Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КонкуренцияиконкурентоспособностьпредприятийАПКвсистемекоммерческихотношений.




Неотъемлемымэлементомрыночныхотношенийявляетсяконкуренция,представляющаясобойэкономическоесоперничество,борьбузанаиболеевыгодныеусловияпроизводстваисбытапродукции,получениеболеевысокойприбыли.ПредприятиямАПКнеобходимоосуществлятьпроизводственно-коммерческуюдеятельностьиорганизовыватьхозяйственныесвязисучётомтребованийконкурентнойборьбы.

Спонятиемконкурентнойборьбытесносвязанотакоепонятиекакконкурентоспособность,т.е.способностьэффективноосуществлятьсвоюхозяйственнуюдеятельностьвусловияхрыночныхотношений.Конкурентоспособностькакэкономическаякатегорияможетрассматриватьсянанесколькихуровнях:страны,региона,отрасли,предприятия,товара(продукции–отраслипредприятия),используемыхресурсов.

Объекты,обладающиеконкурентоспособностью,можноразбитьначетырегруппы:

• товары,

• предприятия(какпроизводителитоваров),

• отрасли(каксовокупностипредприятий,предлагающийтоварыилиуслуги),

• регионы(районы,области,страныилиихгруппы).

Всвязисэтимпринятоговоритьотакихеёвидахкак:

• Национальнаяконкурентоспособность

• Конкурентоспособностьтовара

• Конкурентоспособностьпредприятия

Национальнаяконкурентоспособность(англ.NationalCompetitiveness)–многозначныйтермин,которыйчащевсегообозначает:

1. способностьстраныдобитьсявысокихтемповэкономическогороста,которыебылибыустойчивывсреднесрочнойперспективе;

2. уровеньпроизводительностифакторовпроизводствавданнойстране;

3. способностькомпанийданнойстраныуспешноконкурироватьнатехилииныхмеждународныхрынках.

Конкурентоспособностьтовара–способностьпродукциибытьболеепривлекательнойдляпокупателяпосравнениюсдругимиизделиямианалогичноговидаиназначения,благодарялучшемусоответствиюсвоихкачественныхистоимостныххарактеристикктребованиямданногорынкаипотребительскимоценкам.

Конкурентоспособностьпредприятия–этоегосвойство,характеризующеесястепеньюреальногоилипотенциальногоудовлетворенияимконкретнойпотребностипосравнениюсаналогичнымиобъектами,представленныминаданномрынке.Конкурентоспособностьопределяетспособностьвыдерживатьконкуренциювсравнениисаналогичнымиобъектаминаданномрынке.

Крометого,принципиальноможновыделитьчетыретипасубъектов,оценивающихконкурентоспособностьтехилииныхобъектов:

• потребители,

• производители,

• инвесторы,

• государство.

Конкурентоспособностьтоварапотребительоцениваетсточкизрениясвоихпотребностейиполнотыихудовлетворения.Обладаяограниченнымивозможностями(нетолькофинансовыми,посколькусампроцесспотребленияобусловленнекоторой«технологией»,аследовательно–и«производительностью»),потребительстремитсямаксимизироватьстепеньсвоейобщейудовлетворенности.

Конкурентоспособностьпредприятияоцениваетсяпотребителемсточкизренияположенияпредприятиянарынке(известное/неизвестное;давнолиработает;какуюдолюрынказанимает;какиегарантиидает;какаястепеньдоверияпредприятиюудругихпотребителей,какиеотзывыокачествеегопродукции).

Конкурентоспособностьотраслиоцениваетсяпотребителемсточкизренияприоритетностиегособственныхпотребностей,подлежащихудовлетворению.Так,получивгодовуюпремию,употребителя(частноелицо)можетвозникнутьвыбор,чтокупитьнаэтиденьги–новуюмебельнакухню,новуюстиральнуюмашинуилипутевкувэкзотическуюстрану:вэтотмоментнаблюдаетсямежотраслеваяконкуренция.Кактолькопотребителемотдаетсяприоритетконкретнойотрасли,конкуренциясточкизренияпотребителяпереходитвплоскостьконкуренциипредприятий,азатемитоваров.Вразличныхэкономическихусловиях(уровеньдоходов,уровеньцен,ожиданияит.п.)уровеньконкурентоспособностиотраслей(припрочихравных)окажетсяразличным.Проявитсяэто,преждевсего,вразличияхвэластичностиспросанапродукцию(товары,работы,услуги)различныхотраслей.

Конкурентоспособностьстранысточкизренияпотребителяоцениваетсякакуровенькачестважизни,которыйобеспечиваетсяпотребителю.

Такимобразом,потребительоцениваетконкурентоспособностьлюбыхобъектовсточкизрениястепениудовлетворениясвоихпотребностейиуровняихзначимости(болеезначимыепотребностидолжныбытьудовлетвореныраньше,чемменеезначимые).

Производительоцениваеттоварсточкизрениясуммыприбыли,которуютотможетпринести.Соднойстороны,эторентабельность,однаковотрасляхсбыстройоборачиваемостьюактивов(например–торговля)можнополучитьгораздобольшуюприбыльзасчетснижениярентабельностипродаж,ноувеличенияоборачиваемоститоваров.Предприятияпроизводительоцениваеткаксвоихконкурентов,поэтомуважнейшимихарактеристикамидлянегоявляютсясоотношениеценыикачествавыпускаемойпродукции,соответствиепоследнейтехническим,экологическимипрочимнормамистандартам.Отрасльпроизводительоцениваетсточкизрениярамочныхусловийисвоегоположениянарынке.Сэтихпозицийоцениваютсясреднийуровеньрентабельности,целесообразностьработывотраслииливыходаизнеё.Странупроизводительоцениваетсточкизренияналичиянеобходимыхемуресурсов,ихкачестваидоступности(физическойиэкономической).

Инвестороцениваетэффективностьсвоихвложений(каксвершившихся,такипотенциальных),поэтомуважнейшимихарактеристикамитоварасточкизренияинвестораявляютсяеговостребованностьиуровеньрентабельностипродаж(инвестораинтересуютнестолькоединичныесделкисвысокодоходнымитоварами,сколькомассовыепродажи,приносящиедоходбольшетойсуммы,которуюинвестормогбыполучить,вложивсвоисредствавдругоепроизводство).Конкурентоспособностьпредприятияозначаетдляинвесторанетолькорентабельностьпредприятиякакцельнойсистемы,ноиегоэкономическоеположение,финансоваяустойчивость(высокийуровеньрентабельностиможетбытьдостигнутпутемсовершениявысокодоходных,носпекулятивныхсделок,имеющийнедопустимовысокийуровеньриска).Соответственно,странуилирегионинвестороцениваеткакплощадку,накоторойможно(илинестоит)строитьсвойбизнес;важнейшимпоказателемконкурентоспособностистраны(региона)являетсяинвестиционныйклимат.

Государствооцениваетконкурентоспособностьтоварасточкизренияеговостребованностиисоциальнойзначимости.Еслиотечественныйтоварявляетсясоциальнозначимым,ноонстоитзначительнодорожеимпортного,государствоможетповлиятьнаэтуситуацию,применивлибосубсидииидотацииотечественномупроизводителю,либоквотыитаможенныебарьерыкзарубежнымпоставщикам.Предприятияоцениваютсягосударствомсточкизренияихроливэкономике:насколькопродукцияпредприятиявостребованаизначима,каковыобъемыпродаж.Чемвышеуровеньэтихпоказателей,темпредприятиесточкизрениягосударстваболееконкурентоспособно.Отрасльоцениваетсягосударствомтакжеспозицийвостребованностипроизводимойейпродукции,объемовпродажизначимостидляэкономикипродукциииотрасливцелом.Конкурентоспособностьстраныможетбытьоцененагосударствомсточкизренияэффективностииспользованияресурсов(сучетомихкачества),атакжеспозициипоказателейплатежногобалансастраны:еслибалансположительный,тострана(аследовательно–отрасли,предприятия,продукция)конкурентоспособна,иначе–нет.

Сточкизренияорганизациикоммерческойдеятельностиоценкуконкурентоспособностипредприятияможноосуществлятьнаосновеследующихпоказателей.

ПОКАЗАТЕЛИ
Эффективности управления производственным процессом: - издержки производства на единицу продукции - производительность труда - фондоотдача - рентабельность товара
Финансового положение предприятия: - коэффициент автономии - коэффициент платежеспособности - коэффициент абсолютной ликвидности - коэффициент оборачиваемости оборотных средств
Эффективности организации сбыта и продвижения товара: - рентабельность продаж - коэффициент затоваренности готовой продукцией - коэффициент загрузки производственных мощностей - коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта
Конкурентоспособности товара: - цена - качество

Рис.2.1.Показателиоценкиконкурентоспособности.

 

Конкурентоспособностьотраслейможнооценитьсоотношениемценыикачества:

Кт=К/Ц,

гдеКт–показательконкурентоспособноститовара,

К–качествопродукции,определенноечерезсортность,

Ц–ценапродукцииопределенногосорта.

Конкурентоспособностьтовараилииногообъектапонятиеотносительное,тоестьонемможноговоритьтолькоприсравнениисдругимобъектом.Поэтомуприрасчетепоказателейконкурентоспособноститоваравкачествесравниваемогообъектаобычноберутилитовар-аналог(прямойметод),илиобразец(косвенныйметод),которыйужепользуетсяспросом.Затемэтипоказателисобираютсяводининтегрированныйпоказатель,которыйпосмыслуотражаетразличиевпотребительскомэффекте,приходящемсянаединицузатратпотребителя,наихприобретениеииспользование.

Такимобразом,определениеконкурентоспособностиявляетсянеотъемлемымэлементоманализаипланированиякоммерческойдеятельностисубъектовхозяйствованиявАПК.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...