Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Используемые на занятиях интерактивные формы и методы
№ п/п
| Тема
| Используемые интерактивные формы и методы
| 1
| Тема 1.
| Лекция: дискуссия
Практическое занятие: мозговой штурм.
| 2
| Тема 2.
| Практические занятия: метод проектов, мозговой штурм.
| 3
| Тема 3.
| Лекция: дискуссия.
| 4
| Тема 4.
| Лекция: дискуссия.
Практическое занятие: метод проектов.
| 5
| Тема 5.
| Лекция: дискуссия.
Практическое занятие: мозговой штурм.
| 6
| Тема 6.
| Практическое занятие: работа в малых группах.
| 7
| Тема 7.
| Лекция: дискуссия.
Практическое занятие: метод проектов.
| 8
| Тема 8
| Лекция: дискуссия.
Практические занятия: работа в малых группах, мозговой штурм.
| 9
| Тема 9.
| Практическое занятие: работа в малых группах.
| 10
| Тема 10.
| Практические занятия: метод проектов, мозговой штурм.
| 11
| Тема 11.
| Лекция: дискуссия.
Практические занятия: работа в малых группах, мозговой штурм.
|
Тематика самостоятельных, курсовых, контрольных работ и
рефератов
Тематика самостоятельных работ
№ п/п
| Тема
| Тематика самостоятельных работ
| 1
| Тема 1.
| 1. Точки зрения современных ученых на смену научных парадигм.
2. Лингвистическая эпистомология.
3. Триада: «традиция – модерн – постмодерн» в истории развития науки о языке.
4. Российская школа когнитологии.
5. Инновационные направления в современной лингвистике.
6. Гендерная лингвистика.
| 2
| Тема 2.
| 1. Порождающая семантика.
2. Падежная грамматика.
3. Современные методы исследования семантики.
4. Понятие семы, виды сем, наносемы и наносмыслы (по Ж. Вардзелашвили).
5. Векторный анализ в психосистематике Г. Гийома.
6. Функционально-семантическая категория.
7. Виды моделей и моделирование в языке.
8. Квантитативные методы в современной лингвистике.
| 3
| Тема 3.
| 1. Китайская лингвистическая традиция.
2. Индийская лингвистическая традиция.
3. Арабская лингвистическая традиция.
4. Японская лингвистическая традиция.
5. Иранская лингвистическая традиция.
6. Индийская и греко-римская традиция.
7. Особенности арабского языкознания: специфика и преемственность.
8. Влияние неоплатонизма на философию языка А.Ф. Лосева.
| 4.
| Тема 4.
| 1. Диалог Платона «Кратил» и теория именования
в Древней Греции.
2. Платон и Аристотель
как основоположники грамматического искусства. 3.Теории частей речи в Древней Греции.
4. Вклад стоиков в развитие грамматической теории.
5. Александрийская школа и ее представители.
6. Римские грамматисты и влияние греческой языковедческой традиции на их взгляды.
7. Патристика и языковедение как часть теологии.
8. Св. Августин Блаженный и его понимание знака.
| 5.
| Тема 5.
| 1. Схоластический характер средневековой науки.
2. Роль латинского языка в культуре средневековья.
3. Спекулятивная грамматика и модисты.
4. Универсальная грамматика Ф. Санчеса «Минерва». 5. Универсальная грамматика Пор-Рояля А. Арно и К. Лансло.
6. Развитие идей универсальных грамматик: грамматики Д. Хэрриса и Э. Кондильяка.
7. Идея универсальной грамматики: от Ф. Санчеса до Л. Ельмслева.
8. Проблема референции: от модистов до современной прагматики.
9. Г. Гийом как последний великий модист.
| 6.
| Тема 6.
| 1. Идея всеобщего философского языка.
2. Идея «философского» языка (Бэкон, Гоббс, Декарт, Лейбниц) и создание искусственных языков.
3. Предпосылки сравнительно-исторического языкознания: проблемы сравнения языков.
4. Идеи историзма в развитии языка.
5. «Исследование о происхождении языка» И. Г. Гердера.
6. Романтическое направление в языкознании
| 7
| Тема 7.
| 1. Идея родства языков.
2. Работы сравнительно-исторического и теоретического характера в России.
3. Начальный период сравнительно-исторического языкознания.
4. Идея языкового развития.
4. Франц Бопп, значение санскрита, структура слова: корень и флексия, теория агглютинации.
5. Расмус Раск, роль языка в истории народа, лексика и грамматика в процессе сравнения языков, роль корня, первое передвижение согласных.
6. Якоб Гримм как создатель исторической грамматики, язык и диалекты, аблаут, первое и второе передвижение согласных.
7. Языковедческая деятельность А.Х. Востокова, понятие общеславянского языка и его периодизация.
8. Открытие сравнительно-исторического метода.
9. Концепция языка В. Фон Гумбольдта: язык в развитии человека, язык и мышление, язык и дух народа, понятие внутренней формы, классификация языков.
| 8.
| Тема 8.
| 1. 1. А. Шлейхер как компаративист и его родословное дерево языков.
2. 2. Г. Штейнталь: язык как психологический феномен, аспекты языка, понятие психологии народа.
3. 3. В. Вундт, социальный характер языка, предложение как основная единица языка.
4. 3. А.А. Потебня, язык и психология, внутренняя форма слова, ближайшее и дальнейшее значение.
5. 4. Г. Остгоф и К. Бругман, новые задачи языкознания, причины звуковых изменений.
6. 5. Г. Пауль, индивидуальный характер языка, понятие узуса, понятие предложения.
7. 6. Б. Дельбрюк, фонетические законы, аналогия.
8. 7. В.Д. Уитни, его роль в становлении и «закате» младограмматизма.
8. Г. Шухардт и его школа слов и вещей.
9. Неолингвистика, граница между языками, смешение языков, языковые союзы.
| 9.
| Тема 9.
| 1. Московская школа, задачи языкознания, формальные и материальные значения.
2. Казанская школа, физические и психические аспекты языка, научное исследование языка.
3. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики.
4. Основные положения лингвистической теории Ф. де Соссюра: язык как предмет лингвистики, язык и речь, языковой знак и его свойства, синхрония и диахрония.
| 10.
| Тема 10.
| 1. А. Мейе, общественный характер языка, понятие праязыка.
2. Ж. Вандриес, язык и языки, родство языков, прогресс в языке.
3. Женевская школа: Ш. Балли, А. Сеше, С.О. Карцевский.
4. Общие положения структурализма.
5. Пражский структурализм – функциональная лингвистика.
6. Н.С. Трубецкой и его учение о фонеме, типы оппозиций.
7. Метод оппозиций в грамматике.
8. Актуальное членение предложения.
9. Датский структурализм – дедуктивная теория.
10. Л. Блумфилд и его учение, методы анализа: сегмента ция, дистрибуция, объединение в классы.
11. Грамматика непосредственно-составляющих: два направления «менталисты» и «механицисты».
12. Английский структурализм – основные задачи исследования, уровневый анализ значения.
| 11.
| Тема 11.
| 1. Психологическое направление в языкознании и психололингвистика.
2. Возникновение и периодизация психолингвистики. Предмет, материал и метод.
3. Грамматика текста, основные категории текста, типы и средства связи в тексте.
4. Семантика слова, значение и смысл, семантический треугольник.
5. Значение и смысл предложения.
6. Прагматика. Речевые акты: локуция, иллокуция, перлокуция.
7. Зарубежные школы когнитивной лингвистики.
8. Отечественная школа когнитивной лингвистики.
9. Неогумбольдтианство и этнолингвистика.
10 Функциональное направление в грамматике. 11.Падежная грамматика.
|
|