Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы взаимодействия учителя с родителями: особенности воспитания музыкальной культуры школьников в семье




       История музыкального воспитания в семье имеет глубокие корни. Его первоосновой явилось народное песенное творчество: колыбельные, потешки, прибаутки, исполняемые ребенку мамой. Е. М. Торшилова2 в этой связи отмечала, что когда мама поет песню, ребенок невольно привыкает к ощущению и знанию, что музыка — это голос души, что на свете есть звук поющего человеческого голоса, что пение матери начинается и кончается, «идет то тише, то громче, в чередованиях этих есть какая-то закономерность, которую можно проследить, она завораживает и откликается на что-то внутри тебя, протягивает незримые нити между поющим человеком, мамой и тобой»3.

       Музыкальное воспитание было составляющим компонентом воспитания в дворянских семьях России. Еще до поступления

_____________

1 Предлагаемый тест основан на дидактическом материале сборника Г. Франио, И.Лифиц «Методическое пособие по ритмике». — М., 1986.

2 Торшилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. — М., 1989. — С. 114.

3 Аналогичные явления характерны в целом для народной музыки. Так, в исследованиях Д. Моквуньеи описано, что дети в Гане и Нигерии (Африка) встречаются со знакомыми ритмами, когда их матери музицируют в повседневном хоре во время прополки, уборки или молотьбы. Вскоре дети заучивают ритмы, содержащие формы полиритмии, которые в других культурах считаются сложными. — К. Примос. Африка. / Как учат музыке за рубежом / сост. Д. Дж. Харгривз, А.К. Норт. – м., 2009. – С. 19.

 

 в училище  ребенка в семье обучали игре на музыкальных инструментах, в дальнейшем такое обучение продолжалось, что объясняет характерное для России XIX века явление домашнего музицирования.

       Музыкальная начальная среда семьи предопределила творчество многих русских композиторов — М. И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова,  С.С. Прокофьева и других, вспоминавших впоследствии в своих автобиографиях о песнях, которые пели их близкие, впечатлениях от  музицирования родных на музыкальных инструментах, домашние постановки музыкальных спектаклей, посещения с родителями                                                             театров оперы и балета.

        Аналогичные упоминании о воздействии музыкальной среды семьи можно встретить и в биографиях зарубежных композиторов. Так, мать Э.Грига, Гесине Григ, стала первой учительницей музыки для сына и в дальнейшем напутствовала его такими стопорными строками:

 

       «Дитя мое! Перед тобой открыла

       Святую книгу божья благодать.

       Та книга — музыка, язык ее постиг ты,

        И уж умеешь сам на нем вещать.

        Душа твоя распахнута для таинств,

       Которых нет среди забот и слез.

       Гармонией прекрасной осененный,

       Ты обитаешь в мире дивных грез.

       К той радости ведет тебя стезя,

       Какой не сыщешь в прозе бытия.

        Ведь в этой прозе много, ой как много,

       Тебя смутит обыденным, сухим —

       Что в зрелости привычно мы приемлем,

       Претит нам в юности и кажется земным.

       Но ты отринь презренья взгляд суровый —

       Взгляни с любовью, строго не суди,

        И волшебство искусства своего ты

       На тени жизни смело обрати.

        Тогда увидишь: мигом тьма уйдет,

       Исчезнут тени, солнце свет прольет!»1

 

Из приведенных примеров видно, что, в первую очередь, семьи способствует пробуждению желания заниматься музыкой. В этой связи многие методики обучения игре ребенка на музыкальном инструменте (Ш.Судзуки, А.Д.Артоболевской и др.) предполагают активное содействие родителей, совместное музицирование с детьми. Следовательно, в музыкальном воспитании детей было

___________

1 Стихотворение матери сыну / Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ — человек и художник. — М., 1986. — С. 284.

 

бы ошибочно сегодня не задействовать данный потенциал в фор мировании музыкальной культуры воспитанников.

       Рассматривая данную проблему, ученый-исследователь Л. В. Матвеева разработала структурно-функциональную модель реализации в семейном воспитании ребенка музыкально-образовательною направления, состоящую из пяти блоков:

       — ценностно-ориентационного (совокупность ценностных установок семьи, определяющих место и роль музыкального воспитания в образовании ребенка);

       — целевого (цели, задачи, мотивы, ожидаемый результат музыкального воспитания);

       — организационно-содержательного (выбор формы и со держания музыкального воспитания, посредством которых в семье могут быть достигнуты поставленные цели, решены задачи и получены ожидаемые результаты);

       — инфраструктурного (количественные и качественные характеристики семьи и окружающего ее социально-культурного пространства);

       — операционального (совокупность методов и приемов, посредством которых родители реализуют свои воспитательные и образовательные намерения).

       В каждом блоке модели Л. В. Матвеевой представлены инвариантный компонент (универсальные позиции, раскрывающие сущность музыкально-образовательного направления в семейном воспитании ребенка) и вариативный (с учетом различных типологий семьи), что позволяет выстраивать модель реализации музыкального воспитания в конкретной семье.

       Вскрывая механизмы реализации в семье музыкального воспитания, Л. В. Матвеева определяет два направления:

       — передача родителей опыта музыкального воспитания, полученного ими в детстве, тем самым, полностью воспроизводя модель семейного воспитания или частично ее изменяя;

       — организация родителями музыкального воспитания, не представленного в их детском опыте, следуя педагогическим рекомендациям учителя и/или ориентируясь на конкретные образцы.

       В реализации указанных выше механизмов реализации в семье музыкально-образовательной стратегии Л.В.Матвеева выявляет следующие условия:

       — единство позиции ребенка и взрослых членов семьи в отношении музыкального искусства и музыкального воспитания;

       — учет индивидуальных потребностей ребенка;

       — наличие психологического контакта между участниками воспитательного процесса.

       Немаловажным условием организации в семье музыкального воспитания является пропедевтическая работа по данному направлению учителя с родителями. Формы работы с родителями могу быть различными: фронтальными (групповыми) и индивидуальными.

       И организации фронтальной формы работы с родителями Мигель вправе в согласии с администрацией школы планировать н проводить родительские собрания по вопросам развития музыкальной культуры детей в семье. На родительском собрании следует познакомить родителей с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования по образовательной области «Искусство» в целом, и «Музыке», и частности. Учитель может рассказать родителям о программе,

Покоторой дети осваивают музыкальное искусство, о работе школьных творческих объединений (кружков) или решить организационные вопросы посещения классом театра оперы и балета, концертного зала или музея музыкальной культуры. Возможно проведение музыкальных лекториев для родителей. Темами бесед мокни бы явиться «Музыка в жизни детей», «Домашняя фонотека», «Композиторы-классики детям» и др. Беседа, по какой бы теме она не проходила, должна предполагать участие родителей, диалог с ними. Учителя-практики отмечают, что в этом случае происходит и взаимный обмен мнениями, идеями, активизируется совместный поиск решения возникающих проблем в музыкальном воспитании детей — расширения инструментария для организации на уроке музыкально-исполнительской деятельности учащихся; приобретения Рабочих тетрадей по музыке для самостоятельной работы учащихся; пошива концертной формы фольклорного ансамбля; печати афиши выступления школьного музыкального театра; приобретения нотных сборников певческого репертуара хора, памятных подарков участникам концерта и т.д.

       В процессе подготовки к подобной встрече с родителями необходимо подготовить видеозаписи занятий/выступлений учащихся, раздаточный материал (рекомендации по организации музыкальной среды в семье; информацию о наборе детей в музыкальные школы и т.д.), продумать вопросы (например, вопросы анкет для выявления имеющихся традиций организации музыкального досуга ребенка в семье, степени благоприятности музыкального микроклимата ребенка в семье, отношения родителей к музыкальному искусству и т.д.).

       К числу организационных форм работы с родителями также следует отнести проведение творческих встреч учащихся с родителями, отчетных концертов для родителей, музыкальных праздников с участием родителей. Подобные мероприятия не только раскрывают родителям многообразие направлений работы эстетического развития учащихся в общеобразовательном учреждении, но и способствуют единению субъектов образом; тельного процесса — детей, учителя и родителей в решении цели музыкального воспитания.

       Педагогически мотивированно участие родителей в проведении ролевой игры «Идем в концертный зал» в условиях группы продленного дня. Родители музыканты-профессионалы могут явиться исполнителями, музыковедами (ведущими).

       Необходима также помощь родителей в работе творческою объединения «Детский музыкальный театр», поскольку специфика данного направления кружковой работы предполагает участие гримеров, костюмеров и зрителей, что тоже немаловажно для артистов.

       Активное участие взрослых желательно в занятиях и выстулениях школьного фольклорного ансамбля, так как русская народная песня всегда служила естественной связью поколений.

       Значимы и опосредованные формы взаимодействия учителя музыки с родителями, учитывая занятость подавляющего большинства родителей, и в этой связи отсутствие у них времени для посещения музыкальных лекториев. На родительских собраниях учитель может посоветовать родителям совместный просмотр конкретных телепередач телеканала «Культура». Позитивно было бы разработать для родителей список книг, статей из журналов по формированию музыкальной культуры ребенка в семье, список программных произведений, изучаемых детьми на уроках музыки, что позволит при желании приобрети необходимые аудиозаписи и DVD-диски, а учащимся слушать их в домашних условиях вместе с родителями.

       Наряду с фронтальной формой работы позитивно обращение к индивидуальной, что объяснимо существованием различных типов семей — «благополучных» и «неблагополучных». В гармоничной семье ребенка воспитывают оба родителя, которые имеют работу, определенный достаток и понимают значимость обоюдного участия в музыкальном воспитании детей. В «неблагополучных» семьях в силу сложной конфликтной ситуации между родителями, имеют место повышенный тон общения, физические наказания детей, что, естественно, сказывается на их психике, поведении в обществе, и в частности, поведении на уроках музыки.

       Индивидуальная работа предполагает беседы с родителями по вопросам музыкального развития ребенка на уроках музыки и в условиях дополнительного музыкального образования, консультации по вопросам развития музыкальной культуры ребенка в семье.

       Приглашая в школу кого-либо из родителей, необходимо помнить о непозволительности приказного порядка в обращении к ним. С учетом требований к этике общения целесообразно было бы сообщить родителям время, в которое они могли бы подойти к вам, предусмотрев альтернативу выбора. В разговоре с мамой, Ниной, бабушкой или дедушкой важно избегать нравоучительного тона, Можно советовать, но не поучать. Беседовать с родителями лучше в присутствии ребенка.

       Консультируя родителей, необходимо подготовить необходимую информацию. Например, контактные телефоны близлежайшиx музыкальных школ, домов детского творчества, где ребенок 101 бы заниматься в условиях дополнительного музыкального образования- обучаясь игре на музыкальном инструменте, занимаясь в хоровом или хореографическом коллективе, расписание работы школьных творческих объединений (кружков) и т.д.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Каким вы видите участие родителей в деятельности школьного хора? Проанализируйте опыт работы Б. С. Рачиной:

       «Не реже двух раз в год я провожу родительское собрание в каждом возрастном коллективе, где мы не только обсуждаем наши успехи и неудачи, но и решаем, как организовать интересные дела для детей, например, культпоходы, поездки, праздники для малышей, обсуждаем концерты и т.д. Без родителей, без родительского комитета я не мыслю себе работу с такой массой детей, а главное, без контакта с родителями и не вижу возможности для успеха этой работы. И не случайно к нам на концерты ходят не только мои выпускники, но и их родители, что для меня всегда огромное счастье»1.

2. Используя метод интервьюирования, предложите учителю музыки поделиться с вами опытом по использованию индивидуальных форм работы с родителями. На занятиях с сокурсниками обоснуйте воспитательный эффект данной формы организации работы по развитию музыкальной культуры учащихся в семье.

3. Обсудите позитивность использования в работе по музыкальному воспитанию совместного музицирования родителей и детей. Предварительно познакомьтесь со статьей «Родители — наши союзники» Л. И. Бедункевич, Н. Н.Лаптевой («Музыка в школе» № 2, 2008. — С. 52 — 53).

 

МИКРОПРАКТИКУМ

 

1. Психологи утверждают, что доверительному общению с родителями способствуют фразы «Я хотел бы с вами посоветоваться...», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия...», «Мне нужна ваша помощь...».

__________

1 Рачина Б. С.  Петь в хоре может каждый//Воспитание музыкой: из опыта работы / сост. Т. Вендрова, И. Пигарева. – М. , 1991. – С. 78 – 79

 

Учитывая данный совет, продумайте ваше выступление на родительском собрании по проблеме организации посещения классом театра оперы и балета/музея музыкальной культуры. Предварительно подготовьте необходимый информационный материал, для чего познакомьтесь с репертуаром музыкальных театров оперы и балета вашего города, концертных залов, выставками музеев музыкальной культуры.

2. Проведите с сокурсниками ролевую игру «Родительское собрание» по теме «Музыкальное воспитание ребенка в семье». Предварительно для участия в игре в роли учителя подберите убедительные примеры из художественной или музыковедческой литературы о роли семьи в развитии музыкальных способностей известных композиторов и исполнителей'. Для участия в игре в роли родителей продумайте вопросы к учителю по проблеме организации музыкального воспитания в семье.

_____________

1 Глинка М. И. Автобиографические и творческие материалы / под ред В. Богданова-Березовского. - Л.; М., 1952; Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. - М., 1955 и т.д.

 

ГЛАВА 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 689.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...