Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Стандарт начального общего образования: обязательный минимум содержания музыкального воспитания и планируемые результаты освоения предмета «Музыка» выпускником начальной школы Содержание образовательной области «Искусство», к которой in носится предмет «Музыка», представляет триединство блоков. Содержание искусства: оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений и образах, в осознании добра и зла; Язык искусства: художественный образ. Зависимость восприятия содержания от знания языка искусства; Творческая потенция. Развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности1. Обозначенные блоки, направленные на формирование метапредметных результатов в образовательной области «Искусство», и музыкальном воспитании конкретизируются как: — опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности; — музыкальные знания; — музыкальные умения и навыки творческой самореализации в различных видах музыкальной деятельности школьников. Содержательные блоки музыкального воспитания отражены н Основной образовательной программе начального общего образования. Музыка Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров _________ 1 Согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского.
и стилей. Песня, ганец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита,, кантата, мюзикл. Отечественные народные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизаипи Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композитором о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.) Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор —исполнитель—слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык1. _____________ 1 Основная образовательная программа начального общего образования.
Результаты освоения основной образовательной программы по предмету «Музыка» утверждены ФГОС начального общего обзаравания: — сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; — сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; — умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; — использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации1. Основная образовательная программа определяет планируемые результаты музыкального воспитания более подробно, с учетом динамики картины развития младших школьников на основе Выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребенка. В структуре планируемых результатов по музыкальному воспитанию в Основной образовательной программе начального общего образования выделены следующие уровни описания: — цель-ориентир, определяющая ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты; — цели, характеризующие систему учебных действий (блок «Выпускник научится»); — цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему музыкального воспитания или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета «Музыка» (блок «Выпускник получит возможность научиться»). Музыка В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной ___________ 1 ФГОС начального общего образования.
ее народов; начнутразвиваться образное и ассоциативное мышление воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять О ней, открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах. У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представления об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов. Музыка в жизни человека Выпускник научится: - воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; - ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; - воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.). Выпускник получит возможность научиться: — реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные пенные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности; — организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать. Основные закономерности музыкального искусства Выпускник научится: — соотносить выразительные и изобразительные интонации, у знавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; — наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; — общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Выпускник получит возможность научиться: — реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); — использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; — владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов. Музыкальная картина мира Выпускник научится: — исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); — определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; — оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Выпускник получит возможность научиться: — адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессиональною и музыкально-поэтического творчества народов мира; — оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)1.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Проанализируйте дифференциацию требований планируемых результатов по музыкальному воспитанию Основной образовательной программы начального общего образования, сопоставив блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1130. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |