Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системаипринципыорганизациихозяйственныхвзаимоотношенийвпроцессекоммерческойдеятельности.




Каждоепредприятиевпроцессекоммерческойдеятельностивступаетвэкономическиеиюридическиеотношениясосвоимиклиентами,поставщикамиипартнерами.Вэкономическойлитературеэтивзаимоотношенияобычнохарактеризуютсятермином«хозяйственныесвязи».Другимисловамиэтоформапроизводственныхотношениймеждуорганизациями,предприятиями,реализуемаянаосновенепосредственныхдоговорныхконтактовмеждуучастниками,безпривлечениягосударственных,межведомственныхидругихпосредническихструктур.Вэтопонятиевходятэкономические,организационные,коммерческие,административно-правовые,финансовыеидругиеотношения,складывающиесямеждупокупателямиипоставщикамивпроцессеосуществлениякоммерческихсделок.Хозяйственныесвязимогутбытьюридическиоформленынаосновезаключенияхозяйственныхдоговоров,амогутноситьнеформальныйхарактервформеделового,информационногоидругихвидовсотрудничества.Восновеустановленияхозяйственныхсвязейлежаттакиеэкономическиекатегориикак:специализация,концентрация,кооперированиеимежхозяйственнаяинтеграция.Приэтомподспециализациейследуетпониматьформуразделениятрудаиорганизациипроизводства,заключающиесявсосредоточенииресурсногопотенциалапредприятиянапреимущественномразвитиитойилиинойотраслиипревращенииеёвтоварную.

Концентрацияпроизводстваэтопроцесссосредоточениясредствпроизводстваирабочейсилынаодномпредприятии,ведущийкувеличениюпроизводстваодногоилинесколькихвидовпродукции.

Подкооперированиемпонимаютсядлительныепроизводственныесвязимеждукоммерческимиорганизациямипосовместномупроизводствупредпринимательскогопродукта.

Межхозяйственнаяинтеграция–этоорганизационнаяформаобъединениякоммерческихорганизацийилиотраслей,способствующаяповышениюэкономическойэффективностипроизводстваиреализацииконечногопродукта.

ХозяйственныесвязивАПКможноусловноразделитьнанесколькогрупп.

Таблица1.КлассификацияхозяйственныхсвязейвАПК

 

Классификационныйпризнак Хозяйственныесвязи
Подлительности Долгосрочные Краткосрочные Сезонные
ПопринадлежностиксфереАПК Внутриотраслевые Межотраслевые
Потерриториальномупризнаку Районные Областные Республиканские Внешнеэкономические
Поколичествуучастников Двухсторонние Многосторонние
Поналичиюпосредников Прямые Опосредованные
Поформеорганизациипоставок Транзитные Складские

ПриведеннаятаблицасвидетельствуетомноговариантностихозяйственныхсвязейвАПК,чтовсовокупностисразвитиемспециализации,концентрации,кооперации,интеграциипредполагаетнеобходимостьвыборанаиболееоптимальнойорганизационно-правовойформыхозяйствования,атакжезакреплениявсеххозяйственныхсвязейвформедоговора.

Хозяйствующиесубъектывсовременныхусловияхмогутзаключатьдоговоры(контракты)самостоятельно,атакжевступиввразличногородаобъединения.

Внастоящеевремяизвестныследующиехозяйственныеструктурыобъединенияпредприятий:концерны,конгломераты,международные(транснациональные)концерныикорпорации.Перечисленныехозяйственныеструктурыпредставляютсобойобъединенияпредприятийнепоорганизационноправовымформам,апоорганизационнойструктуре,поэкономическомумеханизму.Посвоейорганизационно-правовойформеэтиструктуры,какправило,представляютсобойкорпорации,включающиемножестволишенныхюридическойсамостоятельностипредприятий.

Концерн–промышленныйкомплекс,объединяющийразличныезаводы,комбинаты,частонесвязанныеилиимеющиесамыеотдаленныетехнологическиеипроизводственныесвязидругсдругом.Огромныенакопленияконцерновпозволяютимпокрыватьбольшуючастьсвоихпотребностейвкапиталеизсобственныхресурсов,онирежеобращаютсякрынкукапиталов.Вразвитыхстранахконцернывыполняютифункцииучредительства.Насовременномэтаперазвитиямировойэкономикиоднойизважнейшихфункцийконцернов,неменеезначимой,чемпроизводство,являетсясбыт.Длявходящихвконцернпредприятий,атакжедругихпромышленныхфирм(поставщиков,торговыхдомовит.д.)концернымогутвыполнятьибанковскиефункции.Вихсоставемогутбытьифинансовыекомпании.Постепенноконцерныпревращаютсявнаучно-техническиецентры,развивающиеисследовательскиелаборатории.

Конгломерат–многоотраслевоеобъединение,вкоторомсконцентрированопроизводстворазнообразныхтоваров,подчаснеимеющихмеждусобойпосвоейпромышленнойтехнологииничегообщего.Понятие«конгломерат»означаетслучайноемеханическоесоединениеразнородныхэлементов.Вамериканскойлитературеконгломератаминазываютсяконцерны,возникающиевоченькороткийсрокприпоглощениибольшогоколичествафирм,функциональнонезависимыхдруготдруга.Отличиеконгломератаотконцернасостоитвстремлениивнедритьсявнаиболееприбыльныемолодыеотрасли,развивающиесянаосноветехническогопрогресса;отсутствиичетковыраженнойдоминирующейпродукции;болеесложномуправленческомпроцессе;участиибанковвслияниифирм,хотябанкиструктурнымзвеномконгломератанеявляются.Конгломератыобладаютзначительнобольшимифинансовымиресурсами,чемконцерны,чтопозволяетим,вотличиеотконцернов,осуществлятьдолгосрочныеинвестиционныепроекты.

Транснациональныеконцерныикорпорации–запоследниедесятилетияэтоновыеобразованиявразвитыхстранахОнистремятсяполучатьвысокуюприбыльвстранах,гденалоговыеставкиотносительнонизкие,австранахсвысокиминалогамиаккумулироватьменьшийобъемприбыли.Вседействующиенамировойаренеконцерныикорпорацииделятсянатранснациональныеимногонациональные.Транснациональныеконцерны(ТНК)находятсявсобственностиилиподконтролемпредпринимателейоднойстраны,амногонациональныехарактеризуютсямеждународнымраспределениемакционерногокапитала.Международныеконцерныикорпорациисоздаютсвоифилиалывдругихстранахлибопокупаютпопавшиевзатруднительноефинансовоеположениепредприятия,атакжесоздаютновыесиспользованиемсуществующихльготистимулов.Структуратакихпредприятийсложнаимногообразна.ТНКмогутскупатьтоварыутрадиционныхпоставщиков,входящихвТНК;черезсвоихпредставителейвразныхстранахприобретатьтоварыуполностьюнезависимыхпоставщиковвкредитилизаналичныйрасчет:атакжеавансироватьпроизводствонеобходимыхтоваров.Такиепредприятиявнаибольшейстепенииспользуютлогистикудляоптимизациитранспортныхидругихпотоковтоваров,выбораместиобъемаскладовзакупленнойипроизведеннойпродукции,дляконтролядвижениятовароввсвоихсбытовыхсетях.Приоритетноевниманиеотдаетсяпредпродажномуипослепродажномусервисупроизводимойисбываемойпродукции.ЕжегодныерекламныерасходыкрупныхТНКдоходятдосотенмиллионовидажемиллиардовдолларовприотносительнонизкойстоимостиединицырекламноговремени.

Сточкизренияорганизационнойформыможновыделитьшестьтиповсовременныхобъединений,врамкахкоторыхпредприятиянеутрачиваютсвоейсамостоятельности:ассоциации,союзы,финансово-промышленныегруппы(ФПГ),холдинги,стратегическиеальянсыиконсорциумы.

Ассоциацииисоюзы–этонекоммерческиеорганизации,остальныеявляютсякоммерческими.

Консорциум–этообъединениепредприятийнадоговорнойосноведлявыполненияопределеннойзадачи.Консорциумсоздаетсявосновномдляреализациикрупномасштабныхпроектов,обеспечениекоторыхтребуетобъединенияфинансовых,техническихиорганизационныхусилий.Действиеконсорциумаможетиметьразовыйхарактер(например,пристроительствекакого-либообъекта),кратковременныйилидолговременный.Консорциумможетбытьсозданводнойизсуществующихорганизационно-правовыхформ.

Финансово-промышленныегруппы(ФПГ)создаютсяпутемобъединенияматериальныхифинансовыхресурсовпредприятий,организаций,финансово-кредитныхучреждений(втомчислебанков),инвестиционныхорганизацийвцеляхповышенияконкурентоспособностииэффективностипроизводства,созданиярациональныхтехнологическихсвязей,привлеченияинвестицийиускорениянаучно-техническогопрогресса.Мировойопытпоказывает,чтоосновнойцельюсозданияФПГнаосновеслияниябанковского,промышленного,интеллектуальногоиинформационногопотенциалаявляетсяповышениеэффективностиработыпредприятийифинансовыхучреждений

БольшоераспространениевБеларусивпоследнеевремяполучилотакоехозяйственноеобъединение,какхолдинг.В2010годувАПКреспубликибылозарегистрированооколо140холдингов.

Холдинг–этопредприятиелюбойорганизационно–правовойформы,владеющееакциямидругихкомпаний.Холдинговыекомпанииширокораспространенывэкономикеразвитыхстран,оченьмногиесовременныекорпорациитрансформируютсявхолдинги.Широкоераспространениехолдинговобъясняетсятем,чтоонимогутреальноувеличиватьмасштабыхозяйственнойдеятельностипредприятий,поэтомуиявляютсяоднойизнаиболееэффективныхформпредпринимательства.Холдинговаякомпанияможетбытьзарегистрированавлюбойорганизационно-правовойформе,новмировойпрактике–этоАОоткрытоготипа.Такиеобъединенияподходятдляобеспечениянеобходимыхобъемовпродукциииподдержанияфункционированиятехнологическисвязанныхпредприятий,освоенияновойпродукцииирасширениямасштабовпроизводства.Важнаяособенностьхолдингасостоитвтом,чтоончерезразветвленнуюсистемуучастияконтролируетпромышленный(илифинансовый)капитал,превышающийегособственныйвомногораз.Этопроисходитпутемвложениясредствотреализациивыпускаемыххолдингомакцийвакциипредприятий,представляющихинтересдляхолдинга.Размерыподконтрольныхфирммогутнамногопревышатьразмерсамогохолдинга.

Впромышленномбизнесезападныхстран,особенновнаукоемкихпроизводствах,довольночастовозникаютпроблемывовзаимоотношенияхмеждукрупнымифирмами-монополистамиимелкимипредприятиями.Монополизациясужаетвозможностивозникновениянезависимогомелкогопредпринимательства,особенновужеустоявшихсяотраслях.Крупныекорпорациииспользуютзанятыевнаукоемкомпроизводственебольшиеперспективныефирмы,какиспытательныйполигондлякоммерческогоапробированиявозникающихвнаукеитехникеновшеств.Втакиенебольшиефирмывключаютрисковые,иливенчурные,инвестиции.Приэтомразличаютдвеорганизационныеформывенчурныхгрупп:

1.внутренниевенчуры:крупнаякорпорациясоздаетвнутрисобственнойструктурымелкиеавтономныеединицы(проектныецентры,целевыегруппы),передкоторымиставитсяконкретнаязадача(например,разработатьцелевойпроект).Вэтомслучаекорпорацияпередаетвраспоряжениетакихгруппнеобходимыеимсредстваиоказываетвсестороннююпомощь;

2.венчурныефирмы:ихсознательносоздаюткрупныекорпорациидлявыполнениярядаперспективныхработ,которыеврамкахматеринскойкомпаниипризнанынецелесообразнымиинеэффективными.Персоналтакихфирмформируетсяизотдельныхталантливыхисследователей,ионполучаетдоступкнаучно-техническойинформациифирмы-учредителя,пользуетсяеголабораторнойиопытно-промышленнойбазой.Вкачествеучастниковтакихфирммогутиспользоватьсяуниверситеты,институты,правительственныеведомства.Всеэтоприводиткзначительнойконцентрациинаучно-техническогопотенциалаподаннойнаучно-техническойпроблеме.

ВосновепостроениясистемыхозяйственныхсвязейвАПКлежатследующиепринципы:

1.Добровольность.Решениеовступлениипредприятийиорганизацийвагропромышленноеформированиедолжнопроисходитьнапринципахнепринужденной,аубежденнойдобровольности.

2.Адаптивностьиорганизационнаярефлективность.Партнерыпохозяйственнымсвязямдолжныуметьреагироватьиманеврироватьнаправовомполесредиразнообразныхнормипринциповгражданскогоиналоговогозаконодательств.

3.Этапность.Необходимпереходотпростыхксложнымформаморганизациихозяйственныхсвязей,отгоризонтальныхструктурквертикальным,отпроизводственныхкпроизводственно-торговым.

4.Целостностьикомплексность.Должнабытьчеткаясогласованностьмеждувсемизвеньями(участниками)хозяйственныхсвязей.Вцеляхсбалансированностиресурсногообеспечениятребуетсясоблюдатьтерриториальнуюитехнологическуюкомплексность.

5.Поддержкаисодействиесостороныоргановуправления.Эффективностьформированияхозяйственныхсвязейвзначительноймереобусловленахарактеромвзаимоотношенийруководителейпредприятий-срайоннымииобластнымиорганамиуправления.

6.Выбор«ведущегозвена»-интегратораиподдержаниесвязи.Втакойролиможетвыступатьэкономическикрепкоепредприятиесустойчивымпроизводственнымпотенциалом.

7.Оптимальностьразмеров.Преимуществакрупноготоварногопроизводствапозволяютдобитьсядополнительногоэффектаипроявляютсянарынкахсбытапродукции.

УстановлениехозяйственныхсвязейвАПКэтосложныйкомплексныйпроцесс,которыйможноразделитьнанесколькоэтапов:установление,оформление,функционирование.Вконечномсчёте,хозяйственныесвязипредопределяютэкономическуюэффективностьвзаимодействияхозяйствующихсубъектоввпроцессереализацииихкоммерческихинтересов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...