Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Компетенции, формируемые у обучающегося в процессе освоения дисциплины




ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ

КОММУНИКАЦИИ

 

 

«Согласовано» «Утверждаю»
Декан факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Начальник Управления образовательных программ
________д.п.н. доц.И.Ю. Иеронова   _________к.ю.н. Д.Г.Житиневич
«____»___________ 2010 г. «____»_____________ 2010 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

«Общее языкознание и история лингвистических учений»

Курс

 

Направление подготовки: 035700.68 Лингвистика

Профиль: Перевод и переводоведение

 

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Калининград

2010



Лист согласования

Составитель:зав. кафедрой теории языка и межкультурной коммуникации, к.ф.н., д.п.н. доцент Иеронова Ирина Юрьевна.

 

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории языка и межкультурной коммуникации.

Протокол №____от «____»__________ 2010 г.

Зав. кафедрой: __________д.п.н., доц. Иеронова И.Ю.

 

Рабочая программа одобрена учебно-методическим советом факультета лингвистики и межкультурной коммуникации.

Протокол № _____ от «____»_______________2010 г.

 

Председатель учебно-методического совета _________к.п.н., доц. Локша О.М.

 

Ведущий менеджер ООП

факультета лингвистики и межкультурной коммуникации ______________ к.п.н., доц. Прозорова М.И.

 


 


Содержание рабочей программы учебной дисциплины

«Общее языкознание и история лингвистических учений»

1. Пояснительная записка

2. Тематический план

3. Содержание учебной дисциплины

4. Тематика самостоятельных, курсовых, контрольных работ и рефератов

5. Система оценки результатов освоения дисциплины

Промежуточный контроль

Критерии оценки знаний на этапе промежуточного контроля

Итоговый контроль

Вопросы для итогового контроля

Критерии оценки знаний на этапе итогового контроля

6. Список основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсы



Пояснительная записка

 

Место дисциплины в основной образовательной программе

Курс «Общее языкознание и история лингвистических учений» является дисциплиной базовой части  общепрофессионального цикла. Дисциплина предназначена для студентов 1 курса направления Лингвистика 035700.68, профиль «Перевод и переводоведение». 

 Дисциплина содействует формированию у обучающихся профессиональных компетенций (ПК), определенных основной образовательной программой по вышеуказанному направлению подготовки, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

 

Требования к начальной подготовке студентов

Для успешного усвоения программы дисциплины необходимы приобретенные знания и умения из курсов «Введение в языкознание», «Древние языки и культуры», «Практический курс первого иностранного языка», «Практический курс второго иностранного языка», «Русский язык и культура речи», «Философия»,  «Теоретическая фонетика», «Лексикология», «Теоретическая грамматика», «Стилистика», «Основы теории второго иностранного языка», «Общее языкознание» учебного плана по направлению подготовки бакалавра 035700.62, а также знания и умения из курса «История и методология науки» учебного плана по направлению подготовки магистра 035700.68.

Цель и задачи освоения дисциплины

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов профессионально значимых компетенций, что предполагает обобщение, расширение и дальнейшее углубление всех тех теоретических сведений о человеческом языке вообще, которые были получены и усвоены студентами при изучении дисциплин общего и частного характера о языке, а также ознакомление с теориями, концепциями и методологией выдающихся отечественных и зарубежных лингвистов, внесших большой вклад в развитие современной научной парадигмы о языке.

Задачамикурса являются:

§ систематизация всего пройденного материала по теории языка и определение места языкознания в системе научного знания о человеке с учетом новой научной парадигмы ХХI века;

§ дальнейшее исследование связи языка и мышления в свете последних достижений когнитивной лингвистики;

§ представление истории языкознания в ее периодизации и систематизации лингвистических идей и практических достижений;

§ ознакомление с трудами ведущих представителей различных лингвистических школ и направлений;

§ формирование умения интерпретировать языковые факты в свете теорий традиционного и современного языкознания;

§ развитие у студентов способности к сознательному изучению и сопоставлению различных языковых фактов, теорий, концепций;

§ формирование у обучающихся собственных лингвистических взглядов в отношении к научным школам, течениям, направлениям;

§ формирование  интереса к историографическим и эпистемологическим исследованиям в лингвистике;

§ формирование умения соотносить собственное научное исследование с проблематикой общего языкознания, истории языкознания и философии (философии языка);

§  формирование у обучающихся навыков самостоятельного поиска информации и изучения учебной и научной литературы;

§ овладение знаниями, умениями и навыками, представляющими собой теоретическую и практическую базу для проведения собственного научного исследования и написания магистерской диссертации.

Компетенции, формируемые у обучающегося в процессе освоения дисциплины

№ п/п Код компетенции Содержание компетенции
1 ПК - 1 Владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных явлений и закономерностей функционирования изучаемых иностранных языков, их функциональных разновидностей.
2 ПК - 2 Владеет системой знаний о ценностях и представлениях, присущих культурам стран изучаемых иностранных языков, теоретическими и эмпирическими знаниями в области межкультурной коммуникации, знанием основных различий концептуальной и языковой картин мира носителей русского и изучаемых языков.
3. ПК - 6 Имеет представление о специфике иноязычной научной картины мира, основных особенностях научного дискурса в русском и изучаемых иностранных языках.
6 ПК-22   Владеет методами когнитивного и формального моделирования естественного языка и методами создания метаязыков.
7 ПК - 23 Владеет современными методиками сбора, хранения и представления баз данных и знаний в интеллектуальных системах различного назначения с учетом достижений корпусной лингвистики.
8 ПК- 31 Владеет современной научной парадигмой, имеет системное представление о динамике развития избранной области научной и профессиональной деятельности.
9 ПК - 32 Умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики для решения профессиональных задач.
10 ПК - 33 Владеет знанием методологических принципов и методических приемов научной деятельности.
11 ПК - 34 Умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач.
12 ПК- 35 Умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности.
13 ПК - 36 Владеет современной информационной и библиографической культурой.
14 ПК - 38 Владеет способностью определять явления и процессы, необходимые для иллюстрации и подтверждения теоретических выводов проводимого исследования.
15 ПК - 39 Умеет применять современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных.
16 ПК - 41 Владеет приемами составления и оформления научной документации (диссертаций, отчетов, обзоров, рефератов, аннотаций, докладов, статей), библиографии и ссылок.
17 ПК - 42 Владеет способностью формировать представление о научной картине мира.
18 ПК - 43 Владеет способностью самостоятельно приобретать и использовать в исследовательской и практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность.
19 ПК - 45 Владеет способностью использовать в познавательной и исследовательской деятельности знание теоретических основ и практических методик решения профессиональных задач.
20 ПК - 46 Владеет способностью самостоятельно разрабатывать актуальную проблему, имеющую теоретическую и практическую значимость.
21 ПК - 47 Подготовлен к обучению в аспирантуре по избранному и смежным профилям обучения.

 

Тематический план

Темы

Количество часов

Всего

в том числе

Лекции Практ. занятия Сам. раб.
Тема 1. Научная парадигма в лингвистике как результат выделения определенных свойств языка. Смена научных парадигм в истории лингвистики. 8 2   2 4
Тема 2. Методологическая база современного языкознания: методы, технические приемы и процедуры. 8 - 4 4
Тема 3.  Лингвистическое знание в культурах древнего и средневекового востока. 6 2 - 4
Тема 4.  Греко-римская языковедческая традиция как фундамент европейского языкознания. 8 2 2 4
Тема 5. Проблемы языка в средневековом мире. 8 2 2 4
Тема 6. Европейское языкознание 16—18 вв. 6 - 2 4
Тема 7. Европейское языкознание первой половины 19 в. 10 2 2 6
Тема 8.  Европейское языкознание второй половины 19 в. 14 2 4 8
Тема 9. Формирование основ языкознания в 20 в. 10 - 2 8
Тема 10.Основные лингвистические школы и направления, сформировавшиеся в первой половине 20 в. 8 - 4 4
Тема 11.Некоторые направления и школы в языкознании последних десятилетий 20 в. Становление новой парадигмы в языкознании в начале 21 в. 18 2 4 12
Итого часов 104 14 28 62
КСР 4      
Зачет        
Экзамен       36

Итого по дисциплине










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...