Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тематика практических занятий




№ п/п Тема Содержание темы занятия
1 Тема 1.     Вопросы к семинару (2 ч.): 1. Раскройте понятие «парадигмы». 2. Что предполагает смена научных парадигм в истории науки? 3. Назовите научные парадигмы, выделяемые традиционно в языкознании. 4. Раскройте сущность языка через его образы. 5. На какой период времени приходится собственно история языкознания?
2 Тема 2. Вопросы к семинарам (4 ч.): 1. Метод коммутаций как принцип определения релевантных свойств звуковой и семантической субстанции. 2. Дистрибутивный анализ. Понятие дистрибуции и ее модели. 3. Трансформационный метод. 4.Оппозитивно-компонентный метод в грамматике. 5.Контекстно-ситуативный метод. 6. Метод компонентного анализа. Семантический анализ. 7. Векторный метод Г. Гийома. 8. Квантитативные методы в лингвистике 20-21 вв. 9. Метод моделирования в современной лингвистике.
3 Тема 3. Практические занятия не предусмотрены.
4 Тема 4.  Вопросы к семинару (2 ч.): 1. Какое место занимал язык в системе научных знаний античности? 2. Какие проблемы решались в рамках теории номинации? 3. Какие системы письма явились прообразами последующих письменностей? 4. Как решался древнегреческими мыслителями вопрос о происхождении языка? 5.  Когда языкознание в Древней Греции становится самостоятельной наукой? 6.Какова роль патристики для развития языкознания?
5 Тема 5. Вопросы к семинару (2 ч.): 1. Охарактеризуйте филологическое знание периода раннего и позднего Средневековья и эпохи Возрождения. 2. Как проходило дальнейшее становление грамматики, риторики, поэтики, герменевтики, экзегетики? 3. Как освещались проблемы языка лингвистической теорией и историко-философской мыслью этого периода, в чем их суть? 4. Охарактеризуйте первые грамматики европейских литературных языков. В чем выразилось влияние латинского и церковнославянского языков на характер грамматического описания? 5. Какое место в схоластической науке 13-14 вв. занимает концепция модистов?
6 Тема 6. Вопросы к семинару (2 ч.): 1. Охарактеризуйте новые связи языкознания с философией. 2. Каково влияние логики на языкознание? В чем суть логико-универсалистской философии языка? 3. Как решалась проблема языка и мышления, происхождения и развития языка в работах мыслителей XVI–XVII вв. (Ф.Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.)? 4. Охарактеризуйте романтическое направление в языкознании.  Что Вы знаете о деятельности А.В. фон Шлегеля и Ф. фон Шлегеля? 5. Каких представителей логического направления в языкознании Вы знаете во Франции, Англии, Германии и России? 6. Почему И.Г. Гердера называют основателем принципа историзма и романтизма в языкознании?
7 Тема 7.   Вопросы к семинару (2 ч.): 1. Охарактеризуйте генетический и типологический подходы в языкознании этого периода. 2. Что Вы знаете о возникновении сравнительно-исторического метода? 3. Лингвистическая типология, ареальная лингвистика,  контрастивная лингвистика – в чем сходство и различие этих дисциплин (объект, предмет исследования, методы, цели и задачи)? 4. Какое место в истории языкознания занимает начальный период сравнительно-исторического языкознания? Какие сравнительные грамматики европейских языков Вы знаете, охарактеризуйте их? 5. В чем суть историко-философской концепции В.Гумбольдта? 6. Что есть в понимании В. фон Гумбольдта  внутренняя форма языка? Почему он считает, что язык это - деятельность и продукт деятельности? 7. Каковы основания типологической  классификации языков В.Гумбольдта?
8 Тема 8. Вопросы к семинарам (4 ч.): 1. Охарактеризуйте философские и естественно-научные истоки натуралистической (естественно-научной) концепции языка. 2. В чем выразилось перенесение А.Шлейхером положений натуралистической концепции языка в область индоевропейской компаративистики? 3. Каковы воззрения  Г. Штейнталя на механизм языкового мышления? 4. Охарактеризуйте основные положения философии языка А.А.Потебни. 5. Каковы методологические основания младограмматизма? 6. Почему «Принципы истории языка» Г. Пауля можно считать программным манифестом младограмматизма? 7. Какие два типа человеческого познания выделяют Б. Кроче и К. Фосслер? 8. Какова роль стилистики языка в концепции Фосслера? 9. Каковы основные цели и задачи неолингвистики или ареальной лингвистики, лингвистики языковых союзов? 10. В чем выразились успехи диалектологии в XIX – начале XX вв. Каковы предпосылки возникновения лингвистической географии? 11. В чем суть теории В.Пизани о возникновении общего индоевропейского языка и индоевропейских языков?
9 Тема 9.   Вопросы к семинару (2 ч.): 1. В чем заключается социально-психологический подход к интерпретации языковых явлений И.А. Бодуэна де Куртене и последователей Казанской школы? 2.  В чем заключаются основные особенности лингвистических взглядов представителей Московской школы? 3. Каковы  психологические основания синтаксической теории языка А.А.Шахматова? Как это отразилось в его учение о «психологической коммуникации» и предложении? 4. Каковы философские предпосылки и основные положения лингвистической концепции Ф. де Соссюра?
10 Тема 10. Вопросы к семинарам (4 ч.): 1. Каковы основные положения Женевской социологической школы. Каким образом представители этой школы развивали идеи Ф. де Соссюра? 2. Каковы основные положения Французской социологической школы? В чем заключаетсяразвитие идей Ф. де Соссюра  А. Мейе и его учениками? 3. Кого из основных представителей Петербургской школы Вы можете назвать, в чем состоят их научные идеи? 4. Перечислите основные характерные особенности структурно-функциональной парадигмы в языкознании XX в.? 5. Каково значение Л. Теньера и его структурного синтаксиса для разработки теории семантического синтаксиса? 6. Какова философская платформа копенгагенского структурализма?  7. В чем суть бихевиористского подхода к интерпретации речевой деятельности у Блумфилда и его последователей? 8. Каковы отправные понятия теории порождающей грамматики Н.Хомского, каковы ее  цели, ее эволюция и внутренние ограничения? 9. В чем заключается основная философская предпосылка Лондонской школы структурализма?
11 Тема 11. Вопросы к семинарам (4 ч.): 1. Охарактеризуйте генеративное (порождающее) языкознание. 2. Как развиваются современные исследования в области функциональной лингвистики? Назовите основных представителей этого направления. 3. Каковы основные этапы развития психолингвистики, какое влияние оказала на ее формирование теория информации, кибернетика, дескриптивная лингвистика, бихевиоризм? 4. Что изучает социолингвистика? Каковы ее цели, задачи и методы? 5. Каков вклад американских этнолингвистов (Б. Уорфа, Ф. Боаса, Э Сепира) в развитие языкознания? 6. В чем проявляется связь лингвистики текста с прагматикой, стилистикой, риторикой, психолингвистикой, теорией пресуппозиций, теорией актуального членения? 7. Какова роль языка в межкультурной  коммуникации? Как связаны язык и культура, как это отражается на формировании  «картины мира» народа? Можно ли утверждать, что с изучением неродного языка формируется «вторичная языковая личность? 8. Каковы основные предпосылки формирования когнитивной лингвистики как научного направления? 9. Охарактеризуйте основные школы когнитивной лингвистики в Европе, в США и в России. 10. За что критикуют когнитивную лингвистику?









Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...