Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации к семинарским




И практическим занятиям

При подготовке к семинарским занятиям от студента требуется:

ü изучение основной и дополнительной литературы по заданной теме;

ü умение свободно отвечать на основные вопросы, включенные в план семинарского занятия;

ü выполнение заданий для самостоятельной работы;

ü составление терминологического словаря по каждой изучаемой теме;

ü умение свободно отвечать на контрольные вопросы;

По желанию студента может быть подготовлено сообщение (доклад) из прилагаемого списка тем.

Тема 1. Глобализация и глобальные проблемы в мировой экономике

Вопросы для обсуждения

1. Усиление тенденций глобализации в мировой экономике на рубеже XX-XXI веков.

2. Важнейшие глобальные проблемы современной мировой экономики.

3. Глобальное экономическое сотрудничество и роль международных организаций.

Рекомендации к изучению темы:

Подготовку первого вопроса надо начать с определения понятия «глобализация», которая представляет процесс усиления взаимозависимости стран в мировом хозяйстве вследствие действия ряда факторов.

Необходимо отметить, что в последнее время в экономической литературе экономисты наряду с «традиционными» ГП (сохранение мира, экологический кризис, продовольственная проблема), выделяют ряд новых. При рассмотрении основных глобальных проблем (которые достаточно полно изложены в учебной литературе) необходимо сделать акцент на их экономических аспектах, особенности проявления их в разных странах, а также проследить качественные изменения в ГП в последние десятилетия ХХ в.

В третьем вопросе нужно охарактеризовать деятельность ООН и ее структурных  подразделений в организации международного сотрудничества для решения глобальных проблем. Также необходимо указать трудности, возникающие в поисках путей решения ГП.

Вопросы для проверки:

1. В чем состоят основные проявления глобализации современной экономики?

2. Какие глобальные проблемы приходится решать мировому сообществу в настоящее время?

3. Какие международные организации созданы для решения глобальных проблем?

4. Каковы основные выгоды и проигрыши от глобализации для национальной экономики?

Тема 2. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Вопросы для обсуждения

1. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в различных странах и регионах.

2. Абсолютная и относительная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов. Экономический рост и проблемы потребления минеральных ресурсов.

3. Лесные ресурсы и природные ресурсы для сельского хозяйства в мировой экономике.

Рекомендации к изучению темы:

Целесообразно рассмотреть природные ресурсы с различных сторон: с точки зрения возобновляемости, по назначению, по условиям залегания и добычи и т.д. Далее можно перейти к характеристике запасов минерального сырья по различным странам и регионам. При этом необходимо различать подтвержденные и предполагаемые запасы.

При раскрытии второго вопроса семинара нужно провести четкое разграничение между абсолютной и относительной ограниченностью природных ресурсов.

Говоря о соотношении экономического роста и потребления минеральныхресурсов, следует обратить внимание на ряд моментов:

НТП и внедрение новых материалов и технологий;

потребление минерального сырья и углубление экологического кризиса;

экономический рост и снижение доли добывающих отраслей промышленности в производстве ВВП;

запасы минерального сырья и уровень экономического развития страны.

Давая характеристику отдельным видам природных ресурсов, желательно не ограничиваться данными учебной литературы (они быстро устаревают), а использовать материалы из периодических научных изданий и последние статистические данные.

Вопросы для проверки:

1. Какова обеспеченность мировой экономики разведенными запасами угля, нефти, природного газа?

2. Верно ли предположение о скором исчерпании мировых запасов нефти?

3. По запасам каких видов минерального сырья Россия занимает ведущие позиции в мире?

4. Какие страны являются главными экспортерами минерального топлива, продовольственных товаров?

Тема 3. Человеческие ресурсы мирового хозяйства

1.Общие понятия демографии и проблемы динамики населения мира. Типы и  особенности воспроизводства населения в различных регионах и группах стран.

2. Городское и сельское население. Проблемы урбанизации в мировой экономике.

3. Экономически активное население и его распределение по сферам занятости. Безработица и тенденции ее изменений в мировой экономике.

4. Международные миграции населения. Основные тенденции развития современного мирового рынка рабочей силы.

Рекомендации к изучению темы:

Рассматривая первый вопрос семинара необходимо сначала показать значение человеческих ресурсов с точки зрения экономических факторов. Нужно назвать также и причины усиления роли человеческого фактора. Затем надо дать определение демографии и показать необходимость демографических исследований. Целесообразно показать динамику роста населения на Земле, выявить причины демографического взрыва. Далее можно перейти к характеристике основных демографических показателей.

При характеристике популяционных циклов желательно выявить в каждом из них демографические проблемы.

Во втором вопросе темы необходимо усилить внимание на таких моментах как динамика городского и сельского населения, причины урбанизации, ее последствия и противоречивость. Важно отметить, что в конце нашего столетия урбанизация усиливается в развивающихся странах, в то время как в высоко развитых этот процесс замедляется.

Третий вопрос семинарского занятия необходимо начать с выяснения содержания понятия «экономически активное население». Здесь следует определить, какие группы населения входят в эту категорию, а какие нет и почему.

Также нужно указать значение удельного веса ЭАН в составе общей численности населения для экономического развития страны. Затем нужно показать распределение ЭАН по отраслям и сферам хозяйства в различных группах стран и регионах, выявить особенности этого распределения.

Характеризуя безработицу в мировом хозяйстве, важно отметить тенденции последних лет.

При рассмотрении четвертого вопроса следует обратить внимание на следующие моменты:

формы международных миграций;

причины усиления трудовой миграции;

направления миграционных потоков;

значение трудовой миграции для развития национальных хозяйств;

понятие и основные тенденции развития международного рынка рабочей силы.

Вопросы для проверки:

1. В чем заключаются диспропорции в распределении трудовых ресурсов по странам и регионам?

2. Является ли преимуществом для современного экономического развития Индии высокая доля детей и подростков в возрастной структуре населения?

3. Какие категории населения входят в состав трудовых ресурсов?

4. Какие меры предпринимают развитые страны для сдерживания миграции?

Тема 4. Отраслевая структура мирового хозяйства

Вопросы для обсуждения

1. Современная научно-техническая революция и ее воздействие на фундаментальные структурные изменения в мировом хозяйстве. Большие циклы или "длинные волны конъюнктуры" в развитии мировой экономики.

2. Основные тенденции структурных изменений в развитии промышленности на рубеже XX-XXI веков.

3. ТЭК , его структура и тенденции развития.

4. АПК и тенденции его развития.

5. Транспорт в мировой экономике конца ХХ столетия, перспективы и тенденции его развития.

Рекомендации к изучению темы:

Целью этой темы является изучение отраслевой структуры мирового хозяйства, ее динамики и качественных изменений в отраслевом и воспроизводственном разрезах. Для реализации цели необходимо выявить сущность и рассмотреть основные элементы отраслевой структуры. Последними выступают промышленность, агропромышленный комплекс и сфера услуг. Первые два блока достаточно подробно представлены в учебной литературе. Что же касается сферы услуг, то она рассматривается недостаточно полно: этот сектор экономики представлен только двумя группами отраслей — транспортным комплексом и связью. Поэтому видится необходимым остановиться на изучении этого вопроса более подробно. При характеристике мирового транспорта важно отметить зависимость этой сферы хозяйства от уровня и динамики развития отраслей общественного производства, а также от объемов и темпов роста международной торговли. Надо показать развитие транспортных отраслей в последнее время.

Вопросы для проверки:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 379.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...