Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Налоговые правоотношения их содержания и особенности
Налоговые правоотношения – вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами подотрасли (раздела) финансового права – налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов. Особенности: ü возникают и развиваются в процессе налоговой деятельности государства, т.е. деятельности по установлению, введению и взиманию налогов ü в них прямо выражаются воля и интересы государства, иначе говоря, они являются формой реализации публичных (общественных) интересов ü одним из участников выступают уполномоченные на то государственные органы ü являются экономическими отношениями и носят ярко выраженный денежный (имущественный) характер ü являются обязательственными, что вытекает из обязанности уплачивать установленные законодательством налоги и сборы. Содержание налогового правоотношения – обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками в предусмотренные сроки, а обязанность налоговых органов – обеспечить уплату налога. Субъекты налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений – физические лица и коллективные образования, способные участвовать в налоговых правоотношениях (обладающие право – и дееспособностью) и выступающие как носители налоговых прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Виды: Ø плательщики (организации и физические лица) налогов и сборов и способов (пошлин) Ø государство в лице представительных и исполнительно – распорядительных органов, включая контролирующие органы Права и обязанности налогоплательщиков Плательщик имеет право: ü получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц ü получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства ü представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя ü использовать налоговые льготы при наличии оснований, установленных налоговым законодательством ü на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней ü присутствовать при проведении налоговой проверки ü получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок ü требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков ü требовать соблюдения налоговой тайны ü обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц ü на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством. Плательщик обязан: Ø уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины) Ø стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных законодательством Ø вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства Ø представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением Ø вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности Ø представлять в налоговые органы и их должностным лицам, а в части налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, и в таможенные органы и их должностным лицам при проведении налоговых проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов, прибывшим для проведения выездной налоговой проверки, возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для рассмотрения и оформления необходимой документации Ø подписать акт налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, возражения по этому акту представляются в срок, установленный налоговым законодательством Ø выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства Ø сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет: · об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке (для белорусских организаций - о счетах в Республике Беларусь и за ее пределами, а для иностранных организаций - о счетах в Республике Беларусь и тех счетах, через которые осуществляется их деятельность в Республике Беларусь) - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением частных нотариусов · об участии в белорусской или иностранной организации - в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением в Республике Беларусь · о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателем - о прекращении предпринимательской деятельности - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения · об обособленных подразделениях организации - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации · об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения Ø представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот Ø обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения Ø обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, о приобретении товарно-материальных ценностей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей, при их транспортировке и в местах продажи, а также документов, подтверждающих отпуск товаров из мест хранения в места продажи Ø при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством Ø являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных НК, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) Ø выполнять другие обязанности, установленные НК и другими актами налогового законодательства. Права и обязанности должностных лиц налоговых органов Налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: ü получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица) ü вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка ü заявлять ходатайства: · о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей · о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности ü в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления): · о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя · о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными · о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) · об экономической несостоятельности (банкротстве) плательщика (иного обязанного лица) · другие иски (заявления), предусмотренные законодательством ü получать от других государственных органов, организаций и физических лиц необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов ü при проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств ü взыскивать в установленном порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней ü приостанавливать операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках ü доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) ü назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица) ü в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица) ü вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству ü проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками налогового законодательства и установленного порядка приема наличных денежных средств ü изымать при проведении выездной налоговой проверки документы плательщика (иного обязанного лица) ü в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются объектами нарушения налогового законодательства. Налоговые органы и их должностные лица обязаны: Ø действовать в строгом соответствии с законодательством Ø корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства Ø осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней Ø вести учет плательщиков (в установленных случаях - иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах Ø издавать нормативные правовые акты о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), а также информировать в пределах своей компетенции плательщиков (иных обязанных лиц) по их запросам Ø в порядке, установленном налоговым законодательством, проводить налоговые проверки Ø в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней Ø требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать исполнение этих требований Ø осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним Ø передавать (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым законодательством сроки лично (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения или о дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства физического лица или по месту нахождения организации Ø соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах) Ø принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку Ø вести учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных плательщиками (иными обязанными лицами) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, составлять и представлять налоговую отчетность по форме и в порядке, установленных законодательством Ø передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы по фактам нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность Ø отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов. Понятия налоговой системы и принципы ее построения. Налоговая система – совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Элементы налоговой системы: ü виды налогов и сборов, системы уплачиваемых плательщиками ü основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов ü принципы установления, введения в действие, а также прекращения действия ранее введенных налогов и сборов ü права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений ü формы и методы налогового контроля ü ответственность за совершение налоговых правоотношений ü порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц Принципы: Ø принцип подвижности – налоги могут быть изменены или отменены Ø принципы всеобщности – охват налогами всех субъектов, имеющих доходы, имущество и иные объекты налогообложения Ø принцип однократности налогообложения – один и тот же объект может облагаться налогом одного вида один раз за определенный налоговый период Ø принцип обязательности – неизбежность уплаты налога плательщиками, обеспечиваемая принудительной силой государства Ø принцип стабильности – устойчивость налогов по видам и ставкам на протяжении длительного периода времени Ø принцип социальной справедливости – установление таких налоговых ставок, которые ставили бы всех плательщиков в сравнительно одинаковые условия Ø принцип допустимости нижнего предела облагаемого дохода – налогами не должна изыматься та часть дохода, которая предназначена для замещения минимальных воспроизводственных потребностей плательщика Ø принцип экономичности (эффективности) налогов – расходы по введению, сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога Место налогов и сборов в системе доходной части государства. Налоги важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Без налогов нет бюджета. Основную часть доходов бюджета составляют налоги: ü США – 90% ü Германия – 80% ü Япония – 75% ü Россия более 80% Налоги обеспечивают финансирование всей структуры расходных статей бюджета. Классификация налогов и сборов. Виды общегосударственных налогов и сборов в РБ Виды общегосударственных налогов и сборов РБ: v в зависимости от субъекта налогообложения: Ø с юридических лиц Ø с физических лиц Ø смешанные v в зависимости от способа взимания: Ø косвенные (на потребление) Ø прямые (подоходно-имущественные) v в зависимости от распределения налогов между бюджетами всех уровней: Ø закрепленные – закреплены за доходной частью конкретного бюджета Ø регулирующие – ежегодно распределяются между бюджетами всех уровней v в зависимости от порядка использования: Ø общего назначения – поступают в бюджет и обезличиваются (смешиваются в общую массу) Ø целевые – перечисляются на обособленные бюджетные (внебюджетные) счета v в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги: Ø республиканские Ø местные v по срокам уплаты: Ø срочные – уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами Ø периодично – календарные (декадные, годичные, квартальные и т.д. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: ü налог на добавленную стоимость ü акцизы ü налог на прибыль ü налоги на доходы ü подоходный налог с физических лиц ü экологический налог ü налоги с пользователей природных ресурсов ü налоги на имущество ü земельный налог ü дорожные налоги и сборы ü таможенная пошлина и таможенные сборы ü гербовый сбор ü оффшорный сбор ü консульский сбор ü экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников ü государственная пошлина ü регистрационные и лицензионные сборы ü патентные пошлины. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 307. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |