Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 10. Международная миграция факторов производства.




Международное движение (миграция) капитала – перемещение капитала, принадлежащего юридическим и физическим лицам одной страны, в другие страны с целью получения прибыли (дохода), укрепления своих позиций в зарубежной экономике, для борьбы за рынки сбыта и за ресурсы.

Экспорт капитала – помещение части капитальной стоимости за границей, главным образом, для повышения нормы и массы прибыли, а также для укрепления позиций инвестора в стране – объекте экспорта капитала. Осуществляется в предпринимательской и в ссудной формах

Вывоз предпринимательского капитала - вложения в создание промышленных, сельскохозяйственных, финансовых, торговых и других предприятий, а также покупка акций действующих компаний зарубежных стран.

Вывоз ссудного капитала - предоставление иностранцам займов, кредитов, в том числе экспортных, вложения на текущие счета в иностранные банки, а также покупка облигаций компаний.

Основными формами вывоза предпринимательского капитала являются прямые и портфельные инвестиции.

Прямые инвестиции (direct investment) – капиталовложения, обеспечивающие контроль и участие в управлении компанией, в которую инвестирован капитал. Через вывоз прямых инвестиций инвесторы учреждают за рубежом новую фирму (самостоятельно или с местным партнером), покупают существенную долю в уже действующей фирме или полностью покупают (поглощают) эту фирму. За рубежом такие фирмы называют зарубежными филиалами родительских компаний.

Портфельные инвестиции – инвестиции предпринимательского капитала, не дающие управленческого контроля над объектом (предприятием), в который инвестирован капитал. Они обычно представлены пакетом акций, на который приходится менее 10–20%.

Расширяя свою экспансию, ТНК широко используют новые формы вывоза капитала, не связанные с участием в акционерном капитале зарубежных фирм. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях

Темпы вывоза капитала примерно в 2 раза больше темпа вывоза товаров и в 3 раза выше темпа прироста производства.

Основные причины вывоза:

• экономическая мощь страны больше возможностей внутреннего рынка;

• перенакопление капитала (США, Швейцария);

• МРТ и неравномерность развития стран;

• стремление минимизировать цену экспортируемого товара за счет экономии на транспортных издержках, на страховании в пути и на импортных пошлинах;

• преступные, политические цели

Иностранные инвестиции регулируютсякак в национальном, так и в международном масштабе, и способы их регулирования можно подразделить на два уровня: национально-правовой и международно-правовой.

Национально-правовое регулирование основано, прежде всего, на использовании в каждой стране норм и институтов традицион­ных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса, сегодня во многих странах имеется специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране. В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора.

В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. закрепляется отсутствие дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия является своего рода международным стандартом, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным инвестициям.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов.

Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в так называемых налоговых гаванях и оффшорных центрах. Это территории, в которых с целью привлечения иностранного капитала, значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий. К таким местам относятся Кипр, Лихтенштейн, Мальта, Монако, и другие. Всего в мире насчитывается около ста оффшорных центров, преимущественно в Карибском бассейне.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

Если принимающая сторона меняет законодательство в сторону ухудшения условий для деятельности иностранных инвесторов на ее территории, то как правило, для уже действующих в данной стране иностранных фирм предусмотрена некоторая отсрочка в применении новых условий.

Международно-правовой режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние международные соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга. Кроме того, эти соглашения содержат положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между иностранными инвесторами и принимающим государством.

Многосторонний международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах-соглашениях, заключенных в рамках международных организаций - МВФ, МБРР, ЮНКТАД и др.

Свободные экономические зоны-это часть территории отдельных стран, где создаются наиболее благоприятные условия для притока зарубежных инвестиций путем снятия определенных законодательных ограничений, действующих на остальной территории страны.

Свободные экономические зоны можно подразделить на несколько видов:

1. Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады и таможенные зоны на отдельных предприятиях. Они базируются на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону или реэкспортируемыми из нее. Организация таких зон нацелена на удешевление перевалки и хранения грузов для предпринимателей.

2. Экспортные промышленные зоны основываются не только на применении льготного торгового и таможенного режима, но и на льготном финансовом и налоговом режиме, в т.ч. для иностранного капитала; ориентированы преимущественно на производство экспортной и импортозаменяющей продукции;

3. Банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций (так называемые оффшорные центры и налоговые гавани).

4. Комплексные зоны, ставящие перед собой широкие задачи и использующие элементы разных видов зон.

Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты}.

Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, но в отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.

На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение термина "трудящийся мигрант" содержится в конвенциях Международной организации труда № 97 и № 143 и гласит, что "трудящийся-мигрант" это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу; данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей силы, несколько приуменьшены и не дают полного представления о масштабах этого явления в мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают (страны-реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они покидают (страны-доноры).

Согласно классификации ООН постоянными трудящимися мигрантами считаются лица, прибывшие в стану для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий 1 год. Существует и особая категория легальных мигрантов – рабочие-фронтальеры, т.е. рабочие, ежедневно пересекающие границу, чтобы работать в соседнем государстве.

Согласно разработанной МОТ классификации современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:

1. работающие по контракту

2. профессионалы

3. нелегальные иммигранты

4. беженцы

5. переселенцы

Причины миграции рабочей силы обусловлены воздействием факторов экономического и неэкономического характера. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, семейные, расовые, религиозные. В последние годы серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.

К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся следующие:

· различные уровни экономического развития стран

· состояние национального рынка труда

· структурная перестройка экономики

· развитие НТП

· вывоз капитала, функционирование ТНК.

В мировой практике в настоящее время сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

По направлениям

1) из развивающихся стран в развитые;

2) из менее экономически развитых в крупные индустриальные страны;

3) между развитыми странами;

4) миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.

По территориальному охвату:

Межконтинентальная

Внутриконтинентальная

По уровню квалификации мигрантов

Высококвалифицированная рабочая сила

Низкоквалифицированная рабочая сила

По времени:

Безвозвратная

Временная

Сезонная

Маятниковая

По степени законности:

Легальная

Нелегальная.

Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются:

· США, Канада. Основные потоки направляются в США из Мексики и стран Карибского бассейна. Приток иммигрантов в США и Канаду оцениваются в 900 тыс. человек в год;

· Австралия. В стране используется более 200 тыс. иностранных рабочих в основном из Юго-Восточной Азии, Восточной и Центральной Европы;

· Западная Европа. Здесь насчитывается примерно 13 млн. мигрантов и членов их семей (из них 6,5 млн. рабочих). Странами, принимающими основную часть мигрантов, являются Германия, Франция, Швейцария, Великобритания. Характерной чертой современного иностранного населения этого региона стало преобладание в его структуре длительно проживающих поселенцев, имеющих постоянный вид на жительство. Средняя продолжительность пребывания иностранцев в Западной Европе – более 10 лет;

· Нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока. Этот рынок рабочей силы сформировался в 70-е гг. Страны этого региона привлекают дешевую рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. В основном из соседних арабских стран.

· НИС. Основными импортерами являются Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла.

Общие глобальные последствия трудовой миграции носят двойственный характер.

С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран. Делает возможным освоение новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей. С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быстрому росту крупных городов, обострению экологической ситуации. Обезлюдению села, порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.

В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы.

Регулирование импорта рабочей силы преследует две цели:

1. Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, т.к. он обостряет проблему занятости.

2. Обеспечение рационального использования иностранных работников, т.е. применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.

Государственное регулирование экспорта рабочей силы преследует следующие цели.

1. Защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания.

2. Возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.

Эмиграционная политика основывается на следующих принципах.

1. Гарантия возможности возвращения мигрантов на родину.

2. Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов.

3. Содействие смягчению "внутренней" безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке.

4. Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.

5. Оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 508.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...