Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порядок проведения выездной налоговой проверки.




Доступ на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) проверяющих, непосредственно проводящих проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания налогового органа о проведении выездной проверки.

Доступ на территорию плательщика (иного обязанного лица) для проведения встречной проверки его взаимоотношений с проверяемым плательщиком (иным обязанным лицом) осуществляется при предъявлении служебного удостоверения и предписания налогового органа плательщику (иному обязанному лицу), в отношении которого проводится выездная проверка.

Должностные лица налоговых органов, проводящих проверку, в жилые помещения допускаются в соответствии с законодательством.

Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) плательщика (иного обязанного лица) влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

В день начала выездной проверки проверяющие обязаны представиться руководителю, главному бухгалтеру организации (обособленного подразделения), индивидуальному предпринимателю, а при их отсутствии - их уполномоченным заместителям или иным уполномоченным представителям, информировать о начале выездной проверки и вручить указанным лицам предписание на проведение проверки для ознакомления с ним под подпись. Одновременно проверяющие согласовывают порядок и место проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для проведения проверки.

Плательщиком (иным обязанным лицом) (его представителями) на предписании делается отметка об ознакомлении. По просьбе представителей плательщика (иного обязанного лица) им предоставляется возможность скопировать предписание, выданное проверяющим на проведение проверки.

Дата вручения плательщику (иному обязанному лицу) (его представителям) предписания на проведение выездной проверки для ознакомления является датой начала проверки. Проверяющий после ознакомления плательщика (иного обязанного лица) с предписанием обязан внести в книгу учета проверок (ревизий) плательщика (иного обязанного лица) в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 22 февраля 2001 г. N 248 "О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)" необходимые сведения и скрепить их подписью.

При необходимости плательщику (иному обязанному лицу) (его представителям) разъясняются его права и обязанности.

Проверяющие на начальной стадии проверки знакомятся с организационной структурой, уточняют наличие обособленных подразделений, условия работы, виды осуществляемой деятельности, организацию производства, учетную политику, результаты аудиторских проверок и проверок, проведенных другими контролирующими органами, местонахождение средств производства, складов и других помещений, выданные лицензии, систему установленного первичного и бухгалтерского учетов, документооборот плательщика (иного обязанного лица) и при необходимости вносят по согласованию с руководителем налогового органа изменения в программу проведения проверки, а также уточняют сроки проведения проверки.

Проверяющие вправе истребовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) необходимые для проверки информацию и (или) документы.

Лицо, которому адресован запрос о представлении информации и (или) документов, обязано не позднее трех рабочих дней со дня получения указанного запроса направить или выдать их должностному лицу налогового органа, требующему указанные информацию и (или) документы, или сообщить об отсутствии у него затребованных информации и (или) документов.

Документы представляются в виде заверенной должным образом копии, а при невозможности представления копий представляются подлинники документов.

Представляемые для проверки документы на иностранном языке должны иметь перевод на русский язык, заверенный нотариально.

Отказ плательщика (иного обязанного лица) от выдачи затребованных налоговым органом при проведении проверки информации и (или) документов либо непредставление их в установленный срок влекут ответственность, предусмотренную законодательством.

При отказе плательщика (иного обязанного лица) от выдачи затребованных при проведении проверки информации и (или) документов налоговый орган вправе произвести их изъятие.

Выездная проверка, как правило, проводится в рабочие дни, в рабочее время и по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) (рейдовая проверка может проводиться в любой день). В случае несовпадения режима работы плательщика (иного обязанного лица) с режимом работы налогового органа или отсутствия у плательщика (иного обязанного лица) помещений и (или) условий для размещения проверяющих проверка может осуществляться в помещении по месту нахождения налогового органа.

В случае проведения выездной проверки в служебном помещении налогового органа прием и возврат документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) для проверки, осуществляется проверяющими только в систематизированном виде в папках, пронумерованных по листам. Факт приема документов на проверку оформляется путем составления акта приема-возврата документов, в котором указываются: кем и от кого приняты документы, название принятых папок с документами с указанием количества листов документов, содержащихся в каждой папке.

Возврат документов плательщику (иному обязанному лицу) (его представителям) проводится только после проверки им сохранности документов. Плательщик (иное обязанное лицо) (его представитель) собственноручной записью на первом экземпляре акта приема-возврата документов свидетельствует о наличии (отсутствии) претензий по сохранности представленных для проверки документов. Акт приема-возврата документов скрепляется подписями плательщика (иного обязанного лица) (его представителя) и проверяющего.

Акты приема-возврата документов на проверку приобщаются к акту проверки в качестве приложения.

Акт приема-возврата документов, связанных с уплатой налогов, не составляется в случае, если проверка представленных в инспекцию МНС документов производится в присутствии представителя плательщика (иного обязанного лица) и завершается в течение одного рабочего дня.

Уточненные расчеты по налогам за проверяемый период, представленные плательщиком (иным обязанным лицом) инспекции МНС в день начала проверки либо в последующие за днем начала проверки дни (за исключением случаев, когда уточненные расчеты представляются плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, изданными МНС и (или) Минфином, в случае представления плательщиком (иным обязанным лицом) уточненных расчетов по налогам одновременно с годовым балансом за истекший год для категорий плательщиков, представление годового баланса для которых является обязательным), не принимаются во внимание при составлении акта проверки и определении размера сокрытых (заниженных) объектов налогообложения в соответствии с законодательством.

В случае приостановления проверки для восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского учета сданные за период восстановления учета уточненные расчеты не принимаются во внимание при выведении результатов проверки.

В случае ведения плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского учета с помощью компьютерного программного обеспечения проверяющие в соответствии со статьей 9 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" вправе потребовать от представителей плательщика (иного обязанного лица) представить копии документов бухгалтерского учета на бумажных носителях, заверенные подписью главного бухгалтера (бухгалтера) организации или индивидуального предпринимателя. Такие копии документов при их изъятии также заверяются подписью проверяющего (в том числе и с использованием факсимиле проверяющего).

С согласия проверяющих проверка ими бухгалтерских записей плательщика (иного обязанного лица) может проводиться и по компьютерным базам данных плательщика (иного обязанного лица) при условии, что представители плательщика (иного обязанного лица) за свой счет и своими силами ознакомят проверяющих с инструкциями по использованию автоматизированной информационной системы (АИС), а также с особенностями ведения бухгалтерского учета в эксплуатируемой плательщиком (иным обязанным лицом) АИС.

При проведении комплексной выездной проверки, за исключением случаев составления промежуточного акта проверки, независимо от вопросов, включенных в программу проверки, подлежат проверке следующие вопросы:

ü имеются ли у проверяемого юридического лица филиалы, представительства или другие обособленные подразделения с целью организации работы по их одновременной проверке наряду с проверкой юридического лица

ü определена ли учетная политика (методика ведения бухгалтерского учета), соответствует ли Закону РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" и соблюдается ли она плательщиком (иным обязанным лицом)

ü в каком банке открыты текущие счета (расчетный, валютный и др.). В случае необходимости в обслуживающий банк направляется предписание о наличии денежных средств и совершенных операциях

ü соответствуют ли данные регистров бухгалтерского учета данным главной книги, баланса и приложений к нему, расчетам по налогам, декларациям

ü надлежащим ли образом оформляются первичные бухгалтерские документы; причины вносимых в них исправлений

ü не отражаются ли в регистрах бухгалтерского учета записи, не подтвержденные первичными документами; не имеется ли не проведенных по регистрам первичных документов

ü правильно ли определена себестоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг)

ü правильно ли определена выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

ü правильность отражения операций по внереализационным доходам и расходам

ü состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и обоснованность образования, наличия и списания дебиторской и кредиторской задолженности

ü правильно ли приходуются основные средства, нематериальные активы, материальные ценности, начисляется ли износ и производится ли их переоценка в соответствии с действующим законодательством

ü правильность и полнота исчисления, удержания и перечисления налогов в государственный бюджет

ü обоснованность применения плательщиком налоговых льгот

ü при проверке индивидуального предпринимателя в обязательном порядке проверяются все декларации и сведения, представленные индивидуальным предпринимателем в налоговый орган за отчетный период. Результаты проверки отражаются в акте проверки.

При проверке соблюдения плательщиком законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную и иную деятельность, контроль за которым отнесен к компетенции налоговых органов, проверяющие должны установить:

Ø когда и кем зарегистрированы учредительные документы проверяемой организации (выдано свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя); соблюдение организацией требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по юридическому адресу и своевременному сообщению налоговым органам о вносимых в учредительные документы изменениях

Ø своевременность и полноту формирования уставного фонда, соответствие чистых активов минимальному размеру уставного фонда

Ø соответствует ли хозяйственная деятельность целям и задачам, определенным в учредительных документах (в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя); занимается ли плательщик (иное обязанное лицо) деятельностью, не предусмотренной учредительными документами (свидетельством о государственной регистрации индивидуального предпринимателя)

Ø осуществляются ли виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с действующим законодательством, с получением плательщиком соответствующего разрешения (лицензии)

Ø соблюдаются ли требования нормативных правовых актов, регулирующих порядок ведения кассовых операций, а также регулирующих порядок приема наличных денежных средств от покупателей (клиентов) и расчетов с использованием наличных денежных средств

Ø соблюдение правил использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем при реализации товаров, использования предусмотренных законодательством документов, подтверждающих качество товаров, сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, и т.п.

Ø порядок учета и использования бланков строгой отчетности

Ø соблюдается ли порядок валютного регулирования на территории РБ по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции налоговых органов

Ø соблюдается ли установленный порядок исчисления, перечисления и использования средств инновационных фондов

Ø соблюдение законодательства при осуществлении финансовых операций, подлежащих особому контролю

Ø соблюдение законодательства, регулирующего порядок получения и использования иностранной безвозмездной помощи

Ø соблюдение требований законодательства, устанавливающего особый порядок ввоза и использования на территории РБ отдельных групп товарно-материальных ценностей (мука, крупа, океаническая рыба, пиво солодовое, нефтепродукты, товары, происходящие и ввозимые из третьих стран, и др.)

Ø соблюдение порядка осуществления внешнеторговых операций

Ø соблюдение законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий

Ø соблюдение плательщиком иного законодательства, контроль за которым отнесен к компетенции налоговых органов.

При проведении проверки проверяющие обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства, произвести сверку сумм налогов, фактически перечисленных плательщиком (иным обязанным лицом), с суммами, подлежащими перечислению в соответствии с данными проверки.

Также при выведении сумм налогов, причитающихся к доплате в бюджет за соответствующие проверяемые периоды финансово-хозяйственной деятельности плательщика (иного обязанного лица), проверяющие учитывают следующее:

§ излишне уплаченные плательщиком (иным обязанным лицом) суммы налогов (переплаты)

§ при наличии ходатайства об использовании льготы не использованные плательщиком (иным обязанным лицом) полагающиеся ему в соответствии с законодательством льготы (при наличии на момент проверки у плательщика (иного обязанного лица) документов, подтверждающих право на получение льгот, и если соблюдены все условия, необходимые для предоставления этих льгот).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...