Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экономическаяэффективностьдеятельноституристскогопредприятия.
Экономическаяэффективностьтуризмаявляетсясоставнымэлементомобщейэффективностиобщественноготрудаивыражаетсяопределеннымикритериямиипоказателями. Подкритериемследуетпониматьосновноетребованиекоценкеправильностирешенияпоставленнойзадачи.Необходимостькритериявозникаетпотому,чтоследуетчеткоопределить,скакихпозицийследуетподходитькрасчетуэффективностипроизводственно-обслуживающегопроцессатуризма. Общественноепроизводствофункционируетвинтересахвсегообщества,поэтомуегоэффективностьследуетоцениватьисходяизстепенидостиженияцелейобщества. Всоответствиистеориейоптимальногофункционированияэкономики,эффективностьнаотдельном«участке»должнаоцениватьсяспозицииобщегоэффекта,тоестьчастногокритерияэффективностиидолжнаоцениватьсяспозицийобщегоэффекта,тоестьчастныекритерииэффективностидолжнысоответствоватьглобальномукритерию,«вытекать»изнего. Общийкритерийэффективностиобщественногопроизводствазаключаетсявдостижениивинтересахобществанаибольшихрезультатовпринаименьшихзатратахсредствирабочейсилы. Экономическаяэффективностьдеятельноституристскогопредприятияпредполагаетконкретизациюпонятий«экономическаяэффективность»и«экономическийэффект».Экономическийэффект–абсолютнаявеличина,обозначающаярезультаттуристскогобизнеса.Одинитотжеэффектможетбытьполученразнымиспособами,сразнымизатратами.Инаоборот,одинаковыезатратымогутдатьразныерезультаты.Поэтомунеобходимосравнениерезультатовсзатратами.Соизмерениеэффектаизатратнаегодостижениеявляетсяосновойэкономическойэффективности.Такимобразом,экономическаяэффективность–этоотносительнаявеличина,получаемаяврезультатесоотношенияоднойабсолютнойвеличины(эффекта)сдругойабсолютной.Науровнетуристскихпредприятийпоказателиобщейэкономическойэффективностивключаютобщиеичастныепоказатели.Обегруппыпоказателейявляютсястатичнымиипоказываютуровеньабсолютногоэффекта,достигнутоговопределенныймоментвремени,илиуровеньиспользованиятогоилииноговидаресурсов(затрат)такжевопределенныймоментвремени. Общиепоказателиделятсянаабсолютныеиотносительные.Всоставеабсолютныхпоказателейтрадиционнорассматриваютпоказателиприбыли(вденежномэквиваленте),всоставеотносительныхпоказателей–показателирентабельности(исчисляютсявпроцентах). Всовременныхусловияхрыночнойэкономикиосновнымипоказателями,припомощикоторыхможнооценитьэффективность финансово-хозяйственной деятельностипредприятиятуристскойиндустрии,являютсяпоказателиприбылиирентабельности. Прибылькакэкономическая категория отражает чистыйдоход,началомформированияприбылиявляется получениевыручкиотреализацииуслуг(риc.6.1).Именноприбыльсоздает гарантии туристскогопредприятия,посколькуопределяет наличие заинтересованности учредителейвдальнейшем ведении предпринимательской деятельности.Показатель рентабельности наиболееяркохарактеризует эффективност деятельности туристского предприятия.
Рис.6.1.-Схемаобразованиячистойприбыли
Предприятиятуриндустрии,устанавливаяценынауслуги,реализуютихпотребителям,получаяприэтомвыручкуотреализации,котораясопоставляетсясзатратаминасозданиетуристскойуслуги,принимающимиформусебестоимоституристскихуслуг. Выручкатуристскогопредприятияопределяетсяобъемомденежныхсредств,поступающихзареализованныеуслугибезучетаспециальныхналогов. Размервыручки( )определяетсяуровнемцениколичествомреализованныхтуристскихуслугпоформуле: где –ценаi-йуслуги,руб.; –количествореализованныхуслугi-говида. Есливыручкапревышаетсебестоимость,т.е.разностьмеждувыручкойисебестоимостьюявляетсяположительнойвеличиной,финансовыйрезультатсвидетельствуетополученииприбыли.Впротивномслучае,предприятиеполучаетотрицательныйфинансовыйрезультат,т.е.несетубытки.Еслижевыручкаотреализацииравнасебестоимости,товэтомслучаепредприятиесмоглотольковозместитьзатратынапроизводствоиреализациюуслуг. Сэкономическойточкизренияприбыль–эторазностьмеждуденежнымипоступлениямиивыплатами.Навеличинуприбылииеединамикувоздействуютфакторы,какзависящие(эндогенные),такинезависящие(экзогенные)отпредприятияиндустриитуризма. Кнезависящимоттурпредприятияфакторамможноотнестиконъюнктурурынка,уровеньценнаматериально-сырьевыеитопливно-энергетическиересурсы,атакженормыамортизацииосновныхсредств,используемыхтурпредприятиями. Вопределеннойзависимостиотпредприятиянаходятсятакиефакторы,какуровеньценнареализуемыетурпродуктыиоплататрудаработниковтурпредприятия,качественныйсоставперсонала,конкурентоспособностьуслуг,организациятруда,егопроизводительностьиэффективностьфинансовогопланирования. Основнымипутямиувеличенияприбылиявляются: увеличениеобъемапродажтуристскогопродукта; расширениеноменклатурытуристскогопродуктаидополнительныхуслуг; улучшениекачестваобслуживанияпотребителей; снижениесебестоимоституристскогопродуктапоэлементамзатрат; расширениерынкапродаж; совершенствованиеуправленияпредприятиемвусловияхконкуренции; продажаизлишнегоимущества,сдачаварендуидр. Анализсоставаиструктурырасходовтуристскогопредприятиявлияетнавозможностьтурпредприятияснизитьзатраты,и,следовательно,увеличитьприбыльбезувеличенияценнасвоиуслуги.Данныйанализтакжепозволяетпредприятиютуриндустриивыявитьрезервыснижениянепроизводительныхзатрат.Так,турагентнеможетвлиятьнапостоянныерасходы,включаемыетуроператоромвстоимостьтурпродукта,поэтомутурагентствоможетанализироватьзатратыпотурамивыбиратьнаиболеевыгодныеизтуров. Величинаценынатуристскуюуслугуопределяетсяеесебестоимостьюиспросомнанее.Крометого,наценууслугивлияюттакиефакторы,какуровеньобслуживания,формаобслуживания,конъюнктурарынкауслуг,сезонностьпредоставлениятуруслуг,эффективностьрекламыидр.Структуруценысоставляют:себестоимостьтуристскойуслуги;косвенныеналоги;прибыльтуристскойорганизации;скидкидляотдельныхгрупптуристов;надбавкаилискидка(комиссионноевознаграждение)впользупосредника. Определениепредельногоуровняприбылинаполныйсформированныйтурпродуктявляетсяважнойпроблемойвсферетуристскогобизнеса,гдежесткаяконкуренциявынуждаетиспользоватьценовыеметодыборьбызаклиентов. Рентабельность–этоотношениеприбыликзатратам,гдевкачествеприбылиможетбытьиспользованавеличинабалансовой,чистойприбыли,прибылиотреализациипродукции,атакжеприбылиотразныхвидовдеятельностипредприятия.Взнаменателевкачествезатратмогутбытьиспользованыпоказателистоимостиосновныхиоборотныхфондов,выручкиотреализации,себестоимостипродукциисобственногоизаёмногокапиталаит.д. Поструктурепостроенияпоказателирентабельностиотносятсяккачественнымпоказателям. Предприятиесчитаетсяприбыльным,есливрезультатесвоейдеятельности,онопокрываетнетолькозатратынапроизводствотурпродукта,ноиполучаетприбыль. Информационнойбазойдляопределениякоэффициентоврентабельностиявляетсябухгалтерская(финансовая)отчётность.Однакопубликуемаяотчётностьнеможетпредоставитьдетальныеданныеоструктуретурпродукции,ценереализацииотдельныхвидовтуров.Поэтомуприанализеиспользуютсяещеаналитическиеданныепоследующимсчетамбухгалтерскогоучета:90«Продажи»,91«Прочиедоходыирасходы»,99«Прибылииубытки»,счетаучетазатратпредприятия. Вфинансово-экономическом анализе применяются тригруппыпоказателейрентабельностидеятельностипредприятия: рентабельностьпредприятия; рентабельностьпродукции; рентабельностькапитала. Рентабельностьпредприятияхарактеризует эффективностьиспользованиявложенныхвпредприятие средств.Вобщемвидепоказательрентабельностипредприятияможнопредставитьввидеформулы Р=П/Ф, гдеР–рентабельностьпредприятия; П–прибыль; Ф–активыпредприятия. Рентабельностьпродукцииопределяетсякаксоотношениесуммыприбылидоналогообложениякполнойсебестоимостиреализованныхтуров.Названныйпоказательимеетважноезначениеприконтролезаприбыльностьюотдельныхтуров,атакжеприпринятииуправленческогорешенияонеобходимостизакрытиянедоходныхтурпродуктов. Показательрентабельностикапиталаотражаеттучастьприбыли,которуюприноситкаждыйрубльинвестированногособственногокапиталаирассчитываетсяпоформуле Рк=ЧП/СС, гдеРк–рентабельностькапитала; ЧП–чистаяприбыль; СС–собственныесредствапредприятия. Втаблицеприведеныпоказатели,характеризующиерентабельность,ипорядокихрасчета.
Таблица7.2показатели рентабельности туристскогопредприятия
Эффективностьтуризмаозначаетполучениеэкономическогорезультатаот: -организациитуризма; -туристскогообслуживания; -производственно-обслуживающегопроцессатуристскогопредприятия. Экономическаяэффективностьтуризмаявляетсясоставнымэлементомобщейэффективностиобщественноготруда. Экономическаяэффективностьразвитиятуризманамикроуровнехарактеризуетсясистемойэкономическихпоказателей,которыеотражаютколичественныйобъемреализациитуристскихуслугиихкачественнуюсторону: -объемтуристскогопотока; -величинатуристскихрасходов; -состояниеиразвитиематериально-техническойбазы; -показателифинансово-экономическойдеятельности; -показателиразвитиямеждународноготуризма. Кпоказателям,характеризующимобъемтуристскогопотока,относятся:общееколичествотуристов(втомчислеорганизованныхисамодеятельных),количествотуродней(ночевок,койко-дней),среднемесячноеколичествотуродней. Общеечислотуристовизмеряетсяколичествомчеловек,которыепринялиучастиевпутешествиях.Этотпоказательхарактеризуетмасштабыохватанаселениятуристскимимероприятиямииопределяетсяпутемсуммированияколичестватуристовзаопределенныйпериод,принятыхнаобслуживаниеподнямрегистрации,тоестьвпервыйденьобслуживания. Количествотуроднейизмеряетсявчеловеко-дняхиопределяетсяпутемумноженияобщегоколичестватуристовнасреднююпродолжительность(вднях)пребыванияодноготуриставстране(регионе): Д=Ч*tcp, гдеД—количествотуродней,чел.дней;Ч—количествотуристов,чел;tcp—средняяпродолжительностьпребыванияодноготуриставданномрегионе,дней. ВеличинасуммарныхтуристскихрасходовPвданномрегионеопределяетсяследующимобразом: Рсум=Д*Рср
Однакотуристскийпоток—явлениенеравномерное.Дляхарактеристикинеравномерноституристскогопотокаприменяюткоэффициентынеравномерности (Кн),которыерассчитываютсятремяспособами. 1. Кн = (Дmax/Дmin)*100; 2. Кн =(Дmax /Дсм)*100; 3. Кн =(Дmax /Дгод)*100.
гдеДmax,Дmin—числотуроднейвмесяцемаксимальногоиминимальноготуристскогопотокасоответственно,чел.-дней;Дгод,Дсм—годовоеисреднемесячноечислотуроднейсоответственно,чел.-дней. Среднемесячноеколичествотуроднейопределяетсяпутемделениягодовогоколичестватуроднейна12месяцев. Дсм=Дгод/12. Материальнойосновойвоспроизводственнойдеятельностилюбогохозяйствующегосубъектаявляютсяпроизводственныепотребности.Производственныепотребностивтуризмевыражаютсявпервуюочередьвпотребностяхвматериально-техническойбазе.Материально-техническаябазаявляетсяосновойразвитияорганизованноготуризма,таккаконасоздаетвсенеобходимыеусловиядляобслуживаниятуристовполнымкомплексомуслуг(размещение,питание,перевозка,лечение,экскурсииидр.). Всоставматериально-техническойбазытуризмавходят: -туристскиефирмыиагентства; -гостиницы; -туристскиебазы; -предприятияпитанияиторговли; -автотранспортныепредприятия; -пунктыпрокататуристскогоснаряженияиинвентаря; -бюрореализациитуристскихпутевок; -контрольно-спасательныеслужбы(посты); -туристскиеклубы,станцииит.п. Показатели,характеризующиесостояниеиразвитиематериально-техническойбазытуризма,определяютеемощностьвданнойстране(регионе). Книмотносятся: -коечныйфонддомовотдыха,пансионатов,турбаз,гостиниц,санаториевит.п.; -числокоек,предоставляемыхместнымижителями; -числомествторговыхзалахпредприятийпитаниядлятуристов; -числомествтеатрах,отведенныхдлятуристов; -числованнвводолечебницахдлятуристовит.д. Мощностькоечногофондаопределяетсяпоформуле: Мк = Кг*365+Кс*tc , гдеМк—общееколичествокойко-мест,ед.;Кг—числокойко-месткруглогодичногоиспользования;Кс—числокойко-местсезонногоиспользования,ед.;tc—числоднейсезонногоиспользования,дней. Показателифинансово-экономическойдеятельноституристскогопредприятиявключают: -выручкуотреализациитуристскогопродукта; -показателииспользованияресурсоврабочейсилы; -показателииспользованияосновныхфондовиоборотныхсредств; -показателипроизводительноститрудаифондазаработнойплаты; -показателифинансовогосостояниятуристскогопредприятия.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |