Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение уровня музыкальных способностей ребенка




       При определении уровня основных музыкальных способное гей школьников следует продиагностировать основные компонентьи музыкального слуха:

       — перцептивный (эмоциональный);

       — репродуктивный (слуховой).

       С этой целью учащимся, как правило, предлагается определить соотношение двух предлагаемых звуков по высоте, направление предложенной мелодии; исполнить знакомую песню с сопровождением и без него, повторить сыгранную мелодию, допеть до конца предложенную мелодию, прохлопать ритмическую основу мелодии, согласовать движения с характером знакомого музыкального произведения, а также незнакомого после предварительного прослушивания его.

       Для фиксации результатов можно использовать трехуровневую систему по всем трем параметрам диагностики, предварительно! установив критерии оценки (табл. 3).

       Полученные результаты диагностирования фиксируются следующим образом (табл. 4).

       Выявляя уровень музыкальных способностей детей важно помнить утверждение Б. М.Теплова: «О качестве мелодического слуха судят по воспроизведению мелодии: спой знакомую песню, повтори голосом незнакомую мелодию, подбери какую-нибудь мелодию на инструменте. Если все эти попытки оказываются неудачными, слух обычно признают плохим, и из этого нередко делаются организационные выводы, весьма неблагоприятные для музыкального будущего ребенка. Но ведь все испытания такого рода касаются только одного — репродуктивного, или слухового компонента мелодического слуха.

       О другом его компоненте неудачи в попытках воспроизведения мелодии ничего не говорят. Можно ли в таких случаях считать мелодический слух просто «плохим»? И, конечно, тут еще нет никаких оснований признавать ребенка мало пригодным для занятий музыкой. С практической стороны особенно важно напомнить о том, чтобы при испытаниях мелодического слуха не упускался из виду первый — эмоциональный, или перцептивный, его компонент»1.

       Дальнейшая работа по развитию музыкальности предполагает развитие эмоционального переживания музыки и совершенствование мыслительных операций по дифференциации слуховых

____________

1 Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. — М., 1947. С. 186.

 

 

 

 

представлений в различных видах музыкальной деятельности учащихся.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Как вы понимаете утверждение Б. М.Теплова, согласно которому две стороны музыкальности, эмоциональная и слуховая, не имеют смысла, взятые сами по себе, одна без другой?

2. Согласны ли вы с утверждением, что природные данные (врожденные свойства нервной системы человека), являясь необходимымипи музыкальной деятельности, не являются гарантом ее успешности? Прокомментируйте свое мнение.

3. Приведите в соответствие формулировки различных видов музыки и юго слуха и их пояснения (табл. 5).

 

МИКРОПРАКТИКУМ      

1. Существует мнение, что для многих детей младшего школьного возраста задание спеть песню оказывается сложным. В этой связи необходимо предложить ребенку конкретные песни, например, знакомые ему по мультфильмам. Составьте список песен, которые бы вы могли предложить пропеть детям, диагностируя уровень развития музыкальных способностей.

2. Для диагностики развития чувства метроритма детей младшего школьного возраста можно предложить учащимся прослушать «Вальс» Р. Глиэра соч. 31 № 6' и выразить пульс вальса в движении, выполняя

____________

1Возможна альтернативная замена музыкального материала.

 

изящно по три шага на такт, слегка удлиняя шаг на сильную долю п ходя вторую и третью долю на носочках1.

       Описание: Дети становятся в круг и с началом звучания музыки чинают выполнять движения. Руки можно держать свободно или полнять плавные волнообразные движения в такт музыке.

       Критерии оценки:

       — 3 балла, высокий уровень. Точное воспроизведение метроритма «Вальса» на протяжении всей пьесы;

       — 2 балла, средний уровень. Воспроизведение шагов с некоторыми нарушениями метроритма. Допустимые границы нарушений 10 несовпадений;

       — 1 балл, низкий уровень. Сбивчивое воспроизведение сильной и слабых долей такта, более 10 несовпадений движения и метроритма пьесы.

       Разработайте аналогичные тестовые задания на выявление музыкальных способностей детей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 537.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...