![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Системаипринципыорганизациихозяйственныхвзаимоотношенийвпроцессекоммерческойдеятельности.
Каждоепредприятиевпроцессекоммерческойдеятельностивступаетвэкономическиеиюридическиеотношениясосвоимиклиентами,поставщикамиипартнерами.Вэкономическойлитературеэтивзаимоотношенияобычнохарактеризуютсятермином«хозяйственныесвязи».Другимисловамиэтоформапроизводственныхотношениймеждуорганизациями,предприятиями,реализуемаянаосновенепосредственныхдоговорныхконтактовмеждуучастниками,безпривлечениягосударственных,межведомственныхидругихпосредническихструктур.Вэтопонятиевходятэкономические,организационные,коммерческие,административно-правовые,финансовыеидругиеотношения,складывающиесямеждупокупателямиипоставщикамивпроцессеосуществлениякоммерческихсделок.Хозяйственныесвязимогутбытьюридическиоформленынаосновезаключенияхозяйственныхдоговоров,амогутноситьнеформальныйхарактервформеделового,информационногоидругихвидовсотрудничества.Восновеустановленияхозяйственныхсвязейлежаттакиеэкономическиекатегориикак:специализация,концентрация,кооперированиеимежхозяйственнаяинтеграция.Приэтомподспециализациейследуетпониматьформуразделениятрудаиорганизациипроизводства,заключающиесявсосредоточенииресурсногопотенциалапредприятиянапреимущественномразвитиитойилиинойотраслиипревращенииеёвтоварную. Концентрацияпроизводстваэтопроцесссосредоточениясредствпроизводстваирабочейсилынаодномпредприятии,ведущийкувеличениюпроизводстваодногоилинесколькихвидовпродукции. Подкооперированиемпонимаютсядлительныепроизводственныесвязимеждукоммерческимиорганизациямипосовместномупроизводствупредпринимательскогопродукта. Межхозяйственнаяинтеграция–этоорганизационнаяформаобъединениякоммерческихорганизацийилиотраслей,способствующаяповышениюэкономическойэффективностипроизводстваиреализацииконечногопродукта. ХозяйственныесвязивАПКможноусловноразделитьнанесколькогрупп. Таблица1.КлассификацияхозяйственныхсвязейвАПК
ПриведеннаятаблицасвидетельствуетомноговариантностихозяйственныхсвязейвАПК,чтовсовокупностисразвитиемспециализации,концентрации,кооперации,интеграциипредполагаетнеобходимостьвыборанаиболееоптимальнойорганизационно-правовойформыхозяйствования,атакжезакреплениявсеххозяйственныхсвязейвформедоговора. Хозяйствующиесубъектывсовременныхусловияхмогутзаключатьдоговоры(контракты)самостоятельно,атакжевступиввразличногородаобъединения. Внастоящеевремяизвестныследующиехозяйственныеструктурыобъединенияпредприятий:концерны,конгломераты,международные(транснациональные)концерныикорпорации.Перечисленныехозяйственныеструктурыпредставляютсобойобъединенияпредприятийнепоорганизационноправовымформам,апоорганизационнойструктуре,поэкономическомумеханизму.Посвоейорганизационно-правовойформеэтиструктуры,какправило,представляютсобойкорпорации,включающиемножестволишенныхюридическойсамостоятельностипредприятий. Концерн–промышленныйкомплекс,объединяющийразличныезаводы,комбинаты,частонесвязанныеилиимеющиесамыеотдаленныетехнологическиеипроизводственныесвязидругсдругом.Огромныенакопленияконцерновпозволяютимпокрыватьбольшуючастьсвоихпотребностейвкапиталеизсобственныхресурсов,онирежеобращаютсякрынкукапиталов.Вразвитыхстранахконцернывыполняютифункцииучредительства.Насовременномэтаперазвитиямировойэкономикиоднойизважнейшихфункцийконцернов,неменеезначимой,чемпроизводство,являетсясбыт.Длявходящихвконцернпредприятий,атакжедругихпромышленныхфирм(поставщиков,торговыхдомовит.д.)концернымогутвыполнятьибанковскиефункции.Вихсоставемогутбытьифинансовыекомпании.Постепенноконцерныпревращаютсявнаучно-техническиецентры,развивающиеисследовательскиелаборатории. Конгломерат–многоотраслевоеобъединение,вкоторомсконцентрированопроизводстворазнообразныхтоваров,подчаснеимеющихмеждусобойпосвоейпромышленнойтехнологииничегообщего.Понятие«конгломерат»означаетслучайноемеханическоесоединениеразнородныхэлементов.Вамериканскойлитературеконгломератаминазываютсяконцерны,возникающиевоченькороткийсрокприпоглощениибольшогоколичествафирм,функциональнонезависимыхдруготдруга.Отличиеконгломератаотконцернасостоитвстремлениивнедритьсявнаиболееприбыльныемолодыеотрасли,развивающиесянаосноветехническогопрогресса;отсутствиичетковыраженнойдоминирующейпродукции;болеесложномуправленческомпроцессе;участиибанковвслияниифирм,хотябанкиструктурнымзвеномконгломератанеявляются.Конгломератыобладаютзначительнобольшимифинансовымиресурсами,чемконцерны,чтопозволяетим,вотличиеотконцернов,осуществлятьдолгосрочныеинвестиционныепроекты. Транснациональныеконцерныикорпорации–запоследниедесятилетияэтоновыеобразованиявразвитыхстранахОнистремятсяполучатьвысокуюприбыльвстранах,гденалоговыеставкиотносительнонизкие,австранахсвысокиминалогамиаккумулироватьменьшийобъемприбыли.Вседействующиенамировойаренеконцерныикорпорацииделятсянатранснациональныеимногонациональные.Транснациональныеконцерны(ТНК)находятсявсобственностиилиподконтролемпредпринимателейоднойстраны,амногонациональныехарактеризуютсямеждународнымраспределениемакционерногокапитала.Международныеконцерныикорпорациисоздаютсвоифилиалывдругихстранахлибопокупаютпопавшиевзатруднительноефинансовоеположениепредприятия,атакжесоздаютновыесиспользованиемсуществующихльготистимулов.Структуратакихпредприятийсложнаимногообразна.ТНКмогутскупатьтоварыутрадиционныхпоставщиков,входящихвТНК;черезсвоихпредставителейвразныхстранахприобретатьтоварыуполностьюнезависимыхпоставщиковвкредитилизаналичныйрасчет:атакжеавансироватьпроизводствонеобходимыхтоваров.Такиепредприятиявнаибольшейстепенииспользуютлогистикудляоптимизациитранспортныхидругихпотоковтоваров,выбораместиобъемаскладовзакупленнойипроизведеннойпродукции,дляконтролядвижениятовароввсвоихсбытовыхсетях.Приоритетноевниманиеотдаетсяпредпродажномуипослепродажномусервисупроизводимойисбываемойпродукции.ЕжегодныерекламныерасходыкрупныхТНКдоходятдосотенмиллионовидажемиллиардовдолларовприотносительнонизкойстоимостиединицырекламноговремени. Сточкизренияорганизационнойформыможновыделитьшестьтиповсовременныхобъединений,врамкахкоторыхпредприятиянеутрачиваютсвоейсамостоятельности:ассоциации,союзы,финансово-промышленныегруппы(ФПГ),холдинги,стратегическиеальянсыиконсорциумы. Ассоциацииисоюзы–этонекоммерческиеорганизации,остальныеявляютсякоммерческими. Консорциум–этообъединениепредприятийнадоговорнойосноведлявыполненияопределеннойзадачи.Консорциумсоздаетсявосновномдляреализациикрупномасштабныхпроектов,обеспечениекоторыхтребуетобъединенияфинансовых,техническихиорганизационныхусилий.Действиеконсорциумаможетиметьразовыйхарактер(например,пристроительствекакого-либообъекта),кратковременныйилидолговременный.Консорциумможетбытьсозданводнойизсуществующихорганизационно-правовыхформ. Финансово-промышленныегруппы(ФПГ)создаютсяпутемобъединенияматериальныхифинансовыхресурсовпредприятий,организаций,финансово-кредитныхучреждений(втомчислебанков),инвестиционныхорганизацийвцеляхповышенияконкурентоспособностииэффективностипроизводства,созданиярациональныхтехнологическихсвязей,привлеченияинвестицийиускорениянаучно-техническогопрогресса.Мировойопытпоказывает,чтоосновнойцельюсозданияФПГнаосновеслияниябанковского,промышленного,интеллектуальногоиинформационногопотенциалаявляетсяповышениеэффективностиработыпредприятийифинансовыхучреждений БольшоераспространениевБеларусивпоследнеевремяполучилотакоехозяйственноеобъединение,какхолдинг.В2010годувАПКреспубликибылозарегистрированооколо140холдингов. Холдинг–этопредприятиелюбойорганизационно–правовойформы,владеющееакциямидругихкомпаний.Холдинговыекомпанииширокораспространенывэкономикеразвитыхстран,оченьмногиесовременныекорпорациитрансформируютсявхолдинги.Широкоераспространениехолдинговобъясняетсятем,чтоонимогутреальноувеличиватьмасштабыхозяйственнойдеятельностипредприятий,поэтомуиявляютсяоднойизнаиболееэффективныхформпредпринимательства.Холдинговаякомпанияможетбытьзарегистрированавлюбойорганизационно-правовойформе,новмировойпрактике–этоАОоткрытоготипа.Такиеобъединенияподходятдляобеспечениянеобходимыхобъемовпродукциииподдержанияфункционированиятехнологическисвязанныхпредприятий,освоенияновойпродукцииирасширениямасштабовпроизводства.Важнаяособенностьхолдингасостоитвтом,чтоончерезразветвленнуюсистемуучастияконтролируетпромышленный(илифинансовый)капитал,превышающийегособственныйвомногораз.Этопроисходитпутемвложениясредствотреализациивыпускаемыххолдингомакцийвакциипредприятий,представляющихинтересдляхолдинга.Размерыподконтрольныхфирммогутнамногопревышатьразмерсамогохолдинга. Впромышленномбизнесезападныхстран,особенновнаукоемкихпроизводствах,довольночастовозникаютпроблемывовзаимоотношенияхмеждукрупнымифирмами-монополистамиимелкимипредприятиями.Монополизациясужаетвозможностивозникновениянезависимогомелкогопредпринимательства,особенновужеустоявшихсяотраслях.Крупныекорпорациииспользуютзанятыевнаукоемкомпроизводственебольшиеперспективныефирмы,какиспытательныйполигондлякоммерческогоапробированиявозникающихвнаукеитехникеновшеств.Втакиенебольшиефирмывключаютрисковые,иливенчурные,инвестиции.Приэтомразличаютдвеорганизационныеформывенчурныхгрупп: 1.внутренниевенчуры:крупнаякорпорациясоздаетвнутрисобственнойструктурымелкиеавтономныеединицы(проектныецентры,целевыегруппы),передкоторымиставитсяконкретнаязадача(например,разработатьцелевойпроект).Вэтомслучаекорпорацияпередаетвраспоряжениетакихгруппнеобходимыеимсредстваиоказываетвсестороннююпомощь; 2.венчурныефирмы:ихсознательносоздаюткрупныекорпорациидлявыполнениярядаперспективныхработ,которыеврамкахматеринскойкомпаниипризнанынецелесообразнымиинеэффективными.Персоналтакихфирмформируетсяизотдельныхталантливыхисследователей,ионполучаетдоступкнаучно-техническойинформациифирмы-учредителя,пользуетсяеголабораторнойиопытно-промышленнойбазой.Вкачествеучастниковтакихфирммогутиспользоватьсяуниверситеты,институты,правительственныеведомства.Всеэтоприводиткзначительнойконцентрациинаучно-техническогопотенциалаподаннойнаучно-техническойпроблеме. ВосновепостроениясистемыхозяйственныхсвязейвАПКлежатследующиепринципы: 1.Добровольность.Решениеовступлениипредприятийиорганизацийвагропромышленноеформированиедолжнопроисходитьнапринципахнепринужденной,аубежденнойдобровольности. 2.Адаптивностьиорганизационнаярефлективность.Партнерыпохозяйственнымсвязямдолжныуметьреагироватьиманеврироватьнаправовомполесредиразнообразныхнормипринциповгражданскогоиналоговогозаконодательств. 3.Этапность.Необходимпереходотпростыхксложнымформаморганизациихозяйственныхсвязей,отгоризонтальныхструктурквертикальным,отпроизводственныхкпроизводственно-торговым. 4.Целостностьикомплексность.Должнабытьчеткаясогласованностьмеждувсемизвеньями(участниками)хозяйственныхсвязей.Вцеляхсбалансированностиресурсногообеспечениятребуетсясоблюдатьтерриториальнуюитехнологическуюкомплексность. 5.Поддержкаисодействиесостороныоргановуправления.Эффективностьформированияхозяйственныхсвязейвзначительноймереобусловленахарактеромвзаимоотношенийруководителейпредприятий-срайоннымииобластнымиорганамиуправления. 6.Выбор«ведущегозвена»-интегратораиподдержаниесвязи.Втакойролиможетвыступатьэкономическикрепкоепредприятиесустойчивымпроизводственнымпотенциалом. 7.Оптимальностьразмеров.Преимуществакрупноготоварногопроизводствапозволяютдобитьсядополнительногоэффектаипроявляютсянарынкахсбытапродукции. УстановлениехозяйственныхсвязейвАПКэтосложныйкомплексныйпроцесс,которыйможноразделитьнанесколькоэтапов:установление,оформление,функционирование.Вконечномсчёте,хозяйственныесвязипредопределяютэкономическуюэффективностьвзаимодействияхозяйствующихсубъектоввпроцессереализацииихкоммерческихинтересов.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |