Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическаяэффективностьдеятельноституристскогопредприятия.




Экономическаяэффективностьтуризмаявляетсясоставнымэлементомобщейэффективностиобщественноготрудаивыражаетсяопределеннымикритериямиипоказателями.

Подкритериемследуетпониматьосновноетребованиекоценкеправильностирешенияпоставленнойзадачи.Необходимостькритериявозникаетпотому,чтоследуетчеткоопределить,скакихпозицийследуетподходитькрасчетуэффективностипроизводственно-обслуживающегопроцессатуризма.

Общественноепроизводствофункционируетвинтересахвсегообщества,поэтомуегоэффективностьследуетоцениватьисходяизстепенидостиженияцелейобщества.

Всоответствиистеориейоптимальногофункционированияэкономики,эффективностьнаотдельном«участке»должнаоцениватьсяспозицииобщегоэффекта,тоестьчастногокритерияэффективностиидолжнаоцениватьсяспозицийобщегоэффекта,тоестьчастныекритерииэффективностидолжнысоответствоватьглобальномукритерию,«вытекать»изнего.

Общийкритерийэффективностиобщественногопроизводствазаключаетсявдостижениивинтересахобществанаибольшихрезультатовпринаименьшихзатратахсредствирабочейсилы.

Экономическаяэффективностьдеятельноституристскогопредприятияпредполагаетконкретизациюпонятий«экономическаяэффективность»и«экономическийэффект».Экономическийэффект–абсолютнаявеличина,обозначающаярезультаттуристскогобизнеса.Одинитотжеэффектможетбытьполученразнымиспособами,сразнымизатратами.Инаоборот,одинаковыезатратымогутдатьразныерезультаты.Поэтомунеобходимосравнениерезультатовсзатратами.Соизмерениеэффектаизатратнаегодостижениеявляетсяосновойэкономическойэффективности.Такимобразом,экономическаяэффективность–этоотносительнаявеличина,получаемаяврезультатесоотношенияоднойабсолютнойвеличины(эффекта)сдругойабсолютной.Науровнетуристскихпредприятийпоказателиобщейэкономическойэффективностивключаютобщиеичастныепоказатели.Обегруппыпоказателейявляютсястатичнымиипоказываютуровеньабсолютногоэффекта,достигнутоговопределенныймоментвремени,илиуровеньиспользованиятогоилииноговидаресурсов(затрат)такжевопределенныймоментвремени.

Общиепоказателиделятсянаабсолютныеиотносительные.Всоставеабсолютныхпоказателейтрадиционнорассматриваютпоказателиприбыли(вденежномэквиваленте),всоставеотносительныхпоказателей–показателирентабельности(исчисляютсявпроцентах).

Всовременныхусловияхрыночнойэкономикиосновнымипоказателями,припомощикоторыхможнооценитьэффективность финансово-хозяйственной деятельностипредприятиятуристскойиндустрии,являютсяпоказателиприбылиирентабельности.

Прибылькакэкономическая категория отражает чистыйдоход,началомформированияприбылиявляется получениевыручкиотреализацииуслуг(риc.6.1).Именноприбыльсоздает гарантии туристскогопредприятия,посколькуопределяет наличие заинтересованности учредителейвдальнейшем ведении предпринимательской деятельности.Показатель рентабельности наиболееяркохарактеризует эффективност деятельности туристского предприятия.

Количество реализованных туристских услуг
Цена туристских услуг
Выручка от реализации туристских услуг
Себестоимость туристских услуг
Прибыль от реализации туристских услуг
Балансовая прибыль
Налогооблагаемая прибыль  
Чистая прибыль

Рис.6.1.-Схемаобразованиячистойприбыли

 

Предприятиятуриндустрии,устанавливаяценынауслуги,реализуютихпотребителям,получаяприэтомвыручкуотреализации,котораясопоставляетсясзатратаминасозданиетуристскойуслуги,принимающимиформусебестоимоституристскихуслуг.

Выручкатуристскогопредприятияопределяетсяобъемомденежныхсредств,поступающихзареализованныеуслугибезучетаспециальныхналогов.

Размервыручки( )определяетсяуровнемцениколичествомреализованныхтуристскихуслугпоформуле:

где –ценаi-йуслуги,руб.;

–количествореализованныхуслугi-говида.

Есливыручкапревышаетсебестоимость,т.е.разностьмеждувыручкойисебестоимостьюявляетсяположительнойвеличиной,финансовыйрезультатсвидетельствуетополученииприбыли.Впротивномслучае,предприятиеполучаетотрицательныйфинансовыйрезультат,т.е.несетубытки.Еслижевыручкаотреализацииравнасебестоимости,товэтомслучаепредприятиесмоглотольковозместитьзатратынапроизводствоиреализациюуслуг.

Сэкономическойточкизренияприбыль–эторазностьмеждуденежнымипоступлениямиивыплатами.Навеличинуприбылииеединамикувоздействуютфакторы,какзависящие(эндогенные),такинезависящие(экзогенные)отпредприятияиндустриитуризма.

Кнезависящимоттурпредприятияфакторамможноотнестиконъюнктурурынка,уровеньценнаматериально-сырьевыеитопливно-энергетическиересурсы,атакженормыамортизацииосновныхсредств,используемыхтурпредприятиями.

Вопределеннойзависимостиотпредприятиянаходятсятакиефакторы,какуровеньценнареализуемыетурпродуктыиоплататрудаработниковтурпредприятия,качественныйсоставперсонала,конкурентоспособностьуслуг,организациятруда,егопроизводительностьиэффективностьфинансовогопланирования.

Основнымипутямиувеличенияприбылиявляются:

увеличениеобъемапродажтуристскогопродукта;

расширениеноменклатурытуристскогопродуктаидополнительныхуслуг;

улучшениекачестваобслуживанияпотребителей;

снижениесебестоимоституристскогопродуктапоэлементамзатрат;

расширениерынкапродаж;

совершенствованиеуправленияпредприятиемвусловияхконкуренции;

продажаизлишнегоимущества,сдачаварендуидр.

Анализсоставаиструктурырасходовтуристскогопредприятиявлияетнавозможностьтурпредприятияснизитьзатраты,и,следовательно,увеличитьприбыльбезувеличенияценнасвоиуслуги.Данныйанализтакжепозволяетпредприятиютуриндустриивыявитьрезервыснижениянепроизводительныхзатрат.Так,турагентнеможетвлиятьнапостоянныерасходы,включаемыетуроператоромвстоимостьтурпродукта,поэтомутурагентствоможетанализироватьзатратыпотурамивыбиратьнаиболеевыгодныеизтуров.

Величинаценынатуристскуюуслугуопределяетсяеесебестоимостьюиспросомнанее.Крометого,наценууслугивлияюттакиефакторы,какуровеньобслуживания,формаобслуживания,конъюнктурарынкауслуг,сезонностьпредоставлениятуруслуг,эффективностьрекламыидр.Структуруценысоставляют:себестоимостьтуристскойуслуги;косвенныеналоги;прибыльтуристскойорганизации;скидкидляотдельныхгрупптуристов;надбавкаилискидка(комиссионноевознаграждение)впользупосредника.

Определениепредельногоуровняприбылинаполныйсформированныйтурпродуктявляетсяважнойпроблемойвсферетуристскогобизнеса,гдежесткаяконкуренциявынуждаетиспользоватьценовыеметодыборьбызаклиентов.

Рентабельность–этоотношениеприбыликзатратам,гдевкачествеприбылиможетбытьиспользованавеличинабалансовой,чистойприбыли,прибылиотреализациипродукции,атакжеприбылиотразныхвидовдеятельностипредприятия.Взнаменателевкачествезатратмогутбытьиспользованыпоказателистоимостиосновныхиоборотныхфондов,выручкиотреализации,себестоимостипродукциисобственногоизаёмногокапиталаит.д.

Поструктурепостроенияпоказателирентабельностиотносятсяккачественнымпоказателям.

Предприятиесчитаетсяприбыльным,есливрезультатесвоейдеятельности,онопокрываетнетолькозатратынапроизводствотурпродукта,ноиполучаетприбыль.

Информационнойбазойдляопределениякоэффициентоврентабельностиявляетсябухгалтерская(финансовая)отчётность.Однакопубликуемаяотчётностьнеможетпредоставитьдетальныеданныеоструктуретурпродукции,ценереализацииотдельныхвидовтуров.Поэтомуприанализеиспользуютсяещеаналитическиеданныепоследующимсчетамбухгалтерскогоучета:90«Продажи»,91«Прочиедоходыирасходы»,99«Прибылииубытки»,счетаучетазатратпредприятия.

Вфинансово-экономическом анализе применяются тригруппыпоказателейрентабельностидеятельностипредприятия:

рентабельностьпредприятия;

рентабельностьпродукции;

рентабельностькапитала.

Рентабельностьпредприятияхарактеризует эффективностьиспользованиявложенныхвпредприятие средств.Вобщемвидепоказательрентабельностипредприятияможнопредставитьввидеформулы

Р=П/Ф,

гдеР–рентабельностьпредприятия;

П–прибыль;

Ф–активыпредприятия.

Рентабельностьпродукцииопределяетсякаксоотношениесуммыприбылидоналогообложениякполнойсебестоимостиреализованныхтуров.Названныйпоказательимеетважноезначениеприконтролезаприбыльностьюотдельныхтуров,атакжеприпринятииуправленческогорешенияонеобходимостизакрытиянедоходныхтурпродуктов.

Показательрентабельностикапиталаотражаеттучастьприбыли,которуюприноситкаждыйрубльинвестированногособственногокапиталаирассчитываетсяпоформуле

Рк=ЧП/СС,

гдеРк–рентабельностькапитала;

ЧП–чистаяприбыль;

СС–собственныесредствапредприятия.

Втаблицеприведеныпоказатели,характеризующиерентабельность,ипорядокихрасчета.

 

Таблица7.2показатели рентабельности туристскогопредприятия

Показатели Методикарасчета
Рентабельностьимуществапредприятия(Rи),% где Пб–балансоваяприбыль; Cи–среднегодовая стоимость имуществапредприятия
Рентабельностьсобственного капитала(R),% где Кc–среднегодовая стоимость собственных средств
Рентабельностьосновного(авансированного)капитала(Rок),% где Ко–среднегодовая стоимость основного капитала
Рентабельностьпродаж(Rп),% где Vр–выручкаотреализацииуслуг
Рентабельностьзатрат(Rз),% где Зc–сметнаясебестоимость
Рентабельностьтуристскогопродукта(Rп),% гдe Ц–цена туристскогопродукта; C–себестоимость туристскогопродукта.

 

Эффективностьтуризмаозначаетполучениеэкономическогорезультатаот:

-организациитуризма;

-туристскогообслуживания;

-производственно-обслуживающегопроцессатуристскогопредприятия.

Экономическаяэффективностьтуризмаявляетсясоставнымэлементомобщейэффективностиобщественноготруда.

Экономическаяэффективностьразвитиятуризманамикроуровнехарактеризуетсясистемойэкономическихпоказателей,которыеотражаютколичественныйобъемреализациитуристскихуслугиихкачественнуюсторону:

-объемтуристскогопотока;

-величинатуристскихрасходов;

-состояниеиразвитиематериально-техническойбазы;

-показателифинансово-экономическойдеятельности;

-показателиразвитиямеждународноготуризма.

Кпоказателям,характеризующимобъемтуристскогопотока,относятся:общееколичествотуристов(втомчислеорганизованныхисамодеятельных),количествотуродней(ночевок,койко-дней),среднемесячноеколичествотуродней.

Общеечислотуристовизмеряетсяколичествомчеловек,которыепринялиучастиевпутешествиях.Этотпоказательхарактеризуетмасштабыохватанаселениятуристскимимероприятиямииопределяетсяпутемсуммированияколичестватуристовзаопределенныйпериод,принятыхнаобслуживаниеподнямрегистрации,тоестьвпервыйденьобслуживания.

Количествотуроднейизмеряетсявчеловеко-дняхиопределяетсяпутемумноженияобщегоколичестватуристовнасреднююпродолжительность(вднях)пребыванияодноготуриставстране(регионе):

Д=Ч*tcp,

гдеД—количествотуродней,чел.дней;Ч—количествотуристов,чел;tcp—средняяпродолжительностьпребыванияодноготуриставданномрегионе,дней.

ВеличинасуммарныхтуристскихрасходовPвданномрегионеопределяетсяследующимобразом:

Рсум=Д*Рср

 

Однакотуристскийпоток—явлениенеравномерное.Дляхарактеристикинеравномерноституристскогопотокаприменяюткоэффициентынеравномерности (Кн),которыерассчитываютсятремяспособами.

1. Кн = (Дmax/Дmin)*100;

2. Кн =(Дmax /Дсм)*100;

3. Кн =(Дmax /Дгод)*100.

 

гдеДmax,Дmin—числотуроднейвмесяцемаксимальногоиминимальноготуристскогопотокасоответственно,чел.-дней;Дгод,Дсм—годовоеисреднемесячноечислотуроднейсоответственно,чел.-дней.

Среднемесячноеколичествотуроднейопределяетсяпутемделениягодовогоколичестватуроднейна12месяцев.

Дсм=Дгод/12.

Материальнойосновойвоспроизводственнойдеятельностилюбогохозяйствующегосубъектаявляютсяпроизводственныепотребности.Производственныепотребностивтуризмевыражаютсявпервуюочередьвпотребностяхвматериально-техническойбазе.Материально-техническаябазаявляетсяосновойразвитияорганизованноготуризма,таккаконасоздаетвсенеобходимыеусловиядляобслуживаниятуристовполнымкомплексомуслуг(размещение,питание,перевозка,лечение,экскурсииидр.).

Всоставматериально-техническойбазытуризмавходят:

-туристскиефирмыиагентства;

-гостиницы;

-туристскиебазы;

-предприятияпитанияиторговли;

-автотранспортныепредприятия;

-пунктыпрокататуристскогоснаряженияиинвентаря;

-бюрореализациитуристскихпутевок;

-контрольно-спасательныеслужбы(посты);

-туристскиеклубы,станцииит.п.

Показатели,характеризующиесостояниеиразвитиематериально-техническойбазытуризма,определяютеемощностьвданнойстране(регионе).

Книмотносятся:

-коечныйфонддомовотдыха,пансионатов,турбаз,гостиниц,санаториевит.п.;

-числокоек,предоставляемыхместнымижителями;

-числомествторговыхзалахпредприятийпитаниядлятуристов;

-числомествтеатрах,отведенныхдлятуристов;

-числованнвводолечебницахдлятуристовит.д.

Мощностькоечногофондаопределяетсяпоформуле:

Мк = Кг*365+Кс*tc ,

гдеМк—общееколичествокойко-мест,ед.;Кг—числокойко-месткруглогодичногоиспользования;Кс—числокойко-местсезонногоиспользования,ед.;tc—числоднейсезонногоиспользования,дней.

Показателифинансово-экономическойдеятельноституристскогопредприятиявключают:

-выручкуотреализациитуристскогопродукта;

-показателииспользованияресурсоврабочейсилы;

-показателииспользованияосновныхфондовиоборотныхсредств;

-показателипроизводительноститрудаифондазаработнойплаты;

-показателифинансовогосостояниятуристскогопредприятия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...