Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутреннее содержание налогов, их экономическая сущность.




Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Налоги – безвозмездно и безвозвратно взимаемые в доход государства платежи с юридических и физических лиц в строго установленные законом сроки и в определенном порядке.

Таким образом:

Ø утверждение налогов – прерогатива законодательной власти

Ø налог является индивидуально безвозмездным

Ø односторонний характер установления налога

Ø уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает обратной ответственности государства

Ø налог взыскивается на условиях безвозвратности

Ø цель взимания налога – обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода

Роль:

ü фискальная – основной источник формирования доходной базы бюджета, т.е. обеспечения государства финансовыми ресурсами

ü централизованное и локальное перераспределение получаемых юридическими и физическими лицами доходов в пользу иных субъектов, которые социально не защищены в государстве

ü способствуют развитию экономики государства.

Экономическая сущность – передача определенной суммы денежных средств плательщикам в соответствующий бюджет, т.е. смена формы собственности.

Теории налогообложения.

Налоговая теория – система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни.

Общие теории налогов - отражают налогообложения в целом:

Ø теория обмена (средние века) – договорные отношения между правительственными властями и гражданами по поводу «покупки» последними военной, юридической защиты у государства (налог – мера мены за услуги)

Ø атомистическая теория (эпоха Посвящения, Монтескье, Вальтер, Мирабо) – в обмен на уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности, собственности как от внешних врагов так и от внутренних

Ø теория наслаждения (первая половина XIX в., Ж. Сисмонд де Сисмонди) – наслаждения (порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды) могут быть куплены у государства с помощью налогов

Ø теория страхования (вторая половина XIX в., Мак-Куллохом, А. Тьери Э. де Жирарден) – налог приравнивается к платежу страховой премии. Налогоплательщик страхует свою собственность от всякого рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу

Ø классическая теория (рубеж XVIII – XIX в.в., А. Смит, Д. Рикардо) – налоги представляют собой один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти»

Ø теория жертвы (XIX – начало XX в., Н. Канар, Б.Г. Мильгаузен, С.Ю. Витте, Я. Таргунов) – люди терпят лишения, уплачивая большие суммы налогов государству, т.е. приносят жертву. Государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования. Налог – форма доходов государства, представляющая собой жертву граждан для удовлетворения потребностей общества

Ø теория общественных потребностей (конец XIX в. – начало ХХ в., Л. Штейн, А. Шиффле, Ф. Нитти, Э.Сакс) – государство призвано выполнять экономические функции. Покрывать такого рода расходы призваны налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые услуги

Ø кейнсианская теория (первая половина XX в., Дж. Кейнс) – налоги главный рычаг регулирования экономики. Налоговое изъятие тесно связано с показателем спроса, чем больше вводится налогов, тем ниже спрос, и наоборот. Большие сбережение как пассивный источник дохода мешают росту экономики поэтому их следует изымать с помощью налогов

Ø теория монетаризма (50-е г.г. ХХ в., М. Фридман) – наряду с иными компонентами налоги воздействуют на обращение, с их помощью изымается излишнее количество денег (а не сбереженный, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

Ø теория экономики предложение (80-е г.г. ХХ в., М. Бернс, Г. Стайн) – налоги один из важных факторов экономического развития и регулирования. В рыночной экономике базовым показателем является предложение товара. Сокращение налоговых ставок приводит к росту доходов, увеличению сбережений у населения и накопления капитала предпринимателями, а в конечном итоге к повышению национального производства и дохода, налоговых поступлений в бюджет. Т.о. снижение налогового гнета влечет за собой бурный рост предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Частные теории налоговисследуют отдельные налоговые вопросы:

ü теория соотношения прямого и косвенного обложения (вторая половина XIX в.) – создать сбалансированную налоговую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм как наиболее справедливых (подоходное налогообложение)

ü теория единого налога (идеалистичный подход) – налоги должны уплачиваться из одного источника доходов. Теоретически взимание единого налога более целесообразно, просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов

ü теория пропорционального налогообложения – ослабление налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогообложение суммы)

ü теория прогрессивного налогообложения – усиление налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика

ü теория переложения налогов – изучает справедливость налогового бремени в зависимости от форм обложения, эластичности спроса и предложения.

Принципы налогообложения.

Принципы налогообложения – базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.

Классификация:

¨ по степени охвата во времени и пространстве:

· общенациональные (базовые) – сформированные на протяжении всей истории развития налогообложения и действующие во всем мире

· национальные (индивидуальные) – функционирующие в рамках отдельной страны.

¨ в зависимости от сферы действия:

· юридические – общие и специальные принципы налогового права:

ü принцип равного налогового беремени

ü принцип установления налогов законами

ü принцип отрицания обратной силы налоговых законов

ü принцип приоритета налогового закона над неналоговыми

ü принципы наличия всех элементов налога в налоговом законе

ü принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов

· организационные  - положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов:

ü принципы единства налоговой системы

ü принципы подвижности (эластичности)

ü принципы стабильности

ü принципы множественности налогов

ü принципы исчерпывающего перечня региональных и местных налогов

· экономические:

ü принципы справедливости – каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям

ü принципы соразмерности – баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета

ü принципы учета интересов налогоплательщиков - простота исчисления и уплаты налога. Раскрывается через:

Ø принцип определенности – сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику

Ø принцип удобства – налог взимается в такое время, которое наиболее удобно для плательщика

ü принцип экономичности (эффективности) – необходимость сокращения издержек государства на взимание налога.

Основные функции налогов

Функция налога – проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения доходов.

Функции:

ü распределительная – обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта (чистого дохода) и направление одной его части на расширенное воспроизводства израсходованных факторов производства, а другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. бюджет

ü фискальная – формирование финансовых ресурсов государства

ü контрольная – оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивает контроль за движением финансовых ресурсов, выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику

ü регулирующая – призвана способствовать решению задач налоговой политики государства, посредством налоговых механизмов

ü экономическая (стимулирующая) – направлена на поддержку тех или иных экономических процессов

ü социальная – призвана соблюдать принцип справедливости по отношению к различным слоям населения

Основание элементы налогов

           Основные элементы – то из чего состоит налог.

1. Субъект налога (налогоплательщик)– лицо, с которого налог взимается, на которое законом возлагается налоговое обязательство.

v общие признаки субъекта:

Ø юридическое лицо или его филиал (подразделение), имеющее отдельный баланс или счет

Ø физическое лицо

v специальные признаки:

Ø осуществляющее предпринимательскую деятельность

Ø получающее доход

Ø являющиеся собственником определенных в законе видов имущества

Ø принявшее наследство.

2. Объект налогапредмет реального мира, с наличием которого связано налоговое обязательство и качество которого определяет величину (сумму) налога (вид имущества, прибыль, доход и т.д.).

ü добавленная стоимость

ü объем произведенных и реализованных товаров

ü дивиденды и приравненные к ним доходы

ü прибыль (доход)

ü объемы добываемых природных ресурсов

ü объемы перерабатываемых нефти нефтепродуктов

ü объемы загрязняющих выбросов

ü стоимость основных производственных и непроизводственных фондов

ü стоимость объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам

ü земельные участки

3. Единица обложения – единица измерения объекта, с помощью которого определяется налогооблагаемая база (1 рубль, минимальная базовая величина, 1 га и т.д.).

Налоговая база – часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного изменения налоговой ставки.

4. Ставка налога – размер налога за единицу обложения.

В зависимости от формы (денежная или натуральная) выражения налогооблагаемой базы ставки бывают:

ü процентные (налог на прибыль, НДС, акцизы)

· прогрессивные – увеличивающиеся с ростом объекта налога.

· пропорциональные – ставка не меняется от величины объекта

· регресивные – объект налогообложения делится на части и при его увеличенни ставка уменьшается

ü в твердой денежной сумме (земельный налог, налог с владельца транспортных средств)

ü смешанные – сочетается денежная и процентная формы

5. Сумма налогавеличена , которую субъект налогообложения должен внести в бюджет исходя из объекта и ставки.

6. Ответственность за нарушение закона о налоге.

7. порядок исчисления – то, на кого возложена обязанность по исчислению налога

Ø самим субъектом налогообложения

Ø налоговым органом

Ø на третьих лиц (наниматель – подоходный налог с работника)

8. Порядок уплаты – способ, формы и сроки уплаты налога.

Уплата может производиться:

ü сам субъект налогообложения обязан произвести уплату

· внесение платежей частями (в т.ч. авансовых) в течение налогооблагаемого периода в установленные сроки с окончательным расчетом и уплатой суммы налога по окончанию периода

· разовой уплаты всей суммы

· в наличной форме или путем безналичных расчетов

ü перечисление за третьих лиц

ü внесение налоговых платежей на основании налоговых извещений.

9. Сроки уплаты определяются календарной датой, периодом времени, исчисляемого годами, месяцами, декадами, неделями, днями, а также указанием на событие или действие, которое должно наступить или произойти.

10. Льготы – способы уменьшения налогоплательщику суммы налога на условиях и в порядке, определяемых законодательством.

Формы льгот:

Ø установление необлагаемой налогом части объекта обложения (необлагаемый минимум)

Ø изъятие из объекта налога отдельных его составляющих (частей)

Ø освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков полностью или на определенный срок

Ø понижение налоговых ставок и т.д.

Принятие налогового права, его роль и место в системе финансового права

Налоговое право – совокупность правовых норм, регулирующих особый вид общественных отношений по установлению и взиманию в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды обязательных, индивидуально-безэквивалентных денежных платежей.

Налоговое право – продотрсль финансового права, вместе с тем:

ü имеет свои специфические черты предмета и метода

ü использует одновременно как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод, имеющий компетентный характер

Налоговое право тесно связано с бюджетным правом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...