевой, Шмагиной предлагает детям путь к постижению абстрактного мира музыки через близкие н понятные им поэтические строки А.С.Пушкина, А.А.Фета, И С. Никитина, А. Н. Плещеева, А.Л. Барто и других поэтов.

       Такую же параллель искусства звуков и искусства слова мы

прослеживаем и в учебно-методическом комплекте Усачевой и Школяр. Так, в методических рекомендациях буквально первому уроку (тема урока — Введение в проблему рождения музыки) авторы предлагают поэтический монолог учителя как некое обобщение работы мысли и души ребенка в решении проблемной ситуации:

 

Какая мука — Человеком быть!

Стремиться ввысь... — и мерить жизнь шагами,

Мечтать парить, как ветр, и солнцем греть,

И вдаль мерцать звездами... — но просто говорить,

Смотреть, дышать и взмахивать руками...

Какая мука — Человеком быть!

Но все-таки, когда же все случается! —

Ответа нет. Здесь тайна начинается.

Но точно знает мир: такое тут случается!

Неведомая птица приземляется

И выбирает — душу, руки, взгляд...

И это много лет, веков, тысячелетий происходит!

«Нас мало избранных...», и все ж она находит!

Давайте ждать и слушать!

 

       Главная задача педагога в этой ситуации — пробуждение поэтического сознания у детей как некого импульса творчества — реально достижима. И не беда, что не все до конца, быть может, останется понятным для детей. Текст определенно сложен для восприми! но ведь, как справедливо замечают философы, само искусство вытекает из какого-то загадочного субстрата, выступая зеркалом ж таенного мира, проявлением гениально-спонтанных усилий. И замечательно, что авторы учебника не спешат разрушить это тайней очарования и красоты, ибо если мы обратимся к научным работа психотерапевтов, то убедимся в том, что важные реакции ребен» в значительной степени подсознательны и должны оставаться им» пока ребенок не достиг большей зрелости и понимания. Примечательно и то, что, обратившись к этому развороту учебника дома дети прочтут только лаконичное резюме услышанного на уро* стихотворения, а именно — «Давайте ждать и слушать...».

       Характерной особенностью учебников «Музыка» для младших школьников является стремление авторов к сохранению единства мира в сознании ребенка, и в частности, единства различных видов искусства. И. В. Кошмина отмечала, что в дошкольном возрасте мы учим детей складывать из кубиков тот или иной образ, в то время как в школе искусственно разъединяем условно делимое. В этой связи в учебниках «Музыка» Критской, Сергеевой, Шмагиной значимое внимание уделено разворотам «Звучащие картины». В учебниках «Музыка» В. В.Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н.Кичак «созданию художественного контекста» (Л. В. Горюнова) — поэтического, изобразительного по отношению к музыкальному.

       Понимая, что внимание детей тесно связано с чувствами, авторы учебно-методических комплектов посредством доступности и лаконичности информативного текста и образности иллюстративного материала вызывают у учащихся положительные эмоции и изначально избегают отрицательные (страх, беспокойство), что могло бы спровоцировать негативное или безразличное отношение детей к учебному предмету «Музыка» и музыкальному искусству в целом.

       Учебники содержат основные музыкальные термины с целью формирования осознанности восприятия музыки учащихся. Овладевая терминологией музыкального искусства, младшие школьники в состоянии оперировать ею в собственной музыкальной деятельности.

       Спецификой предмета «Музыка» объяснимо должное внимание авторов учебников нотной грамоте и нотной записи фрагментов сочинений, с которыми дети знакомятся в процессе музыкально-слушательской деятельности. Как подчеркивают авторы учебников, изучение нотной грамоты не определяется ими как самоцель.

       Если учебники и рабочие тетради адресованы учащимся, то для ригеля в УМК предназначены Хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала, а также методические пособия.

       Хрестоматии содержат нотный материал тех произведений, которыми дети встречаются на страницах учебников и творческих тетрадей. Исходя из принципа вариативности образования, хрестоматии музыкального материала содержат дополнительный материал. Фрагменты опер, балетов, симфоний, кантат, концернам для солирующих инструментов с оркестром и других крупных жанров адаптированы в соответствии с исполнительскими возможностями учителя.

       Наряду с нотным текстом произведений для музыкально-слушательской деятельности учащихся хрестоматии музыкального материала содержат произведения для вокально-хорового музициирования.

       Фонохрестоматии музыкального материала изданы на аудиокассетах и компакт-дисках на CD-носителях с приложением монтажных листов, на которых представлен перечень произведений, время звучания (хронометраж), исполнители.

       Методические пособия представляют собой описание технологий использования УМК на уроках музыки в соответствии  с авторской концепцией конкретной программы, а также содержат списки рекомендуемой литературы для учителя по организации музыкального воспитания младших школьников.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

       Познакомьтесь с методическим пособием для учителя «Музыка. 1—4 классы» Критской, Сергеевой, Шмагиной и проанализируйте его структуру. Аналогичную работу проведите с методическими пособиями для каждого года обучения Усачевой, Школяр, Кузьминой.

МИКРОПРАКТИКУМ

 

1. Познакомьтесь с учебниками «Музыка» Критской, Сергеевой, Шмагиной. Структурной единицей, по замыслу авторов, является разворот. Проанализируйте названия разворотов. Как соотносятся поэтические названия разворотов с художественно-педагогической идеей программы?

       «Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен, по нашему мнению, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение

____________

1 Музыка: 1—4 кл. Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г.П.Сергеева, Г. С. Шмагина. - М., 2010.

 

отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки»1.

       2. Познакомьтесь с учебниками «Музыка» Алеева, Науменко, Кичак, Каким образом учебники данных авторов содействуют формированию метапредметных результатов?

       3. Познакомьтесь с учебниками «Музыка» Усачевой, Школяр. Каким образом учебники данных авторов содействуют формированию предметных результатов?

       4. Выполните одно из заданий рабочей тетради для учащихся 4-го класса Усачевой, Школяр, Кузьминой2:

       — «Я думаю о Бахе»;

       — «Письмо Вольфгангу Амадею Моцарту»;

       — «Я думаю о Бетховене».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 653.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...