Особенности коммерческойдеятельности в агротуризме.
Цель занятия: закрепить полученные знания ивыработать практические навыки работы в сфере организации коммерческойдеятельностинапредприятиях агроэкотуризма.
Задание 1
Используя типовую форму договора на оказание туристических услуг, составьте договор на проживание в агроусадьбе с обслуживанием «полный пансион» и организацией любительской рыбалки.
Задача1
Рассчитайте экономическую эффективность и срок окупаемости затрат на реконструкцию здания и строительство агроусадьбы.
Выручка до реконструкции 55 600 млн. руб. Выручка после реконструкции 69 200 млн. руб. Рентабельность до реконструкции 5 %, после реконструкции – 5,9. Остаточная стоимость ликвидируемых основных средств 87,2 млн. руб. Стоимость высвобожденных основных средств 120 млн. руб. Капитальные вложения в реконструкцию 3040 млн. руб.
Задача 2
Определите рентабельность туристского продукта, если известно, что агроусадьбу посетило 15 человек. Затраты на их размещение и проживание составили 200 000 рублей. Затраты на питание 2 500 000 рублей. Затраты на организацию экскурсий 500 000 рублей. Выручка 3 150 000.
Задача 3
Определите мощность коечного фонда района исходя из следующих условий. Число койко-мест в гостиничном комплексе района - 300. Число койко-мест в агроусадьбах с круглогодичным режимом работы – 110 и 90 с сезоном работы с мая по ноябрь.
Задача 4
Рассчитайте показатели сезонности выручки от реализации агротуристского продукта.
Годы
Месяцы
| Выручка, долл. США
| Итого
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 1
| 250
| 130
| 280
| 300
| 450
| 600
| 800
| 830
| 400
| 270
| 50
| 90
|
| 2
| 300
| 150
| 250
| 330
| 400
| 800
| 820
| 850
| 250
| 250
| 140
| 150
|
| 3
| 280
| 200
| 320
| 300
| 470
| 650
| 790
| 860
| 330
| 280
| 120
| 160
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| У1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методическиеуказания
Задачи выполняются на основе материала изложенного в главе 8.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башаримова, С.И. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / С.И. Башаримова, М.В. Дасько. – Минск, 2011. – 307 с
2. Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление : учебник / Р. И. Бунеева. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 350 с.
3. Бусел, И.П. Агробизнес: учебн. пособие / И.П. Бусел, П.И. Малихтарович. –Минск : Беларусь, 2009. –308с.
4. Бусел, И.П. Экономика сельскохозяйственного предприятия с основами менеджмента / И.П. Бусел, П.И. Малихтарович.- 2-е издание доп., перрераб., – Минск: Літаратура і Маастацтва, 2009.– 464с
5. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 351 с.
6. Горбылева, З.М. Экономика предприятий туризма: учебн.-практ. пособие / З.М. Горбылева. Минск: БГЭУ, 2011 - 295с.
7. Гусаков, В.Г. Вопросы рыночного развития АПК. В 2 кн. / В.Г. Гусаков. – Минск: Беларус. навука, 2012. – 689 с. – 712 с.
8. Карпов В.А. Организация и планирование производства на перерабатывающих предприятиях: Курс лекций. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2005.
9. Киселева, Е. Н. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: Учеб. пособие – М.: Вузовский учебник, 2008. – 192 с.
10. Козлов, В.К. Организация коммерческой деятельности производственных предприятий : практикум / В.К. Козлов, И.Ф. Рудковский, Е.С. Царева.– СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 158 с.
11. Миклуш, В.П. Организация технического сервиса в агропромышленном комплексе : учеб. пособие / В.П. Миклуш, А.С. Сайганов. – Минск: ИВЦ Минфина, 2014. – 607 с.
12. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения / О.Г. Буданова, Е.Н. Киселева: Учеб. пособие.–– М.: Вузовский учебник, 2008.– 192 с.
13. Пигунова, О.В. Коммерческая деятельность предприятия: учеб. пособие / О.В. Пигунова, Е.П. Науменко. Минск : Вышэйшая школа, 2014. – 255 с., : ил.
14. Практикум по организации предпринимательской деятельности в АПК: Учебное пособие / А.З. Рысьмятов, В.И. Бондаренко. – М.:УМЦ«Триада» 2006. – 288 с.
15. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Учебн. пособие – 4-е издание., исправл. – М.: ИНФРА-М, 2007– 384с.
16. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. ИНФРА-М, 2013. - 607 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
17. Совершенствование системы сбыта в агропродовольственной сфере. Теория, методология, практика / В.Г. Гусаков [и др] – Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси. 2010. – 252с.
18. Толпегина, О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. – М.:. Изд-во Юрайт, 2013. – 672 с.
19. Третьяк С.Н Коммерческая деятельность: учебник. – Хабаровск, 1999
20. Фурс И.Н. Конкурентоспособность продовольственных товаров : Учеб. пособие / И.Н. Фурс. Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 346 с.:ил.
21. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. В 2 кн./ В.Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. акад. В.Г. Гусакова. – Минск: Белорус. наука, 2007 – 891 с.
22. Экономика и организация инфраструктуры в агропромышленном комплексе: учебное пособие / А.С. Сайганов [и др.]; под ред. доктора экономических наук, профессора А.С. Сайганова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2013. – 400 с.
Содержание
| Введение
|
| 1.
| СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АПК".
|
| 1.1.
| Понятие коммерческой деятельности предприятий.
|
| 1.2.
| Содержание и принципы реализации коммерческих интересов на рынке товаров и услуг.
|
| 1.3.
| Рынок и рыночная среда в системе коммерческих отношений предприятий АПК.
|
| 1.4.
| Государственное регулирование коммерческой деятельности в аграрной сфере.
|
| 1.5.
| Сущность и роль коммерческой деятельности предприятий АПК.
|
| 1.6.
| Предмет, объект, субъекты коммерческой деятельности в АПК.
|
| 1.7.
| Цель и задачи курса, методология его изучения, связь с другими дисциплинами.
|
| 1.8.
| Особенности коммерческой деятельности на предприятиях АПК.
|
| 1.9.
| Развитие коммерческой деятельности в современных условиях
|
| 1.10.
| Требования, предъявляемые к современному коммерческому работнику.
|
| 1.11.
| Сущность современной концепции маркетинга и её связь с коммерческой деятельностью в АПК.
|
|
| Контрольные вопросы
|
|
| Тесты
|
| 2.
| ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК.
|
| 2.1.
| Понятие о хозяйствующем субъекте и производственно-коммерческой системе.
|
| 2.2.
| Формы собственности предприятий АПК.
|
| 2.3.
| Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности в АПК.
|
| 2.4.
| Система и принципы организации хозяйственных взаимоотношений в процессе коммерческой деятельности.
|
| 2.5.
| Конкуренция и конкурентоспособность предприятий АПК в системе коммерческих отношений.
|
| 2.6.
| Коммерческие сделки и хозяйственные договоры как правовая форма осуществления коммерческих операций в АПК.
|
| 2.7.
| Договор контрактации.
|
| 2.8.
| Договор подряда.
|
| 2.9.
| Аренда и арендный подряд.
|
| 2.10.
| Лизинг.
|
| 2.11.
| Бартерные сделки.
|
| 2.12.
| Франчайзинг.
|
|
| Контрольные вопросы
|
|
| Тесты
|
|
| Практические занятия
|
| 3.
| МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК.
|
| 3.1.
| Сущность материально-технического обеспечения предприятий АПК.
|
| 3.2.
| Особенности современной организации материально-технического обеспечения предприятий агропромышленного комплекса республики.
|
| 3.3.
| Основные направления совершенствования системы материально-технического обеспечения предприятий АПК.
|
| 3.4.
| Организационно-экономические основы функционирования механизированных отрядов.
|
| 3.5.
| Организационно-экономические основы функционирования машинно-технологических станций.
|
| 3.6.
| Мировой опыт и тенденции в организации производственно-технического обслуживания сельскохозяйственных потребителей.
|
| 3.7.
| Задачи и функции коммерческих служб предприятий АПК по материально-техническому обеспечению.
|
| 3.8.
| Факторы, определяющие структуру и тип службы материально-технического снабжения.
|
| 3.9.
| Сущность и содержание планов материально-технического снабжения.
|
| 3.10.
| Планирование потребности в материальных ресурсах.
|
| 3.11.
| Планирование источников покрытия потребности в материальных ресурсах.
|
| 3.12.
| Планирование производственных запасов.
|
|
| Контрольные вопросы
|
|
| Тесты
|
|
| Практические занятия
|
|
| ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СБЫТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ.
|
| 4.1.
| Сущность и особенности системы сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в современных условиях.
|
| 4.2.
| Стратегические направления совершенствования системы сбыта сельскохозяйственной продукции Беларуси.
|
| 4.3.
| Каналы реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
|
| 4.4.
| Стратегия организации сбыта.
|
| 4.5.
| Формирование коммерческих служб по сбыту продукции предприятий АПК.
|
| 4.6.
| Особенности сбыта отдельных видов сельскохозяйственной продукции.
|
| 4.7.
| Виды сбытовых структур и контрагенты рынка.
|
| 4.8.
| Виды торговых сделок.
|
| 4.9.
| Выбор канала сбыта и оценка его эффективности.
|
| 4.10.
| Государственное регулирование системы сбыта.
|
| 4.11.
| Формирование и функционирование оптовых продовольственных рынков.
|
| 4.12.
| Организация сбыта сельскохозяйственной продукции в зарубежных странах.
|
|
| Контрольные вопросы
|
|
| Тесты
|
|
| Практические занятия
|
| 5.
| ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.
|
| 5.1.
| Основы формирования коммерческих служб на сельскохозяйственных предприятиях.
|
| 5.2.
| Валовая продукция, валовой доход, прибыль в коммерческой деятельности сельскохозяйственных предприятий.
|
| 5.3.
| Сбытовая политика сельскохозяйственного предприятия.
|
| 5.4.
| Анализ использования продукции.
|
| 5.5.
| Определение резервов увеличения объёма реализации продукции на основе факторного анализа.
|
| 5.6.
| Формирование и применение цен на сельскохозяйственную продукцию.
|
| 5.7.
| Анализ уровня среднереализационных цен.
|
| 5.8.
| Резервы увеличения прибыли и рентабельность производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
|
| 5.9.
| Определение потребности в средствах механизации сельскохозяйственного производства.
|
| 5.10.
| Выбор средств механизации на основе организационно-экономической оценки закупаемого оборудования.
|
| 5.11.
| Аренда, лизинг и прокат сельскохозяйственной техники.
|
| 5.12.
| Эффективность использования сельскохозяйственной техники.
|
| 5.13.
| Экономичный размер заказа материальных ресурсов сельскохозяйственного назначения.
|
| 5.14.
| Последовательное пополнение производственных запасов в сельскохозяйственных организациях.
|
| 5.15.
| Анализ безубыточности производства сельскохозяйственной продукции.
|
| 5.16.
| Обоснование закупки сельскохозяйственной техники на основе маржинального анализа.
|
| 5.17.
| Определение планового объема производства при заданной рентабельности.
|
| 5.18
| Комплексная оценка коммерческих решений в сельскохозяйственном производстве.
|
|
| Контрольные вопросы
|
|
| Тесты
|
|
| Практические занятия
|
| 6.
| ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ (ОБРАБАТЫВАЮЩИХ) ПРЕДПРИЯТИЯХ.
|
| 6.1.
| Состав и структура обрабатывающей (перерабатывающей) промышленности Беларуси.
|
| 6.2.
| Особенности коммерческой деятельности перерабатывающих предприятий.
|
| 6.3.
| Производственная программа перерабатывающего предприятия в условиях конкурентной борьбы на рынке продовольственных товаров.
|
| 6.4.
| Производственная мощность перерабатывающего предприятия.
|
| 6.5.
| Материально-техническое снабжение перерабатывающих предприятий.
|
| 6.6.
| Организация сбыта готовой продукции на перерабатывающем предприятии.
|
| 6.7.
| Выбор и анализ каналов сбыта.
|
| 6.8.
| Анализ и формирование ассортимента продукции.
|
| 6.9.
| Анализ ценовой политики
|
| 6.10.
| Анализ ритмичности работы предприятия.
|
| 6.11.
| Анализ качества продукции.
|
| 6.12.
| Анализ конкурентоспособности продукции.
|
| 6.13.
| Анализ конкурентоспособности предприятия.
|
| 6.14.
| Факторы изменения выпуска и реализации продукции.
|
| 6.15.
| Организационно-экономическое обоснование выпуска новых видов продукции.
|
|
| Контрольные вопросы
|
|
| Тесты
|
|
| Практические занятия
|
| 7.
| ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРОСЕРВИСА.
|
| 7.1.
| Особенности коммерческой деятельности предприятий агросервиса.
|
| 7.2.
| Коммерческая деятельность предприятий РО «Белагросервис».
|
| 7.3.
| Организация технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.
|
| 7.4.
| Организация ремонта животноводческого оборудования.
|
| 7.5.
| Организация транспортировки сельскохозяйственных грузов.
|
| 7.6.
| Организация агрохимического обслуживания.
|
| 7.7.
| Расчёт эксплуатационных затрат на выполнения агротехнических работ.
|
| 7.8.
| Методика определения эффективности оказываемых услуг, выполняемых механизированными отрядами.
|
| 7.9.
| Оптимизация состава машинно-тракторного парка механизированных отрядов.
|
|
| Контрольные вопросы
|
|
| Тесты
|
|
| Практические занятия
|
| 8.
| АГРОЭКОТУРИЗМ.
|
| 8.1.
| Сущность и экономическое содержание туризма.
|
| 8.2.
| Экономические и правовые основы агроэкотуризма в Республике Беларусь.
|
| 8.3.
| Договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма.
|
| 8.4.
| Экономическая эффективность деятельности туристского предприятия.
|
| 8.5.
| Особенности ценообразования в агроэкотуризме.
|
|
| Контрольные вопросы
|
|
| Тесты
|
|
| Практические занятия
|
|
| ЛИТЕРАТУРА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|