Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Новый порядок оформления результатов проверок и принятия решений налоговыми органами




Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ внес существенные изменения в налоговые правоотношения, которые регулируются частью первой НК РФ. Закон разрабатывался с целью совершенствования налогового администрирования, установления четких правил, форм и методов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, формирования единообразного толкования положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Изменениям подверглись 18 из 20 глав первой части, наиболее существенные изменения касаются главы 14 «Налоговый контроль».

А.В. Брусницын,советник налоговой службы I ранга

Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ внес существенные изменения в налоговые правоотношения, которые регулируются частью первой НК РФ. Закон разрабатывался с целью совершенствования налогового администрирования, установления четких правил, форм и методов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, формирования единообразного толкования положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Изменениям подверглись 18 из 20 глав первой части, наиболее существенные изменения касаются главы 14 «Налоговый контроль».

Оформление результатов налоговой проверки

В оформлении результатов налоговых проверок произошли существенные изменения. Фактически создан унифицированный порядок такого оформления. Из НК РФ исключено понятие встречной проверки, и новый порядок оформления результатов распространяется на камеральные и выездные проверки. Процедура оформления результатов камеральной проверки стала фактически идентична процедуре оформления выездных проверок.

О сроках оформления результатов проверки. Срок составления акта по результатам выездной проверки не изменился, то есть два месяца со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. По результатам любой выездной проверки составляется акт проверки независимо от того, выявлены в ходе проверки нарушения или нет.

Что касается камеральной проверки, то согласно принятым изменениям должностные лица налогового органа, проводящие проверку, должны составить акт по установленной форме только в случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах. Такой акт составляется в течение 10 дней по окончании камеральной налоговой проверки. Предусмотрено подписание акта камеральной налоговой проверки лицами, проводившими проверку, и проверяемым лицом либо его представителем. Кроме того, прямо установлено, что акт налоговой проверки, в том числе и камеральной, должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

И только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта, этот факт отражается в акте налоговой проверки и он направляется заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица.

Однако целесообразность такого подхода вызывает вопросы. Количество проводимых камеральных проверок несопоставимо с количеством выездных проверок. И если при проведении выездной проверки должностному лицу налогового органа не составляет труда лично вручить налогоплательщику акт, то при камеральной проверке это просто невозможно.

Несмотря на то что роль камеральной проверки в связи с принятыми изменениями сильно меняется, полномочия налоговых органов при ее проведении существенно ограниченны и акт составляется только в случае выявленного правонарушения. Очевидно, что число актов, составляемых по результатам камеральных проверок, будет настолько значительным, что вручать их лично можно, только вызвав налогоплательщика в налоговую инспекцию. Очереди на прием к налоговым инспекторам скорее всего заметно подрастут. В случае игнорирования налогоплательщиком такого приглашения акт, как это и предусмотрено в Законе, будет высылаться по почте и считаться полученным на шестой день, считая с даты отправления.

Возможно, правильнее было бы сразу направлять составленный акт заказным письмом и считать его полученным, скажем, не на шестой, а на десятый день, чтобы заведомо не сокращать время, предоставленное налогоплательщику для возражений. Остается лишь надеяться, что четкая организация процесса позволит проводить его на должном уровне.

Законодателем принято решение установить в Налоговом кодексе РФ перечень всех сведений, которые должны быть обязательно отражены в акте проверки (в настоящее время это регулируется на подзаконном уровне).

В соответствии с принятыми изменениями налогоплательщики, в отношении которых акт составлен по результатам камеральной налоговой проверки, получили право представления письменных возражений в случае несогласия с фактами, изложенными в акте. Эта возможность, на наш взгляд, является значительным преимуществом для налогоплательщиков с точки зрения отстаивания своих интересов в досудебном порядке и соблюдения принципа предоставления всем налогоплательщикам равных прав и гарантий защиты. До настоящего времени в этом наблюдался определенный дисбаланс.

Следует отметить, что срок представления возражений в новой редакции составляет 15 дней с момента получения акта проверки вместо предусмотренных ранее двух недель. Срок исчисляется теперь в рабочих днях и фактически составляет три недели. Теперь не будет проблем и споров о том, до какого дня налогоплательщик может представить возражения.

Подводя итог изменениям, связанным с оформлением результатов проверки, следует признать, что законодатель закрепил и существенно упрочил гарантии защиты интересов налогоплательщиков, привлекаемых к ответственности по результатам камеральных проверок. Однако необходимость личного вручения акта налогоплательщику может рассматриваться как излишняя формализация процесса, которая может осложнить жизнь и налогоплательщиков, и налоговых органов.

Вынесение решения по материалам налоговой проверки

В новой редакции сохранены два механизма рассмотрения материалов о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, но при этом применение одного их них теперь зависит от обстоятельств, в которых соответствующие нарушения выявлены. В случае выявления нарушений при камеральной или выездной налоговой проверке применяется порядок, установленный статьей 101 НК РФ, а дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях будут рассматриваться в порядке, предусмотренном новой статьей 101.4 Кодекса.

Нужно отметить, что второй механизм не применяется при выявлении таких правонарушений, как:

• грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

• неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора;

• невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...