Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Музыкальные способности младших школьников: сущность, особенности выявления




       В психологии под способностями человека как индивида принято понимать «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности»1. Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности универсальны и характерны для любого вида деятельности. В.П.Анисимов относит к числу общих способностей моторные (двигательные, тактильно-кинестетические) и познавательные способности психики человека (невербальные, психоэмоциональные). Музыкальные способности являются разновидностью специальных способностей.

       Музыкальное воспитание направлено на развитие у учащихся общих способностей творческой деятельности — внимания, воли, воображения, памяти, а также основных музыкальных способностей — комплекса индивидуальных природных задатков, необходимых для успешной деятельности в области музыки. В. И. Петрушин к природным задаткам относит такие особенности нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, которые в процессе музыкальной деятельности могут совершенствоваться.

       Совокупность музыкальных способностей образует музыкальность.

       Условно компоненты музыкальности можно изобразить следующим образом (см. схему 2).

       Как видно из схемы, музыкальность образует взаимосвязь эмоционального и слухового компонентов. Аналогично размышляет А. В. Торопова, определяя музыкальность как единство сознательных и бессознательных процессов, чувственной и интеллектуальной составляющих музыкального творчества.

       Оба компонента музыкальности — эмоциональный и слуховой равны по своей значимости и взаимосвязаны, что в свою очередь определяет взаимосвязь комплекса сенсорных способностей и музыкального мышления как дифференциации внешних акустических проявлений музыкальной информации посредством мыслительных операций анализа и синтеза. В совокупности сенсорные способности и способности музыкального мышления образуют музыкальный слух.

________________

1Шадриков В. Д. Способности человека. — М., 1998. — С. 12.

 

       В зависимости от направленности слухового внимания на отдельные качественные характеристики музыкального звука различают музыкальный слух

       — ладовый,

       — звуковысотный,

       — динамический,

       — тембровый и т.д.

       Соответственно дифференцируются музыкальные способности. Из целого комплекса музыкальных способностей Б. М.Теплов выделил те, которые образуют ядро музыкальности:

       — ладовое чувство (способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения);

       — способность к слуховому представлению (способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение);

       — музыкально-ритмическое чувство (способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его).

        Наряду с развернутой характеристикой музыкальных способностей Б. М. Тепловым была доказана позитивность деятельности в развитии музыкальных способностей детей, а также возможность изолированного развития отдельных способностей, связанных с конкретным видом музыкальной деятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 514.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...