![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации к семинарским
И практическим занятиям При подготовке к семинарским занятиям от студента требуется: ü изучение основной и дополнительной литературы по заданной теме; ü умение свободно отвечать на основные вопросы, включенные в план семинарского занятия; ü выполнение заданий для самостоятельной работы; ü составление терминологического словаря по каждой изучаемой теме; ü умение свободно отвечать на контрольные вопросы; По желанию студента может быть подготовлено сообщение (доклад) из прилагаемого списка тем. Тема 1. Глобализация и глобальные проблемы в мировой экономике Вопросы для обсуждения 1. Усиление тенденций глобализации в мировой экономике на рубеже XX-XXI веков. 2. Важнейшие глобальные проблемы современной мировой экономики. 3. Глобальное экономическое сотрудничество и роль международных организаций. Рекомендации к изучению темы: Подготовку первого вопроса надо начать с определения понятия «глобализация», которая представляет процесс усиления взаимозависимости стран в мировом хозяйстве вследствие действия ряда факторов. Необходимо отметить, что в последнее время в экономической литературе экономисты наряду с «традиционными» ГП (сохранение мира, экологический кризис, продовольственная проблема), выделяют ряд новых. При рассмотрении основных глобальных проблем (которые достаточно полно изложены в учебной литературе) необходимо сделать акцент на их экономических аспектах, особенности проявления их в разных странах, а также проследить качественные изменения в ГП в последние десятилетия ХХ в. В третьем вопросе нужно охарактеризовать деятельность ООН и ее структурных подразделений в организации международного сотрудничества для решения глобальных проблем. Также необходимо указать трудности, возникающие в поисках путей решения ГП. Вопросы для проверки: 1. В чем состоят основные проявления глобализации современной экономики? 2. Какие глобальные проблемы приходится решать мировому сообществу в настоящее время? 3. Какие международные организации созданы для решения глобальных проблем? 4. Каковы основные выгоды и проигрыши от глобализации для национальной экономики? Тема 2. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Вопросы для обсуждения 1. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в различных странах и регионах. 2. Абсолютная и относительная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов. Экономический рост и проблемы потребления минеральных ресурсов. 3. Лесные ресурсы и природные ресурсы для сельского хозяйства в мировой экономике. Рекомендации к изучению темы: Целесообразно рассмотреть природные ресурсы с различных сторон: с точки зрения возобновляемости, по назначению, по условиям залегания и добычи и т.д. Далее можно перейти к характеристике запасов минерального сырья по различным странам и регионам. При этом необходимо различать подтвержденные и предполагаемые запасы. При раскрытии второго вопроса семинара нужно провести четкое разграничение между абсолютной и относительной ограниченностью природных ресурсов. Говоря о соотношении экономического роста и потребления минеральныхресурсов, следует обратить внимание на ряд моментов: НТП и внедрение новых материалов и технологий; потребление минерального сырья и углубление экологического кризиса; экономический рост и снижение доли добывающих отраслей промышленности в производстве ВВП; запасы минерального сырья и уровень экономического развития страны. Давая характеристику отдельным видам природных ресурсов, желательно не ограничиваться данными учебной литературы (они быстро устаревают), а использовать материалы из периодических научных изданий и последние статистические данные. Вопросы для проверки: 1. Какова обеспеченность мировой экономики разведенными запасами угля, нефти, природного газа? 2. Верно ли предположение о скором исчерпании мировых запасов нефти? 3. По запасам каких видов минерального сырья Россия занимает ведущие позиции в мире? 4. Какие страны являются главными экспортерами минерального топлива, продовольственных товаров? Тема 3. Человеческие ресурсы мирового хозяйства 1.Общие понятия демографии и проблемы динамики населения мира. Типы и особенности воспроизводства населения в различных регионах и группах стран. 2. Городское и сельское население. Проблемы урбанизации в мировой экономике. 3. Экономически активное население и его распределение по сферам занятости. Безработица и тенденции ее изменений в мировой экономике. 4. Международные миграции населения. Основные тенденции развития современного мирового рынка рабочей силы. Рекомендации к изучению темы: Рассматривая первый вопрос семинара необходимо сначала показать значение человеческих ресурсов с точки зрения экономических факторов. Нужно назвать также и причины усиления роли человеческого фактора. Затем надо дать определение демографии и показать необходимость демографических исследований. Целесообразно показать динамику роста населения на Земле, выявить причины демографического взрыва. Далее можно перейти к характеристике основных демографических показателей. При характеристике популяционных циклов желательно выявить в каждом из них демографические проблемы. Во втором вопросе темы необходимо усилить внимание на таких моментах как динамика городского и сельского населения, причины урбанизации, ее последствия и противоречивость. Важно отметить, что в конце нашего столетия урбанизация усиливается в развивающихся странах, в то время как в высоко развитых этот процесс замедляется. Третий вопрос семинарского занятия необходимо начать с выяснения содержания понятия «экономически активное население». Здесь следует определить, какие группы населения входят в эту категорию, а какие нет и почему. Также нужно указать значение удельного веса ЭАН в составе общей численности населения для экономического развития страны. Затем нужно показать распределение ЭАН по отраслям и сферам хозяйства в различных группах стран и регионах, выявить особенности этого распределения. Характеризуя безработицу в мировом хозяйстве, важно отметить тенденции последних лет. При рассмотрении четвертого вопроса следует обратить внимание на следующие моменты: формы международных миграций; причины усиления трудовой миграции; направления миграционных потоков; значение трудовой миграции для развития национальных хозяйств; понятие и основные тенденции развития международного рынка рабочей силы. Вопросы для проверки: 1. В чем заключаются диспропорции в распределении трудовых ресурсов по странам и регионам? 2. Является ли преимуществом для современного экономического развития Индии высокая доля детей и подростков в возрастной структуре населения? 3. Какие категории населения входят в состав трудовых ресурсов? 4. Какие меры предпринимают развитые страны для сдерживания миграции? Тема 4. Отраслевая структура мирового хозяйства Вопросы для обсуждения 1. Современная научно-техническая революция и ее воздействие на фундаментальные структурные изменения в мировом хозяйстве. Большие циклы или "длинные волны конъюнктуры" в развитии мировой экономики. 2. Основные тенденции структурных изменений в развитии промышленности на рубеже XX-XXI веков. 3. ТЭК , его структура и тенденции развития. 4. АПК и тенденции его развития. 5. Транспорт в мировой экономике конца ХХ столетия, перспективы и тенденции его развития. Рекомендации к изучению темы: Целью этой темы является изучение отраслевой структуры мирового хозяйства, ее динамики и качественных изменений в отраслевом и воспроизводственном разрезах. Для реализации цели необходимо выявить сущность и рассмотреть основные элементы отраслевой структуры. Последними выступают промышленность, агропромышленный комплекс и сфера услуг. Первые два блока достаточно подробно представлены в учебной литературе. Что же касается сферы услуг, то она рассматривается недостаточно полно: этот сектор экономики представлен только двумя группами отраслей — транспортным комплексом и связью. Поэтому видится необходимым остановиться на изучении этого вопроса более подробно. При характеристике мирового транспорта важно отметить зависимость этой сферы хозяйства от уровня и динамики развития отраслей общественного производства, а также от объемов и темпов роста международной торговли. Надо показать развитие транспортных отраслей в последнее время. Вопросы для проверки: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 454. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |