Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КонкуренцияиконкурентоспособностьпредприятийАПКвсистемекоммерческихотношений.
Неотъемлемымэлементомрыночныхотношенийявляетсяконкуренция,представляющаясобойэкономическоесоперничество,борьбузанаиболеевыгодныеусловияпроизводстваисбытапродукции,получениеболеевысокойприбыли.ПредприятиямАПКнеобходимоосуществлятьпроизводственно-коммерческуюдеятельностьиорганизовыватьхозяйственныесвязисучётомтребованийконкурентнойборьбы. Спонятиемконкурентнойборьбытесносвязанотакоепонятиекакконкурентоспособность,т.е.способностьэффективноосуществлятьсвоюхозяйственнуюдеятельностьвусловияхрыночныхотношений.Конкурентоспособностькакэкономическаякатегорияможетрассматриватьсянанесколькихуровнях:страны,региона,отрасли,предприятия,товара(продукции–отраслипредприятия),используемыхресурсов. Объекты,обладающиеконкурентоспособностью,можноразбитьначетырегруппы: • товары, • предприятия(какпроизводителитоваров), • отрасли(каксовокупностипредприятий,предлагающийтоварыилиуслуги), • регионы(районы,области,страныилиихгруппы). Всвязисэтимпринятоговоритьотакихеёвидахкак: • Национальнаяконкурентоспособность • Конкурентоспособностьтовара • Конкурентоспособностьпредприятия Национальнаяконкурентоспособность(англ.NationalCompetitiveness)–многозначныйтермин,которыйчащевсегообозначает: 1. способностьстраныдобитьсявысокихтемповэкономическогороста,которыебылибыустойчивывсреднесрочнойперспективе; 2. уровеньпроизводительностифакторовпроизводствавданнойстране; 3. способностькомпанийданнойстраныуспешноконкурироватьнатехилииныхмеждународныхрынках. Конкурентоспособностьтовара–способностьпродукциибытьболеепривлекательнойдляпокупателяпосравнениюсдругимиизделиямианалогичноговидаиназначения,благодарялучшемусоответствиюсвоихкачественныхистоимостныххарактеристикктребованиямданногорынкаипотребительскимоценкам. Конкурентоспособностьпредприятия–этоегосвойство,характеризующеесястепеньюреальногоилипотенциальногоудовлетворенияимконкретнойпотребностипосравнениюсаналогичнымиобъектами,представленныминаданномрынке.Конкурентоспособностьопределяетспособностьвыдерживатьконкуренциювсравнениисаналогичнымиобъектаминаданномрынке. Крометого,принципиальноможновыделитьчетыретипасубъектов,оценивающихконкурентоспособностьтехилииныхобъектов: • потребители, • производители, • инвесторы, • государство. Конкурентоспособностьтоварапотребительоцениваетсточкизрениясвоихпотребностейиполнотыихудовлетворения.Обладаяограниченнымивозможностями(нетолькофинансовыми,посколькусампроцесспотребленияобусловленнекоторой«технологией»,аследовательно–и«производительностью»),потребительстремитсямаксимизироватьстепеньсвоейобщейудовлетворенности. Конкурентоспособностьпредприятияоцениваетсяпотребителемсточкизренияположенияпредприятиянарынке(известное/неизвестное;давнолиработает;какуюдолюрынказанимает;какиегарантиидает;какаястепеньдоверияпредприятиюудругихпотребителей,какиеотзывыокачествеегопродукции). Конкурентоспособностьотраслиоцениваетсяпотребителемсточкизренияприоритетностиегособственныхпотребностей,подлежащихудовлетворению.Так,получивгодовуюпремию,употребителя(частноелицо)можетвозникнутьвыбор,чтокупитьнаэтиденьги–новуюмебельнакухню,новуюстиральнуюмашинуилипутевкувэкзотическуюстрану:вэтотмоментнаблюдаетсямежотраслеваяконкуренция.Кактолькопотребителемотдаетсяприоритетконкретнойотрасли,конкуренциясточкизренияпотребителяпереходитвплоскостьконкуренциипредприятий,азатемитоваров.Вразличныхэкономическихусловиях(уровеньдоходов,уровеньцен,ожиданияит.п.)уровеньконкурентоспособностиотраслей(припрочихравных)окажетсяразличным.Проявитсяэто,преждевсего,вразличияхвэластичностиспросанапродукцию(товары,работы,услуги)различныхотраслей. Конкурентоспособностьстранысточкизренияпотребителяоцениваетсякакуровенькачестважизни,которыйобеспечиваетсяпотребителю. Такимобразом,потребительоцениваетконкурентоспособностьлюбыхобъектовсточкизрениястепениудовлетворениясвоихпотребностейиуровняихзначимости(болеезначимыепотребностидолжныбытьудовлетвореныраньше,чемменеезначимые). Производительоцениваеттоварсточкизрениясуммыприбыли,которуютотможетпринести.Соднойстороны,эторентабельность,однаковотрасляхсбыстройоборачиваемостьюактивов(например–торговля)можнополучитьгораздобольшуюприбыльзасчетснижениярентабельностипродаж,ноувеличенияоборачиваемоститоваров.Предприятияпроизводительоцениваеткаксвоихконкурентов,поэтомуважнейшимихарактеристикамидлянегоявляютсясоотношениеценыикачествавыпускаемойпродукции,соответствиепоследнейтехническим,экологическимипрочимнормамистандартам.Отрасльпроизводительоцениваетсточкизрениярамочныхусловийисвоегоположениянарынке.Сэтихпозицийоцениваютсясреднийуровеньрентабельности,целесообразностьработывотраслииливыходаизнеё.Странупроизводительоцениваетсточкизренияналичиянеобходимыхемуресурсов,ихкачестваидоступности(физическойиэкономической). Инвестороцениваетэффективностьсвоихвложений(каксвершившихся,такипотенциальных),поэтомуважнейшимихарактеристикамитоварасточкизренияинвестораявляютсяеговостребованностьиуровеньрентабельностипродаж(инвестораинтересуютнестолькоединичныесделкисвысокодоходнымитоварами,сколькомассовыепродажи,приносящиедоходбольшетойсуммы,которуюинвестормогбыполучить,вложивсвоисредствавдругоепроизводство).Конкурентоспособностьпредприятияозначаетдляинвесторанетолькорентабельностьпредприятиякакцельнойсистемы,ноиегоэкономическоеположение,финансоваяустойчивость(высокийуровеньрентабельностиможетбытьдостигнутпутемсовершениявысокодоходных,носпекулятивныхсделок,имеющийнедопустимовысокийуровеньриска).Соответственно,странуилирегионинвестороцениваеткакплощадку,накоторойможно(илинестоит)строитьсвойбизнес;важнейшимпоказателемконкурентоспособностистраны(региона)являетсяинвестиционныйклимат. Государствооцениваетконкурентоспособностьтоварасточкизренияеговостребованностиисоциальнойзначимости.Еслиотечественныйтоварявляетсясоциальнозначимым,ноонстоитзначительнодорожеимпортного,государствоможетповлиятьнаэтуситуацию,применивлибосубсидииидотацииотечественномупроизводителю,либоквотыитаможенныебарьерыкзарубежнымпоставщикам.Предприятияоцениваютсягосударствомсточкизренияихроливэкономике:насколькопродукцияпредприятиявостребованаизначима,каковыобъемыпродаж.Чемвышеуровеньэтихпоказателей,темпредприятиесточкизрениягосударстваболееконкурентоспособно.Отрасльоцениваетсягосударствомтакжеспозицийвостребованностипроизводимойейпродукции,объемовпродажизначимостидляэкономикипродукциииотрасливцелом.Конкурентоспособностьстраныможетбытьоцененагосударствомсточкизренияэффективностииспользованияресурсов(сучетомихкачества),атакжеспозициипоказателейплатежногобалансастраны:еслибалансположительный,тострана(аследовательно–отрасли,предприятия,продукция)конкурентоспособна,иначе–нет. Сточкизренияорганизациикоммерческойдеятельностиоценкуконкурентоспособностипредприятияможноосуществлятьнаосновеследующихпоказателей.
Рис.2.1.Показателиоценкиконкурентоспособности.
Конкурентоспособностьотраслейможнооценитьсоотношениемценыикачества: Кт=К/Ц, гдеКт–показательконкурентоспособноститовара, К–качествопродукции,определенноечерезсортность, Ц–ценапродукцииопределенногосорта. Конкурентоспособностьтовараилииногообъектапонятиеотносительное,тоестьонемможноговоритьтолькоприсравнениисдругимобъектом.Поэтомуприрасчетепоказателейконкурентоспособноститоваравкачествесравниваемогообъектаобычноберутилитовар-аналог(прямойметод),илиобразец(косвенныйметод),которыйужепользуетсяспросом.Затемэтипоказателисобираютсяводининтегрированныйпоказатель,которыйпосмыслуотражаетразличиевпотребительскомэффекте,приходящемсянаединицузатратпотребителя,наихприобретениеииспользование. Такимобразом,определениеконкурентоспособностиявляетсянеотъемлемымэлементоманализаипланированиякоммерческойдеятельностисубъектовхозяйствованиявАПК.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |