Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и стадии производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах




Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах - это вид производства, осуществляемый с соблюдением предусмотренных законодательством процедур, деятельность уполномоченных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечению виновных к ответственности, а также возмещению причиненного государству в результате их совершения ущерба*(13).
Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах регламентируется определенными правовыми нормами, определяющими порядок, последовательность, содержание и итог конкретных процессуальных действий. Другими словами, правовые нормы определяют:
1) цели и принципы производства;
2) круг участников, их права и обязанности;
3) последовательность, стадии и сроки производства;
4) виды доказательств и условия их использования;
5) содержание и порядок оформления процессуальных документов;
6) виды, размеры и порядок применения мер процессуального обеспечения;
7) порядок возмещения процессуальных расходов.
Производство по делам о нарушениях налогового законодательства именно как правовой институт, регулируемый нормами налогового законодательства, в НК РФ не получил должного закрепления, вопросу правового регулирования производства по делам о налоговых правонарушениях посвящено всего две статьи:
1) статья 101 НК РФ "Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом";
2) статья 101.1 НК РФ "Производство по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами".
Как справедливо заметил А.В. Новиков, производство по делам о налоговых правонарушениях отличает наиболее лаконичная регламентация; отдельные процессуальные аспекты содержат разные положения НК РФ, однако цельной, логично взаимосвязанной системы правил производства по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах они не образуют*(14).
Поэтому в научной литературе вопрос о том, какими правовыми нормами регулируются положения о налоговом производстве, является достаточно дискуссионными.
Статьи 101 и 101.1 НК РФ, посвященные вопросам производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, помещены законодателем в гл. 14 "Налоговый контроль". В связи с этим ряд авторов относит производство по делу о налоговом правонарушении к одной из форм налогового контроля. Другие же считают, что налоговый контроль не относится к производству по делу о налоговом правонарушении, а представляет собой отдельное налогово-контрольное производство.
К сожалению, на основе действующего законодательства о налогах и сборах дать однозначный ответ на этот вопрос не представляется возможным. Мы поддерживаем точку зрения тех авторов, которые считают, что осуществление производства по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах должно происходить в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Говоря о налоговом производстве, нельзя не коснуться вопроса о стадиях производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Повторимся, что законодательством, регулирующим налоговое производство, определяется порядок совершения действий участниками налоговых отношений при разрешении конкретных дел, возникающих в связи с совершением налоговых правонарушений.
В научной литературе принято подразделять производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах на стадии. Стадия - совокупность процессуальных последовательно определенных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, сменяющих друг друга действий, объединенных частной целью судопроизводства. Каждая стадия последовательно сменяется другой и имеет свойственные только ей задачи, решение которых оформляется специальным процессуальным документом, после чего начинается следующая стадия.
Действующее законодательство дает основание различать следующие стадии налогового производства:
1) возбуждение производства;
2) рассмотрение дела по факту выявленного правонарушения;
3) пересмотр вынесенного решения;
4) исполнение решения о применении к правонарушителю мер ответственности.

Производство по делам о налоговых правонарушениях — это особый процессуальный порядок деятельности налоговых органов по выявлению, расследованию, пресечению и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, а также привлечению виновных к ответственности, возмещению государству причиненного в результате противоправных действий ущерба.

Задачами производства по делам о налоговых правонарушениях являются:

§ охрана финансовых интересов государства;

§ своевременное, полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

§ рассмотрение и разрешение дел в строгом соответствии с законодательством;

§ изобличение нарушителей и неотвратимое наказание виновных;

§ выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений;

§ предупреждение нарушений;

§ воспитание граждан в духе соблюдения законодательства о налогах и сборах;

§ укрепление законности в сфере налогообложения.

Производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется с соблюдением процедур, предусмотренных Налоговым кодексом и подразделяется на:

§ производство по делам о налоговых правонарушениях, совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

§ производство по делам о налоговых правонарушениях, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях различен в зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение (ст. 100.1 Налогового кодекса). Если налоговое правонарушение выявлено в ходе налоговой проверки (камеральной или выездной), то производство происходит в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса. Если же налоговое правонарушение установлено в ходе иных мероприятий налогового контроля, то производство по нему осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 Налогового кодекса.

Следует отметить, что такие налоговые правонарушения, как:

§ грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

§ неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 НК РФ);

§ невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123 НК РФ), могут быть обнаружены только в ходе налоговых проверок.

Производство по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок, содержит в себе ряд последовательных этапов:

1-й этап — представление налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки;

2-й этап рассмотрение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа акта налоговой проверки и других материалов проверки, в том числе возражений налогоплательщика;

3-й этап — принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;

4-й этап — вручение решения, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, налогоплательщику (его представителю);

5-й этап — направление налогоплательщику требования об уплате налога по результатам налоговой проверки.

Акт налоговой проверки является по существу первичным правоприменительным актом, с которого и начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (процесс производства по налоговому правонарушению).

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или иным способом.свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 Налогового кодекса).

При невозможности вручить акт налоговой проверки непосредственно налогоплательщику акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физического лица. Датой вручения акта налоговой проверки признается шестой лень, считая с даты отправки заказного письма.

Дата вручения акта налоговой проверки налогоплательщику является сроком, по которому исчисляется 15-ти дневной срок представления возражении по акту налоговой проверки (п. 6 ст. 100 IIK РФ). Налогоплательщик вправе вместе с возражениями по акту налоговой проверки представить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Принятие решения по результатам налоговой проверки осуществляется в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для направления возражений по акту налоговой проверки.

Согласно п. 1 ст. 101 Налогового кодекса срок для рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия по ним решения может быть продлен не более чем на один месяц.

Полномочиями по рассмотрению материалов налоговой проверки и принятию по ним решения обладают руководитель налогового органа и (или) его заместитель. О месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого проводилась проверка. Неявка лица, извещенного надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением случаев, когда явка заинтересованного лица признана руководителем налогового органа (его заместителем) обязательной.

Неизвещение лица о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки может быть признано судом как существенное нарушение порядка вынесения решения по материалам налоговой проверки и являться основанием для его отмены.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель налогового органа (его заместитель):

§ объявляет, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

§ устанавливает факт явки (неявки) лиц, приглашенных для участия в рассмотрении материалов. Разрешает вопрос о возможности рассмотрения материалов проверки в отсутствие участников производства, извещенных надлежащим образом либо об отложении указанного рассмотрения;

§ проверяет полномочия законного представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

§ разъясняет лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

§ выносит решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Вынесение решения об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки принимается руководителем налогового органа (его заместителем) в случаях, когда в ходе рассмотрения материалов проверки возникает необходимость в получении дополнительных доказательств совершения налогового правонарушения либо подтверждения обоснованности доводов налогоплательщика по существу представленных им возражений.

Сбор дополнительных доказательств для подтверждения совершения налогового правонарушения осуществляется на основании Решения руководителя налогового органа (его заместителя) о проведении дополнительных мероприятии налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть истребованы документы в соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса, проведены экспертизы, допрошены свидетели.

В решении о назначении дополнительных мероприятии налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указывается срок, в который они должны быть проведены и который не может превышать одного месяца, указывается конкретная форма дополнительных мероприятии налогового контроля.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки могут быть оглашены материалы проверки (акт налоговой поверки, представленные налогоплательщиком возражения, протоколы и т.д.), заслушаны объяснения заинтересованных лиц, исследованы другие представленные доказательства.

Принимая решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности, руководитель налогового органа должен установить:

§ совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

§ образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

§ имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

§ имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено два вила решения:

1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формы указанных документов установлены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3 06/338 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». При этом Налоговым кодексом установлены требования к содержанию названных решений. Так, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в обязательном порядке налагаются:

1. обстоятельства совершенного налогового правонарушения так, как они установлены проведенной налоговой проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в свою защиту, и результаты возможных проверок этих доводов;

2. решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса, предусматривающих данные правонарушения;

3. применяемые меры ответственности;

4. размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отражаются:

1. обстоятельства, послужившие основанием для отказа в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2. размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе налоговой проверки, и сумма соответствующих пеней.

Кроме того, решение, вынесенное по материалам налоговой проверки, должно содержать указание на срок и порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, его наименование и место нахождения, другие необходимые сведения.

Несоблюдение требований, установленных Налоговым кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ). В то же время нарушение должностным лицом налогового органа норм Налогового кодекса не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа. В каждом конкретном случае должны быть оценены характер допущенных нарушений и их влияние на обоснованность вынесенного налоговым органом решения.

Особое внимание Налоговый кодекс уделяет нарушениям процедуры принятия решения налоговым органом, выделяя нарушения.являющиеся безусловным основанием для отмены решения налогового органа, и нарушения, которые могут стать таковыми в случае, если привели к принятию неправомерного решения.

Основаниями для безусловной отмены решения налогового органа является нарушение существенных условии процедуры его принятия. К существенным условиям процедуры принятия решения руководителем налогового органа относятся:

§ обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

§ обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вручается лицу в пятидневный срок со дня вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ). В то же время п. 13. ст. 101 Налогового кодекса указывается, что копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть вручена налогоплательщику (его представителю) под расписку или передана иным способом, свидетельствующим о дате получения им этого решения.

Вступает в законную салу решение налогового органа по истечении 10 дней со дня его вручения липу, в отношении которого оно вынесено.

До вступления решения в силу оно может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). При этом обжаловано может быть как решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, так и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку последнее содержит в себе решение о взыскании недоимки по налогу и пени (п. 9 ст. 101; п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемою решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

До вступления в силу решения налогового органа лицо, в отношении которого такое решение вынесено, может исполнить его добровольно даже в том случае, если оно подало апелляционную жалобу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...